Внеклассное мероприятие " Память о войне"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Андреева Галина Олеговна

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

             Открытое внеклассное мероприятие «Память о войне», посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне,  в рамках образовательного проекта «Югра многонациональная» (для учащихся 7 – 8 классов)

Тема: Память о войне.

Цель: 1. Привлечь внимание учащихся к изучению литературного наследия поэтов Югры; познакомить с поэтическими произведениями югорских поэтов о войне, с авторами произведений, изучение которых не представлено школьной программой, с творчеством поэтов-земляков; воспитание патриотических чувств, мужества, приобщение к изучению истории.

2. Развивать навыки выразительного чтения, творческие и артистические способности учащихся. Научить учащихся поиску информации в различных источниках.

3. Воспитывать интерес учащихся к творчеству поэтов Югры, к творческому наследию поэтов Октябрьского района.

Роль  мероприятия: привлечение внимания детей к изучению истории, чтению художественных произведений о войне, развитие творческих способностей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           

МКОУ «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

       

                   Поэтический час для 7 - классов

Андреева Г.О., учитель русского языка и

литературы

                                                   

                                                           2014-2015 год

                                                          УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

             Открытое внеклассное мероприятие «Память о войне», посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне,  в рамках образовательного проекта «Югра многонациональная» (для учащихся 7 – 8 классов)

Тема: Память о войне.

Цель: 1. Привлечь внимание учащихся к изучению литературного наследия поэтов Югры; познакомить с поэтическими произведениями югорских поэтов о войне, с авторами произведений, изучение которых не представлено школьной программой, с творчеством поэтов-земляков; воспитание патриотических чувств, мужества, приобщение к изучению истории.

2. Развивать навыки выразительного чтения, творческие и артистические способности учащихся. Научить учащихся поиску информации в различных источниках. 

3. Воспитывать интерес учащихся к творчеству поэтов Югры, к творческому наследию поэтов Октябрьского района. 

Роль  мероприятия: привлечение внимания детей к изучению истории, чтению художественных произведений о войне, развитие творческих способностей.  

 

Оборудование: Презентация «Видеообраз»; выставка книг со стихами поэтов о Великой Отечественной войне, карта ХМАО-Югры; цифры   1941-1945. Журнал, оформленный учениками. Фонограммы песен.

                                                                    (слайд № 1,2)

Предварительная работа: Данное мероприятие  подготовлено силами учащихся 7-8 классов.

Найти и прочитать стихи местных поэтов, писавших о Великой Отечественной войне, распределение поиска нужной информации между учащимися, разучивание наизусть стихов. Творческая работа: презентации сочинений, рисунков.

Под звуки патриотической песни гости занимают места.

                                                                       (слайд № 3)

   …Я призвал бы нашу молодёжь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной. Очень важно изучать, собирать документы, создавать музеи, не забывать славные имена воинов. Относитесь к ним бережно.

                                                                                                     Маршал Жуков Г.К.

Учитель         Добрый день, ребята! Сегодня в рамках проведения образовательного проекта «Югра многонациональная» и в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне   мы собрались на внеклассное мероприятие «Память о войне». Наш Ханты-Мансийский автономный округ, населяющий людей более 126 национальностей, имеет богатую историю, которая неразрывно связана с судьбами нашего народа.

Мероприятие построено в форме Устного журнала.

А провести Устный журнал мне помогут ученики 7 и 8 классов.

На сцене появляются двое ведущих.      

1 чтец      Новый XXI век разлучает нас с участниками тех огненных лет. Уходят люди, которые положили на алтарь Победы лучшие годы своей жизни во имя того, чтобы мы могли просто жить, радоваться каждому дню, любить и беречь своих близких.

2 чтец    Почему же мы, которые знаем о войне только из фильмов, книг и рассказов взрослых, вновь и вновь обращаемся к этой теме? Лучше всех на этот вопрос ответил поэт Сергей Баруздин :

Войну мы вспоминаем не за тем,

Чтоб лишний раз победой похвалиться,

Мы просто повторяем вся и всем:

Подобному  не должно повториться.

