Практическое занятие в 9 классе по литературе
опыты и эксперименты по литературе (9 класс) на тему

Анализ художественного текста представляет собой определенную трудность для обучающихся, а применение стратегий чтения помогает более последовательно и полно объяснить смысл художественного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Практическое занятие в 9 классе по литературе по теме «Технология продуктивного чтения. Обучение стратегиям чтения художественных текстов»

Учитель Пеплова Л. Ф.

 

Комплекс заданий 1.

1. Прочитайте стихотворение Г.Голохвастова «Дождь (Сонет по Пастернаку)».

2. Определите, значения каких слов могут быть  вам непонятны.   Выпишите эти слова, раскройте их лексическое значение, используя любой имеющийся толковый словарь русского языка.

Ипохондрик- мнительный, болезненный человек

Рецидивист-человек, повторно совершивший преступление

Ипокрит- плохой человек, ханжа, лицемер

Канючит-долго и нудно просит чего- нибудь

Макинтош- плащ из непромокаемой ткани

Натощак- на голодный желудок

Огорошен-внезапно удивлён

3. Прочитайте первую строфу. Читая, представляйте себе созданные поэтом образы в виде наглядных картин. Опишите, какую картину вы увидели?

Низкое небо тёмного цвета( цвета брезента)нависло над городом. Дождь идёт уже давно(дождь- рецидивист); настроение у прохожих грустное и даже мрачное, спины промокли, струи дождя попадают за шиворот. Идут мужчины, засунув руки в карманы и спрятав головы в плечи, а женщины держат разноцветные зонты. И если смотреть на эту картину сверху, например, с 3-го этажа, улица, цветастая от зонтов, похожа на узкую речку осенью, когда вода несёт на себе разноцветные листья. Но всё равно холодно…  

4. Объясните, почему дождь «канючит».

«Канючит»дождь- сказано так оттого, что идёт дождь давно, монотонно; сырость пронизывает воздух-ощущения неприятные, хочется, чтобы это уже закончилось, как тогда, когда ребёнок на одной ноте тянет свою капризную просьбу, выматывая душу.одним словом, НАДОЕЛО!

5. Растолкуйте смысл метафор «рубцы панельных плит», «косая стрелка струй».

Обе метафоры основаны на внешнем сходстве явлений: швы между панельными плитами похожи на рубцы на теле человека после  несчастья, а «косая стрелка струй»- на штрихи от простого карандаша на светлой бумаге.

6. Расшифруйте предложение «Как долго душ берет сегодня Пастернак» в виде связного текста.

Мне представляется, что эта фраза, заключающая стихотворение, даёт понять нам, каким было душевное состояние лирического героя: ему не просто грустно, ему безысходно и тоскливо. Впереди не видно даже лучика света(надежды), и продолжается это уже давно. Вот почему в стихотворении, при большом количестве метафор, нет ярких красок и «тёплых» слов. Состояние природы и состояние души лирического героя гармонируют и в цвете, и в восприятии мира. И сам автор, проникаясь этим состоянием, доносит до читателя глубину отчаяния, овладевшего лирическим героем в трудный момент его жизни. А подзаголовок «Сонет по Пастернаку» прямо указывает на то, что автор сочувствует герою, понимает его и поддерживает. Ведь и правда: «Как долго…»

 

Дождь

Сонет по Пастернаку

Тугой брезент небес промок от влажной ноши;

Как ипохондрик, день нечесан и небрит;

И дождь-рецидивист, запойный ипокрит,

Канючит голосом слезливого святоши.

Косая стрелка струй молотит макинтоши,

Как в бубен, в зонтик бьет, с размаху бередит

Ударами монет рубцы панельных плит

И мечет денежки прохожему в калоши.

А ветер, верткий шут, под хмелем натощак,

Хватает брызги с крыш в озябнувший кулак,

Чтоб вдруг швырнуть в лицо, как пригоршню горошин.

И город-водолаз сквозь колокол-колпак,

Как рыба, смотрит ввысь… Он тоже огорошен…

Как долго душ берет сегодня Пастернак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое руководство по организации практических занятий МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Руководство предназначено для организации практических занятий по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных к...

Практическое занятие по литературе в 9 классе

Работа с видами информации в 9 классе на основе лирической миниатюры В.П. Астафьева "Паутина"...

Язык сказок Лескова Н.С. "Левша".Практическое занятие по литературе

Этот материал поможет организовать практическое занятие по изучению языковых особенностей сказа Н.С. Лескова "Левша"в 6 классе....

Дистанционное обучение. Уроки русского языка и литературы в 5-9 классах. Практические занятия. Методические разработки. Рекомендации.

Дистанционное обучение- одно из относительно новых и перспективных направлений информационных технологий в рбразовании, позволяющее организовать обучение независимо от расстояний....

Методические рекомендации по проведению практических занятий по литературе (анализ рассказа)

Настоящая методическая разработка направлена на помощь студенту среднего профессионального образования в проведении литературоведческого анализа рассказа. Практическим материалом для изучения представ...

Указания к практическим занятиям по учебной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла «ЛИТЕРАТУРА» по специальностям 1 общеобразовательного курса технического профиля

Данные методические указания предназначены обучающимся для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Литература» с целью закрепления знаний и овладения основными практическими н...

Практическое занятие по ОБД.02 Литература. Тема «И.С.Тургенев». Образ Базарова. «Что дало человечеству развитие науки? Важность выбранной специальности для общества».

Практическое занятие по ОБД.02 Литература. Тема «И.С.Тургенев». Образ Базарова. «Что дало человечеству развитие науки? Важность выбранной специальности для общества».На основан...