Внеклассное мероприятие " Память жива"
методическая разработка (8 класс) на тему

Рахуба Марина Николаевна

Пояснительная записка

Методическая разработка представляет  собой литературно – музыкальную композицию, которая помогает определить, как провести данное внеклассное мероприятие, в какой последовательности организовать показ слайдов, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения мероприятия. Среди многих форм внеклассной воспитательной работы, не мало важное значение имеют литературно-музыкальные, историко-литературные композиции, посвящённые значимым памятным датам нашего народа, как Великая отечественная война. Благодаря этим формам затрагиваются основные направления в воспитании человека как гражданско - патриотическое и нравственное воспитание,  целью которых является - обучение пониманию смысла и ценности человеческого существования, формирование у них осознания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям. Методика проведения мероприятия направлена на то, чтобы помочь воспитанникам усвоить содержание преподнесённого материала. Задачей методических приемов является преподнесение фактов, событий так, чтобы воспитанники получили образное представление о том, как это было. Память о событиях Великой Отечественной войны – особая память. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война. Соприкасаясь с историей нашего многострадального народа на примере событий ВОВ, имеется огромный потенциал для формирования нравственных ценностей у молодёжи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_pamyat.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

           

Методическая разработка внеклассного мероприятия

                                              «  Память жива…»

(Посвящается юным патриотам Великой отечественной войны)

        

        

Воспитатель 8б класса

                                          Рахуба Марина Николаевна

                 

                                                       Петродворец

                       2014г.

                                           Содержание

1.Введение ………………………………………………………..2

2.Методика подготовки внеклассного мероприятия………… . 3  

3.Сценарий  проведения  внеклассного мероприятия

   « Память жива…»,   посвящённое  патриотам   ВОВ………   4

4.Заключение……………………………………………………   7

5.Список использованной литературы………………………… 8.

Цели:

 

  • Коммуникативные - расширить знания  воспитанников о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о  юных защитниках Родины и их подвигах, мужестве, стойкости, героизме;                                                                                                                                      развитие социокультурной компетентности воспитанников;

  • Образовательные - расширение кругозора воспитанников;

Задачи:

        воспитывать нравственно-патриотические чувства, гражданственность, чувство           гордости за своих сверстников, за свою страну, за свой народ, чувство сострадания;

  •  воспитывать культуру миропонимания и осознание исторического прошлого и будущего в нем; уважение к старшему поколению;

Межпредметные связи: 

  • история, литература, музыка.

Форма проведения: классный час.

Современные образовательные технологии:

технология продуктивно - творческой деятельности,

 обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Время проведения: 1час

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:

1.Организационный момент

2.Основная часть

3. Заключительная часть (подведение итогов)

Пояснительная записка

Методическая разработка представляет  собой литературно – музыкальную композицию, которая помогает определить, как провести данное внеклассное мероприятие, в какой последовательности организовать показ слайдов, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения мероприятия. Среди многих форм внеклассной воспитательной работы, не мало важное значение имеют литературно-музыкальные, историко-литературные композиции, посвящённые значимым памятным датам нашего народа, как Великая отечественная война. Благодаря этим формам затрагиваются основные направления в воспитании человека как гражданско - патриотическое и нравственное воспитание,  целью которых является - обучение пониманию смысла и ценности человеческого существования, формирование у них осознания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям. Методика проведения мероприятия направлена на то, чтобы помочь воспитанникам усвоить содержание преподнесённого материала. Задачей методических приемов является преподнесение фактов, событий так, чтобы воспитанники получили образное представление о том, как это было. Память о событиях Великой Отечественной войны – особая память. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война. Соприкасаясь с историей нашего многострадального народа на примере событий ВОВ, имеется огромный потенциал для формирования нравственных ценностей у молодёжи.

       Методическая разработка выполняет следующие функции:

        а) подсказывает  воспитателю путь для полного  раскрытия темы;

        б) содержит необходимый материал  для проведения внеклассного мероприятия;

        в) учитывает интересы воспитанников;

        г) соединяет показ слайдов и рассказ в одно целое.

        Цели и задачи внеклассного мероприятия  излагаются во вступительной  части, способствующие развитию коммуникативного общения.

 Музыкально - литературная композиция с использованием презентаций и видеосюжета.

Современные образовательные технологии:

технология продуктивно - творческой деятельности,

 обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Подготовка:

Воспитанникам дается домашнее задание:

Подготовить  дополнительную информацию о юных защитниках Родины ВОВ;

Техническое оснащение: 

- компьютер, проектор, экран;

- техническая поддержка сайта  pobeda-info.ru; 
- выставка книг о детях, сражавшихся в годы ВОВ;

- портреты детей героев-антифашистов;

 Фонограммы:

           Песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

           И. С. Бах. Ария из сюиты № 3

           Видеосюжет «Мы знаем о войне лишь понаслышке» Т. Недельская

                                                                               

 Песни:   1. Москвичи  муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова;

                 2. Женька     муз. Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина

                                                                           

                                                                               

                                                                             Нет  героев от рожденья      
                                                                                            Они рождаются в боях.

                                                                                                         А. Твардовский

Ход мероприятия

I.Организационный момент

II.Основная часть

(Слайд с изображением темы  мероприятия и эпиграф)

1Ведущий

Есть в истории нашей страны дата. empty.gif8 февраля…  День памяти юного героя-антифашиста.

Этот памятный день отмечается с 1964 г. в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963). Гибель этих юношей вызвала в сердцах миллионов сверстников на планете чувство негодования и протеста.

2 Ведущий  

Эти события и послужили тому, что 8 февраля 1964 года юные интернационалисты Москвы обратились ко всем детям мира с письмом. В нём говорилось: « Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днём памяти юных героев – наших сверстников, днём воспоминания о бессмертных подвигах юных борцов».