Всем тем, кто сражался за победу на поле боя и в тылу врага, посвящается Устный журнал

                                                          (слайд № 4)              

                                  1 страница       « Вставай, страна огромная !»

                                                         (слайд № 5)

 1 чтец         Когда над страной пронеслось: «Родина – мать зовёт!»,а И.Сталин подписал приказ №227 наркома обороны, начинавшийся с призыва: «Ни шагу назад…», развернулась, огромная работа по мобилизации всех сил и ресурсов страны для ведения войны – формирование воинских частей и соединений, всеобщее обучение трудящихся военному делу, перестройка народного хозяйства на военный лад.

2 чтец    Несмотря на тыловое расположение округа, единый патриотический порыв, охвативший подавляющее большинство населения страны, нашёл свой отклик и в сердцах северян. Рабочие покидали цеха, крестьяне – колхозы, школьники – парты, а писатели и поэты – творческие кабинеты. Среди них было немало добровольцев, отправившихся на фронт в первые же дни войны.

Андрей Тарханов  (читает Яркин В.)

                   Вечный бой

                   Отцу –                                                        

             Семёну Прокопьевичу Тарханову

Глаза земли задумчивы и кари,

А щёки в конопушках земляник.

Поляна детства мне раздумье дарит,

И к ней душою я сейчас приник.

Там – голоса.

Я чую запах гари.

Гранаты рвутся,

Вечный бой идёт.

В горячих бликах близкого пожара

Отец в атаку поднимает взвод.

Ты оглянись, отец, и я запомню

Твои черты, ведь я не помню их.

Скажи о том солдатам запылённым,

Чтоб я запомнил и солдат твоих.

Но вы спешите.

Голоса стихают.

Я поднимаю голову –

Вокруг

Оранжевые бабочки летают,

Глухарь смешно оттачивает звук.

Мир на земле.

И нету выше блага,

Чем это –

                  слышать небо и траву.

Дай бог, в стране жива отцов отвага,

                  И потому, наверно, я живу  

                                                                              (слайд № 6)

                               2 страница        «Фронт и тыл едины»    

                                                         

                                                                      (слайд № 7,8)

1 чтец         Уже 22 – 26 июня 1941 года Ханты-Мансийский окружной военкомат получил около двух тысяч заявлений с просьбой направить в действующую армию. Лучшие из лучших сынов и дочерей Ленинского комсомола района в трудные для Родины дни обратились с заявлениями принять их в ряды ВКП(б). Среди них – наша землячка, комсомольская активистка из Верхних Нарыкар Екатерина Шадрина. 

                                                               (слайд № 9)                                         

Отличились жители округа и в сражении на фронтах. Орденами и медалями награждены 4 000 наших земляков, 11 человек стали Героями Советского Союза.

2 чтец         Но победа ковалась не только на фронте, но и тылу. В годы Великой Отечественной войны северяне оказали большую помощь. Сутками трудились люди, обеспечивая фронт необходимым продовольствием: рыбой, пушниной, которую обменивали на золото, одеждой. Заготавливали специальную древесину для производства лыж, прикладов для винтовок. 

1 чтец         Женщины, взяв в руки топоры и пилы, уходили на лесозаготовки, ловили рыбу, косили сено, собирали ягоды, сдавали деньги, приближая каждую минуту победы. Комсомольцы и молодёжь нашего района уже к 20 сентября 1941 года собрали и отправили на фронт  ватные костюмы, тёплое бельё, меховые шапки, полушубки, валенки, шерстяные носки, варежки, шарфы.

                                                         

2 чтец         Война заставила быстро взрослеть детей. Недостаток рабочих рук привели сотни школьников на производство. Они трудились в колхозах и на предприятиях, ловили рыбу, собирали металлолом, заготавливали силос, веточный корм, сажали картофель. Вместе с учителями участвовали в сборе тёплых вещей. Всё отправляли фронту.

Помогая фронту, в Микояновском районе (ныне Октябрьский) 1200 школьников заготовили 400 тонн кормов.                        

