Н. В. Гоголь "Мертвые души"
статья по литературе (9 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Пословицы в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_gogol.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Гоголь

«Мертвые души»

9 класс

С самого начла «Мертвые души» были задуманы в общерусском, общенациональном масштабе. Характер Манилова – помещика без «задора», пустопорожнего мечтателя – «объясняется через пословицу»: «Один бог разве мог сказать, каким был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». Медвежья натура Собакевича, имевшего «крепкий и на диво стаченный образ», в хозяйстве которого все было «упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке», находит свое итоговое определение в пословичной форме: «Эк наградил-то тебя бог! Вот уж точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит». Вводя пословицы и поговорки в художественную ситуацию «Мертвых душ», Гоголь использует заключенный в них идейно-эстетический потенциал. Когда догадки чиновников доходят до верха смешного, кто такой Чичиков, то Чичиков является переодетым Наполеоном. Принцип противопоставления «своего» и «чужого», отчетливо ощутимый с первой и до последней страницы «Мертвых душ», выдержан автором и в противопоставлении русского заднего ума ошибками и заблуждениями всего человечества. С судьбой своих героев автор связывает судьбу России. Возможность «исправления» русского человека заложена, по мысли Гоголя, уже в самом народном характере, особом складе народного ума. Сказовая форма «Повести о капитане Копейкине» проявляется в слиянии народно-поэтического, фольклорного начала с реально-событийным, конкретно-историческим. В анекдотах, «вставных» эпизодах, пословицах, Гоголь рассыпает «подсказки читателю». Содержание 1 тома обобщает в маленькой притче. «Жили в одном отдаленном уголке России два обитателя… так мыслил обитатель Кифа Мокиевич». В поэме характерен язык художественных ассоциаций, скрытых аналогий и уподоблений, к которым постоянно обращается писатель. Не случайно Кифа Мокиевич занят философическим вопросом о рождении зверя из яйца. Образ Мокия  Кифовича восходит и к фольклорным традициям. наделенный необыкновенным даром – невиданной физической силой, Мокий Кифович растрачивает ее попусту, причиняя одно беспокойство и окружающим его людям, и самому себе. Люди страдают от богатырской силы, то того, что могло бы послужить всем на пользу. Кифа Мокиевич – мыслитель, а Мокий Кифович – богатырь, которые используют данные природой дары  не в том русле. Притча в 1 томе приобретает ключевое  значение для восприятия поэмы. Герои Гоголя вовсе не обладают заведомо отвратительными уродливыми качествами, которые необходимо полностью искоренить для того, чтобы исправить человека. Богатырские свойства и практичность Собакевича, хозяйственная бережливость Плюшкина, мечтательность и радушие Манилова, молодецкая удаль и энергия Ноздрева – качества не плохие, но льются через край, излишни, проявляют себя в извращенной, гипертрофированной форме. Чичиков – с детства практичен. Всю жизнь занимается делом. «зацепил, поволок, сорвалось – не спрашивай».  Плачем горю не пособить, нужно дело делать. «Делом» именуется покупка мертвых душ. Но замыслы стоят на пустоте, они лишены духовного основания. Путь Чичикова бесплоден. Дело не стоит выеденного яйца. Притча у Гоголя – это окошко, позволяющее заглянуть вглубь художественного мира поэмы. Приметы – они выполняют важную идейно-композиционную функцию. Когда Чичиков въезжает в город, то встречает попа. Значит, дело не выгорит. Это примета. Или в 11 главе Чичиков выезжает из города, бежит и встречает на своем пути погребальную процессию. Это доброе предзнаменование – толкует автор и Чичиков. Счастье для Чичикова – удача в «деле». А Гоголь считает, что встреча со смертью заставляет подумать о своей душе, заставить строже посмотреть на самого себя. Прозреть истину Чичиков способен лишь тогда, когда ему грозит беда. Счастье Чичикова – это будущее его возрождение через полный крах предприятия, счастье спасения заблудшей души. Этой идее соответствует светлый, мажорный финал 1 тома: гимн Руси-тройке, которой дают дорогу другие народы в государстве. Тема поэмы – познание всей России. С одной стороны Гоголь хотел во 2 тому познать Россию и задумывает книгу о русской географии, с другой стороны. Он хотел изучить русский быт, экономику, обряды. По Гоголю, национальный характер – данное, неподвижное. Он формируется и изменяется под влиянием определенных географических и исторических условий. Почему ля Гоголя важен динамический момент? Потому что это имеет отношение к России. Гоголь хотел показать все достоинства и недостатки. Мотив дороги, движения пронизывает всю поэму. Сам сюжет развивается по мере путешествия Чичикова. Дорога в поэме предстает в прямом значении – это проселки, по которым едет бричка. Это ухабы. Пыль. Грязь. Огромны пространства России и можно заблудиться. Пути русской истории пересечены путями мирового развития. В образе дороги и путь Чичикова. Но самое главное – дорога преобразует собой путь духовного восхождения героев, всего человечества и самого автора. Симолична и лестница. Это тоже дорога, дорога вверх. В «Мертвых душах» лестница предстает в виде символической лестницы, ведущей человеческую душу к совершенству. Итак, в движении находится не только Россия, но и сам автор. Судьба его связана с судьбой поэмы и судьбой страны. Определяющей чертой гоголевских типов является пошлость. Пошлость у Гоголя – этическая категория, противоположная духовности: его герои пошлы, тк они мертвы духовно. И в то же время «мертвая» душа восходит к евангельской традиции и церковно-учительской литературе. Замысел поэмы 2 тома остался неосуществим.  Гоголь писал «не то, что могло бы более нравиться, а то, что считал полезнейшим для своего отечества. Это гуманная личность – надо желать, чтоб по стопам его шли молодые писатели в России», - писал Некрасов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...