Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"
рабочие листы по русскому языку

Оксана Радайкина

Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_prozaicheskogo_proizvedeniya.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ФИ, класс обучающегося__________________________________________________________________________

1

Автор, годы жизни.

2

Время написания, литературное направление, связь с исторической эпохой.

3

Род, (эпос, лиро-эпос, драма..) Жанр (роман, повесть, рассказ, сказка…)

4

Тематика (Историческая: «лишний» человек, «маленький человек», чиновничество, народ. Вечная: детство, взросление, жизнь и смерть, нравственный выбор, одиночество, прощение, ошибки, обман, дружба, месть, честь, патриотизм, отцы и дети, любовь, семья, забота, счастье, сила духа, слава, чудо, милосердие, добро и зло, зависть, красота, мечта, ответственность, героизм, война и мир, страдание, храбрость, авторитет, поиск смысла жизни, Родина, природа, социальное неравенство, людские пороки, свобода, правда и ложь, судьба, искусство, нравственные ценности

5

Идея (показать…)

6

Проблематика (Какова роль?Непонимание, Историческая память, Истинные и ложные ценности, Смысл жизни, Сострадание и милосердие, Равнодушие, Жертвенность, Бездуховность, Отцы и дети, Совесть, Честь, Патриотизм, Человек и государство, Нравственный выбор, Необходимость чувств, Искусство и человек, Война, Жестокость, Лень, Алчность, Экология, Презрение, Бесчеловечность, Трудности, Традиции…)

7

Смысл названия (Почему так названо?)

8

Композиция (сколько глав и частей; рассказ в рассказе, линейная, кольцевая, зеркальная)

9

Сюжет (Эпиграф, Пролог, Завязка, Развитие действий, Кульминация, Развязка, Эпилог)

Эпиграф:

Пролог:

Завязка:

Развитие действий:

Кульминация:

Развязка:

Эпилог:

10

Конфликт (Любовный, Социально-бытовой, Философский, Идейный, Психологический: Человек-человек, Общество-человек, Природа-человек, Психология-человек - пример: герои) 

11

Ключевые эпизоды (важные моменты, план подробного пересказа)

12

Персонажи (главные, второстепенные; положительные, отрицательные)

13

Характеристика героев (портрет, речь, характер, психологизм, цитаты)

14

Внесюжетные элементы (пейзаж, интерьер, детали)

15

Изобразительно-выразительные средства:

ТРОПЫ: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, сенекдоха, гипербола, литота, гротеск, перифраз, аллегория, ирония.

ЛЕКСИКА: антонимы, омонимы, синонимы, омографы, диалектизмы, термины, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, разговорная лексика.

ФИГУРЫ РЕЧИ: Анафора, Антитеза, Градация, Инверсия, Лексический повтор, Плеоназм, Оксюморон, Риторический вопрос, восклицание, обращение; Синтаксический параллелизм, Умолчание, Эллипсис, Эпифора.

СИНТАКСИС: Однородные ЧП, Вводные предложения и слова, Диалог, ССП, СПП, БСП, Парцеляция, Бессоюзие или Многосоюзие.

16

Авторская позиция (отношение автора к герою, к проблеме) 3-5 предл.

17

Сравнение произведения с похожим произведением другого автора 3-5 предл.

Личное восприятие произведения (ваше отношение к произведению) 5-10 пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возм...

Установление смысловых связей, основной мысли прозаических произведений, изучаемых в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению специальной ( коррекционной ) школы рассказы составляют примерно 50 % от произведений других жанров...

Система работы над прозаическим произведением как способ активизации мыслительной деятельности учащихся

Статья подготовлена к итоговому заседанию методическо йкомиссии гуманитарного цикла. Рассматривается Проблема активизации деятельности учащихмя на уроке литературы. Система заданий должна отвечать тре...

план анализа прозаического произведения

Пригодится как раздаточный материал ученикам вашего класса...

Схема анализа прозаического произведения

Часто на олимпиаде по русскому языку участникам предлагается выполнить полный анализ теста, написанного в прозе. В материале представлен примерный универсальный план анализа, которым может воспользова...