                                                                 (слайд № 10)

Андрей Тарханов (читает Баташова Оюна)

                 Костёр памяти

                    Маме, Клавдии Гавриловне

На этой меже солнцеликих ромашек

Есть пепел костра, что давно отпылал.

И здесь мой отец, синеглазая мама,

Тебя в своей юности поцеловал.

Вы часто ходили сюда после свадьбы.

Костёр полыхал, и светила звезда.

И было надёжным семейное счастье,

Но мир всколыхнула большая беда.

Ты часто ходила к меже. Ты стояла

У хрупкой берёзки, тая свою боль.

И верил мой папа в карельском окопе

В твою, моя мама, печаль и любовь.

Гремела война далеко за лесами.

И миллионы, как ты, матерей,

Пахали и сеяли, строили, пели,

Растили во имя Отчизны детей.

Отец не вернулся. И ты, моя мама,

Седая от горя, к берёзке ушла.

И пламя костра трепетало, как свечка,

О памяти вечной божилась душа.

Жила одиноко ты и отрешённо.

Мы звали к себе, навещали тебя.

А ты говорила: «Я буду помехой…»

Смотрела сквозь слёзы, смотрела любя.

А нынче и ты, словно листик берёзы,

Ушла в небеса, и тебя не найти.

Стою на меже у костра и страдаю.

                 Ах, как виноваты мы, мама! Прости…

                                                           (слайд № 11)

                               

1 чтец         Приспособленность к суровым таёжным и полевым условиям, выносливость и умение обращаться с оружием, ходить на лыжах, переправляться на лодках, находчивость и смекалка в экстремальных ситуациях определили их место на войне – северные фронты, а также Москва, Сталинград и другие места решающих сражений.

 (слайд № 12)

           3 страница  «Нет в Росси семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»

                                                                     (слайд № 13,14)

2 чтец         Тысячи жителей многонационального округа участвовали в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Около восьми с половиной тысяч из них не вернулись домой. Из этого числа 5 737 человек погибли в ходе боевых действий, 742 умерли от ран, 1983 пропали без вести, 17 человек погибли в плену.

 1 чтец         Из деревни Нижние Нарыкары в начале 1941 года ушли на фронт 21 человек.

                                                                              (слайд № 15)

Урванцев Николай (читает Адин Александр)

                      Память

Ушли на фронт и не вернулись

Три крепких русских мужика,

Рукой махнули, мол, «пока»,

Да, видно, с Богом разминулись.

Не повезло им на войне,

Не помогли родни молитвы,

Как будто спят на поле битвы,

Лишь пятна крови на сукне.

Две бабушки мои с пор,

Мужей оплакавши и сына,

Ждут и теперь их у овина –

Россия, помни их укор!  

                                                                  (слайд № 16,17,18)

Викулов Пётр Дмитриевич

Крышкин Леонид Петрович

Лапшиков Николай    Михайлович

Лыптиков Семён Яковлевич

Плеханов Аркадий Григорьевич

Проскуряков Николай  Андрианович

Тувлатов Степан Артемьевич

Федулов Андрей Павлович

Шадрин Михаил Никифорович

Яркин Александр Тихонович

Яркин Андрей Тихонович

Яркин Герасим Григорьевич

Яркин Данил Фёдорович

Яркин Дмитрий Николаевич

Яркин Никифор Данилович

Яркин Николай Кузьмич

Яркин Пётр Васильевич

Яркин Роман Васильевич

Яркин Семён Лукьянович

Яркин Степан Матвеевич

Яркин Фёдор Васильевич

6 человек, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, умерли в послевоенные годы.

                                                                                (слайд № 19,20)

Большаков Иван Петрович

Завалько Николай Антонович

Лысков Василий Дмитриевич

Морохов Александр Николаевич

Шереметов Иван Васильевич

Яркин Борис Кириллович       

                                                                             (слайд № 21)

                  4 страница  «Праздник Победы в радости горькой, Нет, не забыта война…»

2 чтец         Богато литературное наследие Югорского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Роман Прокопьевич Ругин, Владимир Семёнович Волдин, Галина Илларионовна Макарова, Юрий Александрович Нехороших, Валерий Фёдорович Кугаевский и многие другие воспевают наш прекрасный край, достоинства и красоту своей малой родины, Октябрьского района. Священные строки их стихотворений, где «чернила и кровь пополам», вечно будут служить для почтения подвига, поминания всех, отдавших жизни, труд, детство ради общей Победы!

