Интегрированный урок по русской и мансийской литературе. Творчество А.С. Тарханова и Ф. И. Тютчева.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Андреева Галина Олеговна

Интегрированный урок

         по русской  и  мансийской  литературе

 

Тема: И может собственных поэтов мансийская земля рождать…

             ( по творчеству мансийского поэта А.С. Тарханова)

 

Вид урока: интегрированный

По дидактическим целям: урок изучения нового материала

По характеру познавательной деятельности: традиционный

По организации познавательного процесса: комбинированный

 

 

Цели: Образовательная:

1.      на примере стихотворения дать представление о судьбе, творчестве и особенностях стиля А. Тарханова;

2.      показать, как нужно читать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа поэтического текста:

            -выявить тему стихотворения;

                        -пояснить лексическое значение ключевых слов;

                        -определить роль тропов в раскрытии темы и идеи стихотворения.

Развивающая:

           Способствовать развитию аналитического мышления, сопоставления на примере стихов Тарханова А. и Тютчева Ф.

Воспитательная:

Воспитывать общечеловеческие ценности, всеобщие нравственные принципы, экологическую ответственность, чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, чувство прекрасного, повысить интерес к урокам литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок 

по русской и мансийской литературе

И может собственных поэтов

мансийская земля рождать

Авторы:

Андреева Галина Олеговна,

учитель русского языка и литературы

Плеханова Клавдия Семёновна,

учитель мансийского языка и литературы

2013 год

    Интегрированный урок

        по русской  и  мансийской  литературе

Тема: И может собственных поэтов мансийская земля рождать…

             ( по творчеству мансийского поэта А.С. Тарханова)

Вид урока: интегрированный

По дидактическим целям: урок изучения нового материала

По характеру познавательной деятельности: традиционный

По организации познавательного процесса: комбинированный

Цели: Образовательная:

  1. на примере стихотворения дать представление о судьбе, творчестве и особенностях стиля А. Тарханова;
  2. показать, как нужно читать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа поэтического текста:

         -выявить тему стихотворения;

                -пояснить лексическое значение ключевых слов;

                -определить роль тропов в раскрытии темы и идеи стихотворения.

Развивающая:

           Способствовать развитию аналитического мышления, сопоставления на примере стихов Тарханова А. и Тютчева Ф.

Воспитательная:

Воспитывать общечеловеческие ценности, всеобщие нравственные принципы, экологическую ответственность, чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, чувство прекрасного, повысить интерес к урокам литературы.

Структура урока:

1 звено - организационный момент

2 звено - мотивация

3 звено – первичное усвоение материала

4 звено – актуализация знаний

5 звено – сопоставительный анализ

6 звено – обобщение и систематизация знаний

7 звено – презентация книг А.С. Тарханова

8 звено – домашнее задание

Форма организации: индивидуальная, коллективная

Методы ведения: рассказ, эвристическая беседа, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный

Оборудование:

Портрет поэта А.С. Тарханова, выставка его книг, словарь тропов, CD диск, мансийский струнный инструмент санквалтап

Программное обеспечение урока: презентация Power Point

Техническое обеспечение: мультимедийный проектор

                Тема урока (слайд № 1)

                          Под сопровождение игры на саңквалтапе ученица читает стихотворение А..С. Тарханова «Овыл туйт» на мансийском языке («Первый снег)

                Хальквет сака вуйканаквет,

                Аквтоп совыр сахил олэгыт.

                Мось туп ты нёвитахтыквет

                Сялыг олн сэнкв халыт.

                Халькве лылы пувим люли

                Луптакенэ оссувлым, элаль

                Маныр емты, тав Туве хулы

                Ань маньнэг емты, маньнэг люли.

                Сяр асталаквег тав та олы.

                Сымкетэ раты, аквтоп хусапыт

                Унлы, Ань туйт тай паты

                Акваг паты, вильтн паты.

                                         Ход урока.

I.Организационный момент

Учитель:

                Сегодня наш урок – встреча с творчеством самобытного, яркого, талантливого мансийского поэта Андрея Семеновича Тарханова, не похожего на других ни судьбой, ни поэтической интонацией.

                Цель урока - познакомиться с творчеством А.С. Тарханова, проанализировать его стихотворения и сопоставить с поэзией русских классиков, в частности, Ф. И. Тютчева.

