Викторина по литературе (6-7 класс)
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Евстратова Елизавета Сергеевна

Викторина по литературе для учащихся 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_literature_6-7_klass.docx57.46 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по литературе "Литературная перестрелка "

Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству.

Задачи: 

  1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
  2. способствовать формированию навыков творческого чтения;
  3. развивать воображение и творческие способности учащихся.

Участники: ученики 6-7 классов

Число команд: 3 команды по 7 человек во главе с капитаном.

Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек

Вступительное слово:

Добрый день, ребята! Сегодня в предновогодние дни мы с вами собрались не случайно. Очень важно для нас – зарядиться по-настоящему сказочным зимним настроением. А помочь нам в этом может любовь, любовь к настоящему русскому слову, к слову чистому, к слову правильному и  эстетичному.  

- А где мы найдем такой эстетичный язык? (в отечественной и зарубежной художественной литературе)

Ну и без духа соревнования нам тоже никуда.

Поэтому мы с вами сегодня соберемся в путешествие по страницам любимых книг, вспомним любимых авторов и героев произведений, прикоснемся к народной мудрости и даже сами почувствуем себя настоящими писателями и поэтами.

Ну а чтобы проникнуться духом прекрасного и понять, что каждому из вас под силу любить свой язык и выражать им свои собственные эмоции и переживания, мы попросим Илью Семёнова, ученика 7 класса,  прочесть нам миниатюру собственного сочинения, которая была им представлена на муниципальной программе «Талант» и была удостоена 1 места.

Чтение миниатюры

Зимний Вечер

Зимний Вечер.  Всё окутано инеем, словно покрыто легким ситцем. Передо мной улица, ничем не отличавшаяся от других. Тускло светят на дорогу фонарные столбы. Все люди спрятались по своим домам, лишь изредка слышен  стук ботинок, крики ребятни и  звуки проезжающих вдалеке машин. С неба спускаются тонкие нити света, подобно легким паутинкам, окрашивающимся в розоватый цвет предзакатного солнца.

 Смеркается. Все, кто остался на улице, заспешили к своим теплым уютным жилищам. Следуя их примеру, к дому побрёл и я, как обычно размышляя о повседневном. Обернувшись, вдалеке я увидел едва различимый силуэт, который, как и моё детство, уходил назад. У каждого человека есть такое место , будь то русский Петров или китаец Ли, которое означает для него нечто большее, чем для всех остальных. Это место – Родина.        

 Человек всегда стремится куда-то уехать, чего-то добиться, но всё равно рано или поздно возвращается в родной дом, на ту самую улицу, где проходила самая важная пора его жизни – его детство. Это похоже на чтение книг, когда ты ищешь для себя что-то новое: жанры, формы, авторов… Но всегда возвращаешься к той одной, неоднократно перечитанной книге, которая не

перестает каждый раз учить тебя чему-то.

 Наконец, подойдя к дому, я остановился, ощутил на себе легкое подергивание морозца. Небосклон уже был покрыт россыпью звезд. Смотря на них, я понял, что сегодня мне открылось что-то особое, скрытое до сих пор…

Спасибо, Илья. Ну а теперь несколько слов о нашей литературной викторине.

Вас ожидает 5 конкурсов:

I конкурс: “Юморина”

II конкурс: “В стране стихосложения”

III конкурс: “Перестрелка”

IV конкурс: “Найди слова”

V конкурс: “Собери пословицу”

Ваша задача - внимательно слушать задания и сообща их выполнять.

А оценивать качество их выполнения будет строгое и неподкупное жюри – ваши одноклассники.

Вы заранее получили задание – назвать свои команды и придумать девиз, поэтому просим вас представиться.

Представление команд

Итак, мы начинаем.

I КОНКУРС. “Юморина”

Вам предлагаются карточки с вопросами, ваша задача записать на бланках правильные ответы, максимальная оценка жюри – 5 баллов.

Карточка № 1

  1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
  2. Кто из сказочных героев очень любил поговорку ''Одна голова хорошо, а две лучше''?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.
  4. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи.
  5. Какая героиня сказки А.С. Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила в наше время?

Карточка №2

  1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.
  2. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору.
  4. Как звали трех толстяков из повести- сказки Ю. Олеши “Три толстяка”?
  5. Какая злая волшебница не умывалась пятьсот лет, так как боялась воды?

Карточка № 3

  1. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
  2. Какой герой французской сказки очень любил обувь, и как его за это прозвали?
  3. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?
  4. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.
  5. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали?