1 чтец         Представим вашему вниманию чтение стихов. Показ презентаций «Видеообраз» к стихотворению

            Роман Ругин (читает Ильиных Алёна)

                    Память о войне

Память о войне во мне осталась,

И ничем её не оскрести.

Всё при мне, что в детстве мне досталось

Перевидеть и перенести.

Хлебные едва увижу крошки –

Вспомню, как в лихие времена

Мать собрав, глотала их с ладошки,

Будто целовала их она.

Я теперь и сам уже не молод,

Но и нынче, в мирной тишине,

Зимний холод, мимолётный голод

Мне напоминает о войне.

Вспоминаю всё, что за плечами,

Всё, что было пройдено в былом:

Как пришлось рыбацкими ночами

Мне, мальчишке, действовать веслом.

И с ладоней давние мозоли

Не сошли – укрылись в глубине,

И в спине внезапный приступ боли –

Это тоже память о войне.

Много лет прошло, но если нынче

Женский плач услышу в стороне, -

По какой бы ни был он причине,

Он напоминает о войне.

Но и та, сильнее год от года,

С той поры звучащая во мне

Вера в несгибаемость народа –

Это тоже память о войне!

                                           (слайд № 24)

     Лариса Бруй (читает Пашина Мария)

                                               ***

Давно уж умолкли орудий раскаты,

Давно уж окопы травой заросли.

Однако не спится спокойно солдатам,

Они вспоминают минувшие дни.

Как вместе с друзьями бросались в атаку

С гортанным и бешеным криком «Ура!».

А между боями грустили, смеялись.

Махорку делили, присев у костра.

Посланья из дома все вместе читали.

И горе и радость делили свою.

Как много хороших друзей потеряли

В смертельном, жестоком, кровавом бою.

Изгнали вы прочь чужеземцев незваных

С многострадальной и милой земли.

Подвига миг ваш застыл в изваяньях

В память потомкам, чтоб знали они.

Минут года, но зловещие раны

Ноют, спокойно уснуть не дают.

Жаль, что уходят от нас ветераны,

Вечность даёт им последний приют.

Но не кончается жизнь на планете.

Жизнь продолжается в мирных делах.

Дети и внуки в дальнейшем ответе

За рубежи, что спасли в тех боях.

          Урванцев Николай (читает Торохов Дмитрий)

 Малая Родина

Малая Родина –

Простые слова,

Ну-ка, ответь мне:

Кто же она?

Она – это жук,

Что ползёт по листу,

Она – это

Капля росинки в лесу.

Малая Родина –

Стержень стальной,

Наши отцы

Уходили с ней в бой.

Если ты ей,

Хоть на миг изменил,

Значит, и РОДИНУ

Ты не любил!

  Валентин Замятин  (читает Ильиных Алексей)   

              Эти женские руки

           Великим труженицам

           военных лет посвящается

Сколько вы испытали

В годы тяжкой войны!

И из нынешней дали

Те страданья войны.

Словно реки, морщины

На руках и у глаз…

Бились с немцем мужчины,

Всё осталось на вас.

Лес вручную валили,

Надрывались в полях

И в обозы ходили

Об одном лишь моля:

- Возвращайся, родимый,

Хоть какой, но живой!

Возвращайся, мой милый,

Но с победой домой.

Помни Север наш дальний,

Где у быстрой Оби,

На заветной окраине

Поклялись мы в любви.

И любовью той верной

Согревались бойцы.

Шли на бой беспримерный

Сыновья и отцы.

Где вы черпали силы,

Не понять никому!

Как детишек растили

Вы в голодном тылу?

Как везде успевали,

Разве можно понять!

Вы собой заслоняли

Нашу Родину-мать.

Разве можно наградой

Подвиг тот оценить?

Их бы в золоте надо –

Эти руки отлить.

Эти женские руки –

Боль и грусть сквозь года.