                          Портрет А. Тарханова (слайд № 2)

                Как мы уже знаем, характер поэта, его личность всегда отражается в его стихах. Поэтому, прежде чем анализировать их, мы обратимся к личности автора.

II.Оформление записи в тетрадях.

             Запишем тему урока и по ходу выступлений биографов составим хронологическую     таблицу.    Предоставляю слово биографам.

           III. Знакомство с биографией и творчеством А. Тарханова. Выступление биографов.

        

                                    Карта  ХМАО-Югры (слайд № 3)

                1 чтец: Андрей Семенович Тарханов родился 18 октября 1936 года в мансийской деревне Аманья Кондинского района Ханты-Мансийского округа в семье потомственных рыболовов и охотников. Первые шаги мальчика были шагами в природу. Вот он ловит радужные капли дождя, падающие с коричневых еловых шишек, собирает землянику на заветном бугре, слушает лося-рогача – и все это сопровождается неповторимыми звуками, чарующими красками.

                           (  Слайд № 4 «Природа родного края»)

                                             

                2 чтец: Андрей Семенович Тарханов получил образование в Ханты-Мансийском педагогическом училище, Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, на высших курсах режиссеров и сценаристов; работал учителем, редактором студии телевидения, постоянно публикуя свои материалы в городских, районных и окружных газетах.

                Свои произведения Тарханов начал печатать в 1956 году. Первая книга стихов «Первая завязь» издана в 1963 году в Тюмени.

                Литературный критик Константин Яковлев пишет: «Читая первые стихи-миниатюры Андрея Тарханова: «На зимней дороге», «Ели», «От зноя бор сосновый порыжел…», «Березонька», - я был поражен умением поэта написать точную, живую картину – лаконичную, как в японских хокку.

         Стихотворение «Запахи лета»

                        Хвоей, брусникой

                        Веет от бора.

                        Рыбой и тиной

                        Пахнут озера.

                        Пахнут осокой

                        И камышами,

                        Спелой морошкой,

                        Клюквой, грибами…

                       

                3 чтец: Поэзия Тарханова – это поэзия человека с проницательным, добрым, пророческим взглядом на мир, на людей. Видимо, этот редкий дар он получил от щедрой природы, от языческих священных боров, озер и речек. «О, звериная зоркость и чуткость моя!» – писал он в одном из ранних стихотворений.

                Открыв книгу «Исповедь язычника», попадаешь в многокрасочный таинственный мир таежной природы: тут могут предстать идолы и амбары, предназначенные для поклонения им. А в ночи – «желтый бубен – луна над вершиною кедра висит», «ковш Медведицы черпает тьму», здесь можно увидеть, как «Юча-фея тайги в белой парке неслышно идет, Юча – дочь снежной Телы-зимы». Языческие обряды, проникая в ткань его стихов, придают им магическую силу.

                                     

(Слайд № 5 Презентация домашнего быта)

                Андрей Тарханов вспоминает: «Когда-то в каждом доме нашего селенья висела икона. Вместе с тем близ каждого жилища находился шайтанский амбар. Обретя в свое время христианскую веру, мы сохранили и язычество. Об этом я сказал так:

                                Христианин я

                                                          и язычник.

                                    Меня крестили в Иртыше.

                                И по судьбе своеобычной –

                                Две веры у меня в душе».

                4 чтец: В сборнике стихов «Пасхальный день» в предисловии Андрей Тарханов пишет: «Самый удивительный для меня праздник из детства – Пасха.

                Помню: моя бабушка, мансийка Матрена Александровна, раным-рано садила меня на широкую лиственничную лавку и говорила: «Смотри, внучек, сейчас солнышко будет играть. Пасха сегодня.      (слайд № 6)

                Я распахнутыми глазами смотрел на алеющий горизонт и ждал чуда. Оно приходило вначале в облике огненного загадочного шара. Брызнув лучами, солнце покачивалось, словно приплясывало, потом плавно взлетало в зеленовато-голубую высь.

В деревне гремели ружейные выстрелы. Эти дружные залпы в честь Христа. Христос спустился на Землю. После залпов наступало братание. Люди обнимали друг друга, целовались, плакали от радости. Я находился в эти минуты в восторге и недоумении».

         Стихотворение «Спешите говорить люблю»

                        Спешите говорить: - Люблю! –

                        Я вас о том почти молю.