II КОНКУРС. “В стране стихосложения

БУРИМЕ м – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300 сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме!

Задание:

Пели – смотрели
Кружок – пирожок
Капустный – вкусный
Другой – курагой
В прятки – лошадки
Ушли – легли.
Без огня – у меня
Днем - в нем
Вечерком – огоньком
С травой – живой.

Пример:

Мы сегодня песни пели,
Много мультиков смотрели.
Потом сели мы в кружок,
Чтоб готовить пирожок.
Пирожок капустный,
Очень-очень вкусный.
Решили сделать другой.
Правда, с курагой.
Затем играли в прятки,
Скакали как лошадки.
Затемно домой пришли,
очень быстро спать легли.

Ваша задача – составить буриме.

III конкурс «Перестрелка»

Я буду зачитывать вопросы, ваша задача, выслушав вопрос до конца, поднять руку и только с разрешения дать правильный ответ. Ответы, произнесенные без разрешения, не засчитываются. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Членов жюри прошу помочь следить за тем, в чьей команде быстрее появится поднятая рука.

  • Назовите автора и произведение по отрывку: «Ей - Богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай  да рассказывай, и отвязаться нельзя. Ну, извольте, я расскажу, только ей - ей, в последний раз. Да, вы вот говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом... Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит. Ей - Богу обморочит!

Нас всех у отца было четверо. Я тогда ещё был дурень. Всего мне было лет 11...»

Н. В. Гоголь. "Заколдованное место".

  • Назовите фамилии главных героев Л. Н. Толстого, попавших в плен к татарам.

Жилин и Костылин.

  • Последовательность событий в художественном произведении.

Сюжет.

  • Рассказ А.П. Чехова "лошадиная фамилия". Назовите фамилию Якова Васильевича, который  жил в Саратове и заговаривал зубы.

Овсов.

  • Добрый смех.

Юмор.

  • Писатель, поэт, сказочник. Годы жизни: 1799 - 1837

А. С. Пушкин.

  • Поэт, автор строк:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера...

Ф. И. Тютчев

  • Имя автора:

  Ночевала тучка золотая на груди утёса - великана;

    Утром в путь она умчалась рано,

    По лазури весело играя.

М.Ю.Лермонтов.

  • Жанр художественной литературы, предназначенный для игры на сцене.

Пьеса.

  • Каким художественным средством выразительности пользуется Гоголь, когда описывает Пузатого Пацюка в произведении "Ночь перед Рождеством":...Ел за шестерых косарей и выпивал одним разом почти по целому ведру..."

а) олицетворение б) эпитет в)гипербола г)сравнение

  • Исторические повествования о днях прошлых.

Летописи.

  • Вымышленные фамилия или имя поэта или писателя.

Псевдоним.

  • Небольшой стихотворный рассказ, в котором в аллегорической форме даётся нравоучительное и сатирическое изображение жизни.

Басня.

  • Отгадайте загадку:

Я разлеглася.

Кабы я встала,

Так небо достала.

Кабы руки да ноги,

Я бы вора связала.

Кабы рот да глаза,

Я бы всё рассказала.

Дорога.

  • Предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлений природы.

Миф.

  • Каким тропом можно назвать словосочетания: чистое поле, красна девица, добрый молодец, месяц ясный, конь борзый.

Эпитеты.

  • Виды сказок.

Волшебные, бытовые, о животных.

  • Слова героя в диалоге.

Реплика.

  • Назовите произведение и автора.

У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том..

А.С. Пушкин "Руслан и Людмила".

  • Чем отличается поэзия от прозы?

Ритмом и рифмой.

  • Детство поэта прошло в Тарханах.

М.Ю.Лермонтов.

  • Назовите произведение и его автора.

В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом , жила некогда барыня, вдова, окружённая дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж. Она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой старости.

И.С. Тургенев. "Муму".

  • Кто из поэтов 19 века рассказал о войне 1812 года, в каком произведении?

М.Ю. Лермонтов "Бородино".

  • Назовите басню И. А. Крылова. Мораль: Избави Бог и нас от этаких судей!

"Осёл и Соловей"

  • Назовите автора и стихотворение:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер да я.

А. Пушкин. "Узник"

  • Назовите главных героев повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

Тарас, Остап, Андрий.

  • Поэт воспевает русских женщин - тружениц:

...Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт.

Назовите автора.

Н. А. Некрасов.

  • Повесть А.С. Пушкина о Самсоне Вырине и его дочери Дуняше.

