Практическая работа по теме "Юмор и сатира"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Шепелева Ольга Геннадьевна

Работа представлыет из себя теоретическую часть - определение терминов "сатира" и "юмор", а также - основных видов комического. Следует сначала разобрать отличие юмора от сатиры и основные жанры крмического, а потом на примерах совместно с обучающимися определить, к какому виду (жанру) комического относится тот или иной пример из литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_po_teme_yumor_i_satira.docx427.14 КБ

Предварительный просмотр:

logo2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

Комплект заданий для практической  работы

по дисциплине   ОДб.02 « Литература»

Тема: Жанры юмора и сатиры

                                                                   

Задание: Прочитайте примеры и определите, к какому виду комического их можно отнести? Варианты ответов: юмористическое высказывание, ирония, самоирония, пародия, анекдот, частушка, черный юмор, садистские стишки, сатира, гротеск, сарказм, каламбур.

  1. НЕАППЕТИТНАЯ ПЕСЕНКА

С утра пораньше в воскресенье

 уселась Муха есть варенье.

Но вдруг Паук как прибежит!

– Испортил Мухе настроенье и перебил ей аппетит. /Вадим Левин/

***

Как-то муха по имени Джемма

 Села в блюдце клубничного джема

И гадать начала:

 «Я – оса иль пчела?»

 Вот такая у мухи дилемма. /Эдвард Лир/

___________________________________________________________________________

  1. «Врачи боролись за его жизнь, но он выжил» — Михаил Жванецкий __________________

 «Нет ничего проще, чем бросить курить — лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз» — Марк Твен  _______________________________________________

Маленький мальчик на лифте катался,

маленький тросик вдруг оборвался.

Мама подходит к куче костей:

«Где же кроссовки за 10 рублей?»

***

Мальчик нейтронную бомбу нашёл,

 С этою бомбой он в школу пришёл.

Долго смеялось потом районо —

Школа стоит, а в ней никого.

***

Маленький мальчик на вишню залез,

дедушка Петя достал свой обрез.

Выстрел раздался и деда упал:

мальчик свой маузер раньше достал.

Дети в подвале играли в садистов:

Зверски замучен отряд каратистов.

_______________________________________________________

  1. Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,

       Жена на локоны взяла последний рубль,

       Супруг, убитый лавочкой и флюсом,

       Подсчитывает месячную убыль.

       …………………………………..

       Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,

       В наплыве счастья полуоткрывши рот,

       И кошка, мрачному предавшись пессимизму,

       Трагичным голосом взволнованно орет.

       Безбровая сестра в облезлой кацавейке

       Насилует простуженный рояль,

       А за стеной жиличка-белошвейка

       Поет романс: "Пойми мою печаль"

       Как не понять? В столовой тараканы,

       Оставя черствый xлеб, задумались слегка,

       В буфете дребезжат сочувственно стаканы,

       И сырость капает слезами с потолка. – /Саша Черный «Обстановочка»/

____________________________________________________________________

  1. * До Штирлица не дошло письмо из Центра. Штирлиц перечитал письмо. Всё равно не дошло.

* Мимо Штирлица пронёсся Мюллер. «Уф, пронесло», — подумал Штирлиц. «Тебя бы так пронесло», — подумал Мюллер.

* Михаил Саакашвили покупает галстук в магазине. Продавец: «С собой, или здесь будете кушать?»

* — Когда мы выиграем чемпионат мира по футболу?

 — Когда бразильцы выиграют чемпионат мира по хоккею!

* — Отчего он умер?

 — Так написано же: от семьи, от друзей, от коллег…

* Два финна стоят на обочине трассы. Вдруг мимо них что-то очень быстро проносится. Проходит час:  — А к-т-то эт-то был?

 Проходит еще час:  — А эт-то был Мик-ка Ха-ак-кинен, по-озор на-аци-и.

* Муж, вернувшись из командировки, жене: «Я не спрашиваю, где любовник! Я спрашиваю, где шкаф!» _____________________________________________________________________

6.   * Людоед: Всё-таки компьютер никогда не заменит человека.

* «Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит» — Курт Воннегут ______________________________

7. Посмотрите на невесту:

    Она просто идеал!

    От неё жених ни с места,

    Чтобы кто, вдруг, не украл.

    ***

Меня милый обнимает,

Шепчет нежные слова,

На меня он предъявляет

Эксклюзивные права!

***

    С Новым годом, с Новым годом,

    С Новым годом, господа!

    Из страны социализма

    Мы шагаем в никуда!..

Водку мы теперь не пьем,

Сахару не кушаем.

Зубы чистим кирпичом,

Горбачева слушаем.

___________________________________________________________

8. «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

«Сроду такого не было, и опять то же самое».

«Лучше водки хуже нет».

«Лучше Украине никуда не вступать, а то на что-нибудь опять наступит». (по поводу вступления Украины в НАТО)        /В.С.Черномырдин/

_______________________________________________

9. Доги, доги, вы скорее

    Убегайте из Кореи.

    Вас корейский общепит

    Всех, как липку, общипит!

    ***

«По-моему, уже не та я», -

 Снежинка прошептала, тая.

***

«Портрет свой милый на-ка, Лена, -

 Сказал, припав я на колено. -

   Наполеон стоял и думал:

   ко злу дорога широка.

   На поле он стоял и думал:

   козлу дорога широка.

 Я рисовал его сангиной,

 Когда я мучился с ангиной.