                        Ведь слово может промолчать,

                        Ведь слово может камнем стать,

                        А может вербой расцвести,

                        И верным другом стать в пути.

                        Я слово нежное пою.

                        Спешите говорить: - Люблю!

                        Смотрите – жалок и угрюм,

                        Идет замкнувшийся молчун.

                        Ни разу в этом мире слез

                        «Люблю тебя» не произнес.

                        Теперь идет он в никуда.

                        Такая в мире есть беда.

                         Спешите говорить: - Люблю! –

                        Я вас о том почти молю.

                5 чтец: Андрей Тарханов издал более двух десятков сборников стихотворений. Вот названия некоторых: «Утренний убор»(1975г.), «Волшебство»(1978г.), «Праздник грома»(1981г.), «Чудеса»(1988г.), «Пасхальный день»(1993г.), «День боренья»(2005г.) и другие.

                Стихи, поэмы, рассказы Андрея Тарханова часто встречаются в газетах, журналах, коллективном сборнике «Эринтур» («Поющее озеро»).        (слайд № 7)        21 октября 2008 года в научной библиотеке Югорского государственного университета состоялось открытие литературной гостиной. В качестве почетных гостей литературной гостиной были приглашены  поэт Андрей Семенович Тарханов, председатель окружной писательской организации Югры Николай Иванович Коняев, поэтесса Мария Кузьминична Волдина.

                К открытию литературной гостиной была подготовлена книжная выставка писателя и поэта «Андрей Тарханов. Штрихи к портрету», состоялась презентация его новой книги «Лесные доктора». По словам автора, его книга адресована детям всех возрастов.

                                                              

                6 чтец: Андрей Тарханов овладел не просто русским языком – он овладел всеми достижениями русской классики. Именно она, русская классика, помогла родиться музыке его художественного слова – неповторимой по своему национальному содержанию, по своеобразной поэтической интонации.

                Русские классики оказали на Тарханова очень большое влияние. Он учился у многих. И как это замечательно, когда в творчестве мансийского поэта находишь традиции поэтов золотого века и не просто приобщение, но смелое вдохновенное ее развитие.

Учитель

                Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что характер поэта, его личность отражаются в его стихах.  И все стихотворения вместе, как кусочки большой мозаики, составляют картину поэтического мира писателя.

         А. Тарханов, как и многие поэты Севера, в своем творчестве унаследовал и развил традиции русской классики. Его любимый поэт Лермонтов, дипломную работу писал по творчеству А. А. Фета,  много стихов посвятил Ф.И. Тютчеву, А.С. Пушкину и многим другим  поэтам золотого века.

                Предлагаю прослушать стихотворение А.Тарханова и сделать сопоставительный анализ. Попытаться на примере двух стихотворений найти сходство с поэзией русских классиков, определить, какие традиции поэтов «золотого века» сохранил и развил А. Тарханов в своем творчестве.

                1). Чтение стихотворения «Всё чаще зов звезды небесной».

                        Все чаще зов звезды небесной

                            Касается моей души.

                        Не нахожу себе я места

                        Ни дома, ни в цветах межи.

                        И вот, предчувствуя спасенье

                        От непонятной маяты,

                        Стою в ночи, в лучах спасенья

                        Своей загадочной звезды.

                        Ничуть, поверьте, не гадаю

                        Она? А может, не она?

                        Звезду я сердцем ощущаю,

                                   Она ко мне устремлена.

                        Она приходит в час желанный,

                        К ней тянется моя рука.

                        И заживает в сердце рана.

                        Уходит лютая тоска.

                        Звезда, свети мне в час тревоги,

                        Не забывай края мои!

                        Я буду знать, что ты – от Бога,

                        От высшей веры и любви!

                        

                2). С каким стихотворением Ф.И. Тютчева можно провести параллель»?  ( Со стихотворением «День и ночь»)

IV. Проверка домашнего задания.

                

                   1). Чтение наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева «День и ночь» (1839г.)

                        На мир таинственный духов,

                        Над этой бездной безымянной,

                        Покров наброшен златотканый

                        Высокой волею богов.

                        День – сей блистательный покров –

                        День, земнородных оживленье,

                        Души болящей исцеленье,

                        Друг человека и богов!