"Станционный смотритель".

  • Автор, произведение:

Ласточки пропали, а вчера с зарёй

Всё грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой.

А. А. Фет.

  • Автор, произведение:

“Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной”.

В. А. Жуковский “Кубок”

IV конкурс. “Найди слова”

В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни – в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами с предлогом. Третьи - еще где-нибудь.

Ваша задача найти их и выделить маркером.

На лыжах

Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже.

Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день.

V конкурс. “Собери пословицу”

Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца. Лучше всего для этого конкурса распечатать таблицу ответов для участников. Количество пословиц можно сократить по желанию.

Если быть внимательными, можно отметить интересную закономерность.

Задание

1

Кто другому яму копает,

1

тот о том и говорит.

2

Любишь кататься,

2

надо свой разум наточить.

3

Муж возом не навозит,

3

а с жуком связаться – в навозе оказаться.

4

Кто ест скоро,

4

от того и наберешься.

5

На охоту ехать -

5

по-волчьи выть.

6

Кто рано встаёт,

6

тому глаз вон.

7

Любовь не картошка -

7

враг мой.

8

У кого что болит,

8

тот сам в нее попадает.

9

На то она и щука,

9

чтобы не было оглядки.

10

Не говори о себе худо,

10

по уму провожают.

11

Чтобы других учить,

11

люби и саночки возить.

12

Кто старое помянет,

12

тому Бог даёт.

13

Не спеши языком,

13

молчание золото.

14

С пчелкой водиться - в медку находиться,

14

что жена горшком наносит.

15

По одежке встречают,

15

другие об этом позаботятся.

16

Слово – серебро,

16

спеши делом.

17

С кем поведешься,

17

тот и работает споро.

18

Язык мой -

18

не выбросишь в окошко.

19

С волками жить -

19

собак кормить.

20

Не давай повадки,

20

чтоб карась не дремал.

Подведение итогов

Литературная викторина “По страницам любимых книг” (оценочный лист для жюри)

Название конкурса

Максимум баллов

№1

№2

№3

I. “Юморина”

5

 

 

 

II. “В стране стихосложения”

5

 

 

 

III. “Перестрелка”

по 1 за каждый

правильный ответ

 

 

 

IV. “Найди слова”

5

 

 

 

V. “Собери пословицу” 

20

по 1 за каждый

правильный ответ

 

 

 

Итог

 

 

 

 

ОТВЕТЫ: «Юморина»

Задание №1

Задание №2

Задание №3

1

Колобок

1

Репка

1

“Алёнушка и братец Иванушка”

2

Змей Горыныч

2

“Теремок”

2

Кот в сапогах

3

Золушка

3

Красная Шапочка

3

Волк

4

Дж. Родари “Приключения Чиполлино

4

Имён не имели

4

Страшила, Железный Дровосек, Трусливый лев, собака Тотошка

5

Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина

5

Бастинда

5

Курочка Ряба

«Найди слова» На лыжах

Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже.

Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день.

«Собери пословицу»

Ответы

1

Кто другому яму копает,

8

тот сам в нее попадает.

2

Любишь кататься,

11

люби и саночки возить.

3

Муж возом не навозит,

14

что жена горшком наносит.

4

Кто ест скоро,

17

тот и работает споро.

5

На охоту ехать -

19

собак кормить.

6

Кто рано встаёт,

12

тому Бог даёт.

7

Любовь не картошка -

18

не выбросишь в окошко.

8

У кого что болит,

1

тот о том и говорит.

9

На то она и щука,

20

чтоб карась не дремал.

10

Не говори о себе худо,

15

другие об этом позаботятся.

11

Чтобы других учить,

2

надо свой разум наточить.

12

Кто старое помянет,

6

тому глаз вон.

13

Не спеши языком,

16

спеши делом.

14

С пчелкой водиться - в медку находиться,

3

а с жуком связаться – в навозе оказаться.

15

По одежке встречают,

10

по уму провожают.

16

Слово – серебро,

13

молчание золото.

17

С кем поведешься,

4

от того и наберешься.

18

Язык мой -

7

враг мой.

19

С волками жить -

5

по-волчьи выть.

20

Не давай повадки,

9

чтобы не было оглядки.

Карточка № 1

  1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
  2. Кто из сказочных героев очень любил поговорку ''Одна голова хорошо, а две лучше''?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.
  4. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи.
  5. Какая героиня сказки А.С. Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила в наше время?

