план анализа прозаического произведения
консультация по литературе (9 класс) на тему

Пригодится как раздаточный материал ученикам вашего класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

План анализа прозы

  1. История создания.
  2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
  • ДЛ (действующие лица);
  • события.
  1. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
  • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
  • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка;
  • эпилог.
  1. Композиция:
  • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
  • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
  • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
  • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
  • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
  1. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
  2. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
  • выбор темы и ее раскрытие;
  • разработку любимых жанровых форм;
  • язык;
  • использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
  1. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
  2. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
  • рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
  • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
  1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
  2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
  • повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
  • роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
  1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
  2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
  3. исторический - о событиях прошлого;
  4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
  5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
  6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
  • эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа художественного произведения

План анализа художественного произведения можно использовать для самостоятельной подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе....

Примерный план анализа лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения...

План анализа эпического произведения

Данный материал может быть использован на уроках литературы в 5-8 классах....

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений....

Схема анализа прозаического произведения

Часто на олимпиаде по русскому языку участникам предлагается выполнить полный анализ теста, написанного в прозе. В материале представлен примерный универсальный план анализа, которым может воспользова...

Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"

Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"...