                        Но меркнет день – настала ночь;

                        Пришла и с мира рокового

                        Ткань благодатную покрова

                        Сорвав, отбрасывает прочь…

                        И бездна нам обнажена

                        С своими страхами и мглами.

                        И нет преград меж ей и нами –

                        Вот отчего нам ночь страшна!

                          ( Слайд №8 портрет Ф.И. Тютчева и его стихотворение «День и  ночь».)

             2).  Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «День и ночь», подготовленный дома.

V Сопоставительный анализ стихотворения Ф. Тютчева «День и ночь» и А. Тарханова «Всё чаще зов …»

 (слайд № 9 план анализа)

1 Самостоятельная работа по предложенному плану.

2 Проверка самостоятельной работы (коллективная работа)

                                  Знакомство.                

                

                1). Чтение стихотворения «Всё чаще зов …».

 –Вслушайтесь в стихотворение и подумайте: о чем оно?

- О ночной звезде.

  - Обычно первое слово, с которым автор обращается к нам, это название.

                        Часто оно дает ключ к пониманию стихотворения. Название у     произведения может быть, может и отсутствовать. Это стихотворение не имеет названия. Значит называем его по первой строке.                         

- Определите композицию стихотворения «Всё чаще зов …».

                 - Ощущается ли стихотворение монолитным или можно выделить отдельные    

                        части? В какой последовательности сменяются образы, если их несколько?

                         Ученик:

                                   - можно провести параллель

                        стих-е состоит из 4-х строф        

                        - 1-2 строфа – лирическое «Я»

                        3-я строфа – образ звезды в ночи

                        4-я строфа – возвращает читателя к 1-ой строфе, в ней чувствуется призыв:

                        «свети мне в час тревоги, не забывай края мои!» 

                          Узнавание (слайд № 10)

-А теперь обратимся к особенностям поэтического языка на уровне фонетики, лексики и синтаксиса. Как стихотворение написано? Метрика (размер)? Тип рифмы (строфика)

                        Ученик:

                        -Четырехстопный ямб

                        - Чередование мужской и женской рифмы

                        - Перекрестная

                        Учитель:

                        - Какова звукопись стихотворения, ощущаются ли в каких-либо строфах звуковые повторы?

                        Ученик:

                        - Преобладают гласные «Е» в 1-й строфе,  ассонанс, для того, чтобы подчеркнуть душевное состояние лирического героя.  

                        Учитель:

                        - Какие тропы использует автор в стихотворении?

                        Ученик:

                        - Метафоры, эпитеты, символ (звезда, ночь, лучи, душа)

                        Олицетворение, различные виды грамматических фигур (инверсия – обратный порядок слов 1-2 строфы) придают выразительность поэтической речи.

                        Учитель:

                        - Обратимся к поэтическому синтаксису.

                        Ученик:

                        - Восклицания, предложения почти все сложные, обращения, обособленные обстоятельства, однородные определения.

                        Учитель:

                        - Каким настроением проникнуто стихотворение? Что дал нам анализ?

VI.  Вывод.

  - Подведем итог по анализу стихотворения. Ответьте  на вопрос: какие поэтические традиции Ф. Тютчева сохранил А. Тарханов в своем творчестве?

- Сегодня уже прозвучало, что Андрей Тарханов – многогранный поэт. Например, литературный критик Константин Яковлев характеризует его творчество ещё с одной стороны: «Настоящий поэт не просто описывает природу, он живёт и творит по законам природы, он – её голос. И это свойство у Тарханова есть». И действительно, Тарханов – манси по своей морали, по своему взгляду на жизнь. Как язычник он никогда не нанесёт вреда природе и к этому призывает других. Уже в первых стихах – в пейзажной лирике Андрея Тарханова обозначилась эта позиция – любя природу – береги её.

Будь же бережливей год от года

И к земле и к небу, человек.

Его стихотворение «Берёза» обращено к тем манси, которые забыли заветы предков никогда зря не рубить живое дерево. А если это вызвано необходимостью, то, прежде чем его рубить, надо у дерева попросить за это прощение (чтение стихотворения «Берёза»)

Итог: Андрей Тарханов на сегодня один из самых известных поэтов из числа малочисленных народов Севера. И не только. Его творчество широко известно и в стране, о нём пишут в центральной прессе. Критики называют Андрея Семёновича мансийским Есениным. Десятки книг с лирическими стихами и поэмами разошлись по всей стране. Вашему вниманию мы представили лишь небольшую толику книг Тарханова и о Тарханове.