1 Чтец

Отцы и деды, бывшие солдаты,

Умели за отчизну постоять.

И в восемнадцатом,

И в сорок первом

Шли в бой они,

А рядышком порой

Шагал мальчишка,

Сверстник наш, наверно.

Ещё мальчишка,

Но уже герой!

1 Ведущий

       

Юные герои-антифашисты, это такие же дети как вы. Они боролись за то, чтобы был мир во всем Мире. Чтобы не гибли люди от бандитов, террористов, чтобы не было фашизма на Земле.

 До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки.

       Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое  детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине.

2Чтец

Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!

Звучит мелодия «Священная война» (отрывок), постепенно затихает.

 1 Ведущий    

Набатным призывом прозвучали слова «Вставай, страна огромная!» в первые  дни Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища без объявления войны, вероломно вторглись на нашу мирную землю, нарушив её покой. И счастливый тёплый день 22 июня 1941 года стал днём слёз и горя.
Весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков.

2 Ведущий

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких то пять минут осталось!


Чтецы 

1От бескрайней равнины сибирской
 До полеских лесов и болот
 Подымался народ богатырский
 Наш великий советский народ,


2 Выходил он свободный и правый,
 Отвечая войной на войну,
 Постоять за родную державу,
 За могучую нашу страну


3 Сокрушая железо и камень,
 Он врага беспощадно разил
 Над Берлином победное знамя
 Знамя правды своей водрузил.


4 Он прошёл через пламя и воду
  Он с пути не свернул своего.
  Слава, слава, герою народу!
  Слава, Армии нашей страны!

2 Ведущий

 За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 млн. наших ровесников были награждены орденами и медалями. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Перечисление имен героев! (на карточках)    

3 Чтец

Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а впрочем, все равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

Презентация

О героях рассказывают кадеты…

Показ слайдов под звучание тихой мелодии из сюиты №3 И.С. Баха

Слайд 1

 Валя Котик

Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Слайд 2

Марат Казей

...Война обрушилась на белорусскую землю.

Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат участвовал в боях и вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

…Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Слайд 3 

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная  молодежная организация  и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага,  распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

 В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, фашисты схватили юную партизанку, пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и выстрелила в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Она была зверски замучена.  Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Слайд 4

Леня Голиков

Рос в деревне  Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро.        Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом.

Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. 

                                   

 

Слайд 5

Костя Кравчук

11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева...

Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их.

Сначала закопал в саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и, откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дома и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном...

И всю долгую оккупацию нес  пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию.

Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед изумленными бойцами.

11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасенные Костей знамена.

empty.gif

empty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gif

 Слайд 6

 Лара Михеенко

За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела...

Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.

В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале отказался принять "таких маленьких": Ну какие из них партизаны!

 Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.

Юную партизанку фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".

  Слайд 7

Аркадий Каманин

 Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами.

Слайд 8

Юта Бондаровская

Летом 1941 года приехала Юта из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь её настигла грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов.

Юта поддерживала усталых бойцов звонкой песней, рассказом о родном своем Ленинграде...

И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил!

Юта продолжала помогать партизанам. В одном из боев  юная пионерка погибла. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.

2 Ведущий
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
 

   

5Чтец

Их теперь не обнять, не пожать им ладонь

Но восстал из земли негасимый огонь

Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Это павших сердца отдают до конца

Своё яркое пламя живущим.

1 Ведущий
Помните,  через года,  через века.
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда.
Помните!

Минута молчания (метроном)
1Ведущий: empty.gifempty.gifempty.gifempty.gifempty.gif 

 В чёрных пластах Петергофской земли

Солдатскую фляжку как-то нашли

Была в ней записка в несколько строк:

«Бились. Погибли.

А поперёк – слова, что огнём обжигают подчас…

Живые, пойте о нас

Это не просьба, это приказ!

Живые, пойте о нас!»

Звучит песня в исполнении воспитанников « Москвичи»

4Чтец

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Звучит песня « Женька» (в исполнении кадет под гитару;

                                               на экране видеосюжет к песне)

Видеосюжет «Мы знаем о войне лишь понаслышке» Т. Недельская

III. Заключительная часть.

Исполнение воспитанниками Гимна России.

       Список  использованной литературы.                                                                                                                                                                    

  1.  Дети военной поры/сост.Э. Максимова, М.;  Политиздат, 1988;
  2.  Реквием. Р.Рождественский;
  3.  Стихи о войне. М. Светлов; В. Суслов;
  4.  Священная война. Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача;
  5.  Москвичи.  Муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова;
  6.  Женька.    Муз. Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина;

 

 Воспитатель:                                                                        М.Н. Рахуба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия тема: "Живая память"

ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ 15 ФЕВРАЛЯ - ДНЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В АФГАНИСТАНЕ И ДРУГИХ «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ»...

Внеклассное мероприятие "Память, память, за собою позови..."

Цель данного мероприятия - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции.Воспитательная ценность ...

Внеклассное мероприятие «Память сердца»

Сценарий  внеклассного  мероприятия      «Память сердца»ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 1.Организационный момент.Построение и доклад о готовности взводов  заместителя воспитат...

Внеклассное мероприятие "Память, живи на Земле"

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы. Можно использовать для торжественного митинга либо праздничного концерта....

Внеклассное мероприятие " Память о войне"

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ             Открытое внеклассное мероприятие «Память о войне», посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне,...

Сценарий внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»

      Прошло уже более полувека после страшных событий второй мировой войны, но и сегодня массовое уничтожение мирных граждан в газовых камерах и крематория, чудовищная идея – ун...

Внеклассное мероприятие: «Память сердца – блокадный Ленинград»

Внеклассное мероприятие посвящено снятию блокады Ленинграда...