Задание №1

1

2

3

4

5

Карточка №2

  1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.
  2. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору.
  4. Как звали трех толстяков из повести- сказки Ю. Олеши “Три толстяка”?
  5. Какая злая волшебница не умывалась пятьсот лет, так как боялась воды?

Задание №2

1

2

3

4

5

Карточка № 3

  1. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
  2. Какой герой французской сказки очень любил обувь, и как его за это прозвали?
  3. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?
  4. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.
  5. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали?

Задание №3

1

2

3

4

5

Задание:

сама – зима

мороз – нос

ёлки - иголки

снежинки - пушинки

снеговик - возник

послания – желания

сказка – раскраска

без хлопот – новый год

Пример:

 ________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________  

________________________________________________

________________________________________________        

Задание:

сама – зима

мороз – нос

ёлки - иголки

снежинки - пушинки

снеговик - возник

послания – желания

сказка – раскраска

без хлопот – новый год

Пример:

 ________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________  

________________________________________________

________________________________________________        

Задание:

сама – зима

мороз – нос

ёлки - иголки

снежинки - пушинки

снеговик - возник

послания – желания

сказка – раскраска

без хлопот – новый год

Пример:

 ________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________  

________________________________________________

________________________________________________        

«Найди слова»

На лыжах

Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже.

Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день.

«Найди слова»

На лыжах

Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже.

Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день.

«Найди слова»

На лыжах

Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже.

Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день.

III конкурс. “Собери пословицу”

III конкурс. “Собери пословицу”

Название команды:

Название команды:

Таблица ответов для участников

Таблица ответов для участников

1

 

11

 

1

11

2

 

12

 

2

12

3

 

13

 

3

13

4

 

14

 

4

14

5

 

15

 

5

15

6

 

16

 

6

16

7

 

17

 

7

17

8

 

18

 

8

18

9

 

19

 

9

19

10

 

20

 

10

20

III конкурс. “Собери пословицу”

III конкурс. “Собери пословицу”

Название команды:

Название команды:

Таблица ответов для участников

Таблица ответов для участников

1

 

11

 

1

11

2

 

12

 

2

12

3

 

13

 

3

13

4

 

14

 

4

14

5

 

15

 

5

15

6

 

16

 

6

16

7

 

17

 

7

17

8

 

18

 

8

18

9

 

19

 

9

19

10

 

20

 

10

20

Задание

1

Кто другому яму копает,

1

тот о том и говорит.

2

Любишь кататься,

2

надо свой разум наточить.

3

Муж возом не навозит,

3

а с жуком связаться – в навозе оказаться.

4

Кто ест скоро,

4

от того и наберешься.

5

На охоту ехать -

5

по-волчьи выть.

6

Кто рано встаёт,

6

тому глаз вон.

7

Любовь не картошка -

7

враг мой.

8

У кого что болит,

8

тот сам в нее попадает.

9

На то она и щука,

9

чтобы не было оглядки.

10

Не говори о себе худо,

10

по уму провожают.

11

Чтобы других учить,

11

люби и саночки возить.

12

Кто старое помянет,

12

тому Бог даёт.

13

Не спеши языком,

13

молчание золото.

14

С пчелкой водиться - в медку находиться,

14

что жена горшком наносит.

15

По одежке встречают,

15

другие об этом позаботятся.

16

Слово – серебро,

16

спеши делом.

17

С кем поведешься,

17

тот и работает споро.

18

Язык мой -

18

не выбросишь в окошко.

19

С волками жить -

19

собак кормить.

20

Не давай повадки,

20

чтоб карась не дремал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

викторина по литературе для 6 класса

содержит как задания на сообразительность, так и на знание литературоведческого материала...

Литературная викторина по литературе в 7 классе

Литературная викторина позволит учителю провести небольшой контроль знаний, полученных в 6-7 классах....

Викторина по литературе для 9 классов

Данная викторина может быть использована в конце певрой четверти после изучения комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Викторина проводится в форме игры-соревнования между 9 клссами.Данная разработка ...

Викторина по литературе в 9 классе "Своя игра"

Проверка знаний девятиклассников в форме игры способствует развитию познавательной активности учащихся, интереса к изучаемомому материалу,...

Викторина по литературе для 7 класса

Викторина по литературе с закрытыми вопросами для 7 класса (УМК под ред. Коровиной В. Я.)...

Викторина по литературе для 7 класса (программа "Школа 2100")

Викторина по литературе для 7 класса по программе "Школа - 2100"...

Викторина по литературе в 10 классе "Знакомые незнакомцы"

Дидактический материал к предметной неделе в школе (викторина)...