урок по литературе «Истоки детективной литературы. Э. По «Убийство на улице Морг»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Мочёнова Татьяна Викторовна

урок по литературе в 5 классе тема: «Истоки детективной литературы. Э. По «Убийство на улице Морг» по системе "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.po_5_klass.docx21.18 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_no2.ppt465 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МОУ гимназия №69

  1. Мочёнова Татьяна Викторовна

  1. Литература

  1. 5 класс

  1. Образовательная программа «Школа 2100»

  1. «Истоки детективной литературы. Э. По «Убийство на улице Морг»

  1. Обучающая цель: закрепление знаний об особенностях детективного жанра, формирование умения находить в произведениях основные элементы детектива.

Развивающая цель: развитие творческого и логического мышления, внимательности, умения выделять главное, расширить кругозор.

Воспитательная цель: научить уважительному отношению к интеллекту человека.

  1. Оборудование: тексты в учебниках, презентация.

                                                   Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Проверка полученных знаний и навыков, постановка цели урока. (слайд №1)

На прошлом уроке мы с вами изучили особенности жанра детективной литературы. На этом уроке мы продолжим знакомиться с миром детективов. Но прежде проверим, как вы усвоили предыдущий материал. Перед вами слева расположены имена сыщиков, а справа – их особенности. Ваша задача – найти соответствия. (слайды №2 – 5)

(1-3, 2-1, 3-4, 4-2)

  1. Знакомство с личностью Э.По.

Скажите, кто является основоположником детективной литературы? Что вам известно об этом писателе? (слайд №6)

(Мы знакомы с Э.По по очерку К. Паустовского. Он родился в 1809 году в Бостоне, в семье актёров. Рано осиротел. Воспитывался в приёмной семье. Был очень сложным ребёнком, склонным как к капризам, так и к уединению и к мечтательности.

Учился в ричмондской школе. Учителей этой школы удивляло, что Эдгар «всегда был готов уцепиться за любую трудную умственную задачу». Мальчик великолепно плавал. Он прославился на весь штат тем, что проплыл шесть миль против течения бурной реки.

 Эдгар никогда не мог забыть, что он приёмыш. Чувство одиночества никогда не покидало его. Он очень болезненно и пылко отзывался на любое проявление доброты по отношению к себе (о Елене Стенперд)

Да, у Эдгара По была очень непростая жизнь. У него было очень мало друзей. Он рано потерял горячо любимую жену. Современники часто клеветали на него и сочиняли возмутительные небылицы. Даже до сих пор чаще вспоминают безумные выходки Эдгара По, забывая о его великих достижениях в области литературы.

Что вам известно о его роли в литературе?

(Эдгар По является одним из основоположников приключенческой литературы. В этом году уже изучался его рассказ «Золотой жук»

Да, рассказом «Золотой жук» Э. По одним из первых положил начало приключенческой литературе. А рассказ «Убийство на улице Морг», написанный в 1841 году, стал первой ласточкой в классической детективной литературе. (Запись в тетради, слайд №7) Впервые на страницах художественного произведения появился образ детектива-любителя, наделённого необыкновенными способностями к логическому анализу.

  1. Анализ рассказа «Убийство на улице Морг» (1841 год)

Вам известно из материала прошлого урока, как строиться классическое произведение детективной литературы. Назовите основные части композиции.

(Предыстория, завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

Выделим теперь в рассказе все элементы сюжета. Какие эпизоды можно считать завязкой, кульминацией, развязкой? Нет ли здесь предыстории?

(Предыстория – знакомство рассказчика с Дюпеном. Завязка – сообщение о преступлении на улице Морг. Развитие действия –а) показания свидетелей, б) работа полиции, в) осмотр место преступления, г) логические выводы Дюпена. Кульминация – установление личности преступника и  рассказ матроса – хозяина орангутанга. Развязка – освобождение невиновного. Дюпен и префект полиции.)

Можно сделать вывод, что композиция рассказа полностью соответствует законам детективного жанра. Более того, она является образцом стройности, логики развития событий, последовательности и соразмерности частей произведения. (Запись в тетради слайд №8)

Обратимся к тексту. Как вы думаете, почему для человека дар анализа служит источником живейшего наслаждения?

(Наверное, потому, что человек, который обладает такими удивительными способностями, может полнее увидеть жизнь, понять её закономерности. Умея анализировать и наблюдать, человек лучше понимает и поступки окружающих, и самого себя.)

Обычное люди, как правило, плохо умеют анализировать ситуации, не замечают важных мелочей, из которых складывается вся жизнь. Для кого же конкретно лар анализа служит источником живейшего наслаждения?

(Для Огюста Дюпена)

Огюст Дюпен – человек с необыкновенными аналитическими способностями. Именно с ним знакомится и знакомит нас рассказчик. В рассказе не даётся описание внешности Дюпена. Каким вы его себе представляете?

(Молодой человек, высокий, стройный. Тёмные волосы, живые глаза, острый нос. Одет очень элегантно, как и все французы.)