Пусть запомнят их внуки

И гордятся всегда

Валерий Кугаевский (читает Моргун Валерия)

                         Память

И на равнинах и на горных склонах

Косила вас дождём свинца война,

В полях остались двадцать миллионов –

Победы нашей горькая цена.

А матери все выплакали слёзы

И сыновья всё ждут с войны отца,

Как вечно плачут русские берёзы.

Так вечно помнят русские сердца.

Летят, летят над звёздным миром годы.

Победе нашей вечной столько лет,

Но помнят всей земли народы,

Тот майский пламенный рассвет.

И нет такого уголка в России

И нет такой семьи в большой стране,

Где память навсегда не сохранили

Священнейшую память о войне.

Всё меньше вас, былой войны солдаты,

Но память возвращает вас в места,

В победный, вечно сорок пятый.

Туда, где совесть русичей чиста.

А матери все выплакали слёзы.

Полвека, как мы ждём с войны отца,

И лет военных огненные грёзы

                     Легли навечно памятью в сердца. 

                                                             (слайд №25,26)                                                       

2 чтец        Священны поэтические строки, воспевшие солдатский героизм и мужество, людскую скорбь и страдания, проклявшие разрушительную силу самой страшной и кровопролитной в истории человечества войны. Эти строки объединяют трагедию и доблесть, стремления к победе всех наших сограждан в общей беде ради общей цели! И пусть в наше мирное, но не совсем спокойное время они будут призывом к гражданскому долгу перед памятью, патриотизмом, достоинством.

                                                                         (слайд № 27,28)

            Галина Макарова (читает Терентьев Никита)                     

                   Югорский край

Не знал Самар, сражаясь с атаманом,

Какая слава землю его ждёт,

Что поезда помчатся по урманам,

Рекою нефть по трубам потечёт.

Югорский край, мы выросли с тобой.

Для нас нет места краше и милей.

И округ наш стал кладезь нефтяной,

Достойно свой встречает юбилей.

Сюда спешат послы из разных стран,

Чтоб подивиться на его богатства.

А мы все помним первый газовый фонтан

И помним наше северное братство.

Здесь поднялись красавцы-города.

Цветёт Ханты-Мансийск – столица края.

Сияют золотом Героев ордена,

Сынов твоих, Югория родная.

Живи, Ханты-Мансийкая земля.

Мужай наш округ, умножая славу.

Народ югорский – дружная семья

Гордится своей родиной по праву.

                  (слайд № 27)

                (слайд № 28)

1 чтец        Наше занятие подошло к концу, но оно не исчерпало этот удивительный мир поэзии, который связан с именами наших северных литераторов. Сегодня мы можем считать свою задачу выполненной, если кому-то из вас захочется взять в руки сборники стихов обско-угорских поэтов. Пусть знакомство с ними продолжается.

Библиотекарь  делает обзор литературы и рекомендует стихи поэтов для прочтения.

В заключении звучит песня из к/ф «Офицеры».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие " Память жива"

Пояснительная запискаМетодическая разработка представляет  собой литературно – музыкальную композицию, которая помогает определить, как провести данное внеклассное мероприятие, в какой ...

Внеклассное мероприятие "Память, память, за собою позови..."

Цель данного мероприятия - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции.Воспитательная ценность ...

Внеклассное мероприятие «Память сердца»

Сценарий  внеклассного  мероприятия      «Память сердца»ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 1.Организационный момент.Построение и доклад о готовности взводов  заместителя воспитат...

Внеклассное мероприятие "Память, живи на Земле"

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы. Можно использовать для торжественного митинга либо праздничного концерта....

Сценарий внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»

      Прошло уже более полувека после страшных событий второй мировой войны, но и сегодня массовое уничтожение мирных граждан в газовых камерах и крематория, чудовищная идея – ун...

Сценарий мероприятия "Память, опаленная войной..."

Сценарий внеурочного мероприятия по истории "Память, опаленная войной"...

Внеклассное мероприятие: «Память сердца – блокадный Ленинград»

Внеклассное мероприятие посвящено снятию блокады Ленинграда...