план анализа прозаического произведения
консультация по литературе (9 класс) на тему

Пригодится как раздаточный материал ученикам вашего класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

План анализа прозы

  1. История создания.
  2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
  • ДЛ (действующие лица);
  • события.
  1. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
  • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
  • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка;
  • эпилог.
  1. Композиция:
  • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
  • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
  • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
  • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
  • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
  1. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
  2. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
  • выбор темы и ее раскрытие;
  • разработку любимых жанровых форм;
  • язык;
  • использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
  1. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
  2. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
  • рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
  • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
  1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
  2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
  • повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
  • роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
  1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
  2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
  3. исторический - о событиях прошлого;
  4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
  5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
  6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
  • эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа художественного произведения

План анализа художественного произведения можно использовать для самостоятельной подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе....

Примерный план анализа лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения...

План анализа эпического произведения

Данный материал может быть использован на уроках литературы в 5-8 классах....

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений....

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений....

Схема анализа прозаического произведения

Часто на олимпиаде по русскому языку участникам предлагается выполнить полный анализ теста, написанного в прозе. В материале представлен примерный универсальный план анализа, которым может воспользова...