А какие качества бросились в глаза рассказчику ещё в начале знакомства с Дюпеном? Процитируйте.

(«Поразила меня и обширная начитанность Дюпена, а главное, я не мог не восхищаться неудержимым жаром и свежестью его воображения. Я не мог не восхищаться аналитическим дарованием Дюпена. Да и Дюпену, видимо, нравилось упражнять эти способности.)

С какой целью Эдгар По говорит о способностях Дюпена к анализу ещё в самом начале, ещё до завязки основного действия?

(Хочет подготовить нас к той роли, которую Дюпен призван сыграть в рассказе)

Как Дюпен отреагировал на произошедшее убийство? Почему он всё-таки решил вмешаться в ход расследования?

(Долго воздерживался от комментариев, но вмешался, потому что арестовали невиновного человека, которому он был «обязан» за какую-то услугу.)

Но это, скорее всего, только видимая причина, повод, чтобы взяться за дело. Дюпен говорит об убийстве: «Такое расследование нас позабавит». Как вы думаете, что значит эта фраза?. Такое запутанное дело для Дюпена – пища для ума , тот самый «источник живейшего наслаждения», о котором мы говорили.

Показывает ли нам автор логику рассуждений Дюпена?. Конечно, рассуждения главного героя, работа его мысли занимают почти весь рассказ. Вспомните, почему Дюпен подводит своего собеседника к самостоятельному решению, а не сразу предоставляет готовые выводы?

(Дюпену самому интересно выстроить цепь логических умозаключений, приводящих к выводам об убийстве, о том, как убийца бежал, и он считает, что каждому это будет интересно, как ему.)

Автор показывает нам логические рассуждения Дюпена с целью показать его личность, аналитические возможности, логику раскрытия преступления. Сделать это удобнее всего в форме беседы с другом, где ищутся ответы на многие вопросы.

Дюпен разгадал загадку. К какой хитрости он прибегнул, чтобы заманить косвенного виновника преступления к себе домой?

(Дал объявление в газете)

Как ведёт себя Дюпен с изобличённым матросом? Почему тот верит ему?

(Дюпен не хочет запугивать человека. Напротив, он успокаивает моряка, говорит, что верит в его невиновность, ручается своим словом, что с тем ничего худого не случиться. Его спокойствие, искренность убеждают матроса довериться Дюпену.)

Скажите, а благодарен ли Дюпену за раскрытое преступление префект полиции? Почему он себя так ведёт? Как отнёсся к такой реакции Дюпен? Почему он даже не удостоил префекта ответом?

(Префект не испытывает никакого чувства благодарности. Он «даже отпустил в наш адрес две-три шпильки насчёт того, что не худо бы каждому занимать своим делом». Ему, наверное, обидно, что детектив-любитель сумел сделать то, что не сумели профессионалы. А для Дюпена достаточно сознания собственного успеха. Он понимает, разница в уровне мыслительных способностей слишком велика, чтобы ему сердиться на префекта.)

Префект слишком гордый и недалёкий человек. именно поэтому он не видит дальше своего носа. Скажите, а рассказчик, друг Дюпена, похож на префекта? Оскорбляет ли его о ,что Дюпен умнее его?  Каким вы представляете характер рассказчика?

(Нет. Это добрый, порядочный человек, любитель книг. То, что Дюпен умнее его, он воспринимает как должное)

Участвует ли рассказчик в разгадке таинственного происшествия? Как он это делает?

Все умозаключения рассказчика оказываются ошибочными. Зачем же автору нужен такой герой, обыкновенный человек, со средним умом, который, к тому же, делает ошибочные выводы?

(Рассказчик служит как бы отправной точкой отсчёта, с которой сравнивается ум самого Дюпена. Кроме того, реплики рассказчика подталкивают Дюпена, заставляя продолжать объяснения, то есть помогают развитию действия.)

Верно, такой «второй герой» присутствует во всех детективных произведениях.

  1. Подведение итогов.

Итак, мы проанализировали рассказ Эдгара По «Убийство на улице Морг». Скажите, какие же признаки детектива мы нашли с вами в этом рассказе?

Что больше всего интересует самого автора – преступление или процесс работы мысли? Почему вы так думаете?

Эдгар По действительно ставил человеческий разум на первое место, считая, что для человека, умеющего думать и рассуждать, умеющего использовать силу мысли, нет никаких преград и загадок. Таков Огюст Дюпен. Таковы и другие известные сыщики. Такими можем быть и мы с вами.

  1. Домашнее задание (слайд №9)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусская литература - истоки национальной духовной культуры

В основе нашей самобытной традиции лежит христианское понимание миропорядка, нравственные ценности которого утрачены в современном мире. Возрождение национальной духовной культуры - одна из ведущих за...

"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и  развивают свои творческие способности....

Образ сыщика в детективной литературе.(Урок литературы в 5 классе. Программа Р.Н. Бунеева)

Урок по произведениям К. Дойла "Горбун" и Э. По "Убийство на улице Морг".Рабочее название урока: "Нравственные уроки детективной литературы". Групповая работа....

План конспект урока "Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра"

Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....