 В руках твоих букет из мяты,

 Цветочки, правда, все измяты».

______________________________________________________________

10. «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло» /М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»/ ________________________________

11. «Бородавкин, Василиск Семенович. Градоначальничество сие было самое продолжительное и самое блестящее. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною…

Маркиз де Санглот, Антон Протасьевич, французский выходец и друг Дидерота. Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Летал по воздуху в городском саду, и чуть было не улетел совсем, как зацепился фалдами за шпиц, и оттуда с превеликим трудом снят.

Иванов, статский советник, Никодим Осипович. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ».

/М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»/

_______________________________________________

12. Плох тот крокодил, который не мечтает стать чемоданом!

Трудно любить свет сидя в подвале..

Цивилизация мегаполисов погибнет в Армагеддоне дорожных пробок

Спад - это когда ваш сосед теряет работу, кризис - когда работу теряете вы. _______________________________________________

13.  «Коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано и сделал губами: "брр..." -- что всегда он делал, когда просыпался, хотя сам не мог растолковать, по какой причине. Ковалев потянулся, приказал себе подать небольшое стоявшее на столе зеркало. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу; но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место! Испугавшись, Ковалев велел подать воды и протер полотенцем глаза: точно, нет носа! Он начал щупать рукою, чтобы узнать: не спит ли он? кажется, не спит. Коллежский асессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся: нет носа!.. Он велел тотчас подать себе одеться и полетел прямо к оберполицмейстеру». /Н.В.Гоголь «Нос»/

________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОМИЧЕСКОЕ, ЕГО ПРИРОДА И ВИДЫ КОМИЧЕСКОГО

Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.

В широком смысле — всё, что может вызвать смех или улыбку.

Виды юмора

Существуют различные формы юмора: ирония, пародия, сатира, анекдот, шутка, каламбур и так далее. Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор.

Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…» Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

Чёрный юмор — юмор с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, болезнями, физическими уродствами или иными «мрачными», макабрическими темами. Чёрный юмор — обычный ингредиент абсурдистики в литературе и в кино (ОБЭРИУ, «Монти Пайтон», театр абсурда).

Анекдо́т (фр. anecdote — краткий рассказ об интересном случае; от греч. τὸ ἀνέκδοτоν — не опубликовано, букв. «не изданное») — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Анекдот может быть несмешным. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Анекдоты охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Существуют анекдоты о семейной жизни, политике. В большинстве случаев авторы анекдотов неизвестны.

Форма анекдота не имеет значения. Главное — анекдот должен рождать смех. Смех помогает бороться со страхом, поэтому существуют анекдоты даже о смерти,

Звонок в дверь. Хозяин открывает дверь, а на пороге смерть стоит. Только не в чёрном балахоне, а вся в ленточках, бантиках, с шариками надувными и тазиком на голове вместо капюшона.

 — Ты кто? — спрашивает хозяин.

 — Я — твоя смерть.

 — Какая-то ты нелепая…

убийстве

— Тебя за что посадили?

 — За браконьерство. Иду я с ружьём и вижу: на столбе орёл сидит. Я прицелился и выстрелил: когти — в одну сторону, пассатижи — в другую.

и конце света.

У физиков есть традиция: каждые пятнадцать миллиардов лет запускать Большой адронный коллайдер.

Часту́шка — фольклорный жанр, это короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. В «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля нет толкования этого слова, так как это понятие не существовало. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют»

Шу́тка — это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка. Для достижения своей юмористической цели шутка может использовать иронию, сарказм, игру слов и другие методы. Шутка, как правило, имеет концовку (кульминацию), которая заканчивает повествование и делает его смешным.

Каламбу́р (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию.

В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Является частным случаем игры слов (многие авторы считают «игру слов» и «каламбур» синонимами). Близким по смыслу понятием является понятие парономазии.

Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.

Высказывания о сатире

 Сатира — своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного — Джонатан Свифт.

Бывают времена, когда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос — Станислав Ежи Лец.

Сатира — это занятие одинокое, сугубо личное, ибо никто не может достоверно описать дурака, не заглянув в собственную душу — Ф. Колби.

Сатира — это остроумная атака на зачинщиков социальной несправедливости — Георгий Александров.

Сыпать веселыми остротами — это значит создавать нечто из ничего, то есть творить — Жан де Лабрюйер.

Истинно остроумный человек — диковина, и к тому же ему нелегко поддерживать свою репутацию: люди редко уважают того, кто умеет их смешить — Жан де Лабрюйер.

Гротеск (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный»; итал. grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера») — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые: гротеск — «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает».

Примерами литературного гротеска могут служить повесть Н. В. Гоголя «Нос» или «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э. Т. А. Гофмана.

Сарка́зм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать плоть») — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Сарказм — это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит свое выражение высшая степень негодования, ненависть. Сарказм никогда не является характерным приёмом юмориста, который, выявляя смешное в действительности, изображает её всегда с известной долей симпатии и сочувствия.

Примеры сарказмов, которые стали афоризмами:

Капиталисты готовы продать нам верёвку, на которой мы их повесим (Владимир Ленин)

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская)

Безбожно врал сам основатель «Правды» (Георгий Александров)

Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчет первой у меня имеются сомнения (Альберт Эйнштейн)

Паро́дия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения в специально изменённой форме.        

Преподаватель – Шепелева О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...