А в заключение прочтите небольшое  стихотворение: (слайд № 11)

Не верю в стих, где нет дыханья

Грозы и нету естества.

В таком стихе для назиданья

Стоят трескучие слова.

Живи, возвышенная Лира!

Слова от солнца и дождя.

Ты, Красота, спасенье мира,

Я верю, Красота, в тебя.

VII Презентация книг А.С. Тарханова с мини-выставки

  VIII Д/З: по мансийской литературе: выучить стихотворение А. Тарханова «Всё чаще зов звезды небесной», выразительно читать стихотворение «Тютчев» (сб. «День боренья»);

По русской литературе:  анализ стихотворения «Всё чаще зов …», определить параллель со стихотворением Ф. Тютчева «Ночь и день», выразительно читать стихотворение «Тютчев»

                        

                

Приложение:

                                Тютчев

                                                Самая ночная душа в русской поэзии – Тютчев

                                                                                        А. Блок

                        Идет в ночи июльский Тютчев

                        Среди полей, среди цветов.

                        К нему деревья тянут сучья,

                        Показывая царство сов.

                        Деревни спящие проходит

                        Под крики первых петухов.

                        Гудки колесных пароходов

                        Честь отдают от облаков.

                        Ложатся в душу все виденья

                        И звуки бедственной страны.

                        И будут мудрые творенья

                        Потом раздумия полны.

                        Идет он росною дорогой,

                        Пред ним заря встает венцом.

                        И чувствует –

                                                 перстами Бога

                        Он, одинокий, осенен.

                                                               23 сентября 2003 г.  

                                                        Береза и старик

        

        В два топора они ее рубили –

        Старик и сын, плечистый, молодой.

        И кольца годовые уходили,

         Чтоб позабыть навеки возраст свой.

        И на вершине звезды затухали,

        А может, уносились ввысь они.

        И опустил топор старик устало.

        На сына глянул: «Малость отдохни».

        Они присели, жаркие, хмельные,

        На шелковистый, ласковый бугор.

        И в тишине, как пятаки литые,

        Упали с веток капли на топор.

        И борода качнулась беспокойно,

        И, словно, что-то опалило грудь.

        И вот старик, восходом озаренный,

        Поднялся, чтоб на дерево взглянуть.

        Закинув руку левую за спину,

        К глазам он руку правую поднес

        И. словно чудо, увидал вершину

        В сиянье улыбающихся звезд.

        Глядел еще бы, да глаза слезились,

        Спина заныла – и вздохнул старик.

        В душе его сегодня поселились

        И бездна неба,  березы лик.

        И взял он непослушными руками

        Топор тяжелый, что-то прошептав,

        И снова опустил: перед глазами

        Стоит береза, небеса обняв.

        - Устал, отец? – услышал голос сына.

        Потом услышал стуки топора.

        Подумал: «Сын такой красивый, сильный…,

        А мне, наверно, помирать пора.        

Сайты

        

http://www.ugrasu.ru/university/library/news/?id=529

http://www.admhmao.ru/75_let/culture/deyat_kulture.htm

http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=1353&i_id=14

\www.edu.rin.ru

http://www.sever.eduhmao.ru/

Литература:

Мансийская литература // С-П Просвещение 2002

Мансийский поэт Андрей Тарханов // М. Икар 1996

Тарханов А.С. День боренья // Екатеринбург 2005

Тарханов А.С.  Пасхальный день // Тюмень 1993

Тарханов А.С. Плач неба // Тюмень 1996

Тютчев Ф.И. Фет А.А. Стихотворения // Москва 2000 (школа классики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Баварский период в творчестве Ф.И.Тютчева"

Предлагаемый материал  может быть использован при проведении интегрированного урока по немецкому языку и литературе....

Презентация интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по творчеству Ф.И.Тютчеву

Запечатлённые мгновения. Мотивы родной природы в лирике и живописи. Страницы поэзии Ф.И.Тютчева...

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Интегрированный у р о к – к о м п о з и ц и я «Любовь в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева

Истинную меру величия лирики Тютчева осознали всего лишь несколько его современников. Среди них был Ал.К.Толстой, который был склонен ставить тютчевскую лирику выше пушкинской. Настоящее признание Тют...