Практическое занятие по литературе в 9 классе
материал по литературе (9 класс) на тему

Работа с видами информации в 9 классе на основе лирической миниатюры В.П. Астафьева "Паутина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Практическое занятие по литературе в 9 классе по теме «Технология продуктивного чтения. Обучение стратегиям чтения художественных текстов»

 Учитель Пеплова Л. Ф.

Комплекс заданий  

1. Прочитайте лирическую миниатюру В.П.Астафьева «Паутина».

2. Вычитайте из текста все виды информации:

2.1. чтобы вычленить фактуальную информацию, выпишите опорные слова и словосочетания, раскрывающие тему произведения;

2.2. чтобы вычленить подтекстовую информацию, выпишите слова и выражения, употребленные в метафорическом значении, раскройте их смысл;

2.3. чтобы вычленить концептуальную информацию, сформулируйте ваше понимание смысла этого текста (как вы поняли, что хотел сказать автор).

Паутина

     Грибное предосенье. Липнет паутина  к лицу. Заденешь, раздерешь паутину - и в сырую  траву горохом осыпаются  пауки. Путаясь в смятой  паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок.

     А  ведь   в  только   что  растянутой   паутине,  в  сложных  и  мудрых хитросплетениях   ее   они  жили,  кого-то  сторожили  и  чувствовали  себя по-хозяйски дома.

     Нарушился порядок.  Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало  звено из природой отлаженной жизни, лопнула еще одна ее тонкая струна.

     Я смотрю  на  железнодорожный  мост, мерцающий  сплетениями паутины над широкой  рекой,  и  вижу,  как  быстро-быстро  по   его  нитям  перебирается многолапый и многорукий паук.

Примерные ответы:

  1. Фактуальная информация:

Заденешь, раздерёшь паутину…,, горохом осыпаются пауки…, беспомощно перебирают закорючинками лапок…, я смотрю на железнодорожный мост… и вижу…  

   2.Подтекстовая информация:

      Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула ещё одна её тонкая струна- оборвав паутину, человек нарушил гармонию жизни, вмешался в её природное течение, положив начало, может быть, необратимым изменениям, которые на фоне грандиозности мира никто и не заметит, но не будет уже маленьких паучат, и останется незаполненным какое-то окошечко в природе.

…и вижу, как быстро- быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук- место в  живой природе занимают металлические чудовища, которые хоть внешне и напоминают погибших паучков, но не смогут их заменить, потому что бездушны.  

3.Концептуальная:

 И страшно, что, создавая блага цивилизации, мы иногда бездумно  разрываем хрупкие нити живого в  природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие для учителей начальных классов и воспитателей ГПД: «Единая модель поведения педагогов в разрешении детских конфликтов. Развитие коммуникативных навыков».

Теоретическое представление о технике посредничества в конфликтных ситуациях, ознакомление педагогов с некоторыми приемами, упражнениями, которые можно использовать для формирования и развития к...

Практическая работа по литературе. 7 класс.

Практическая работа по литературе. 7 класс....

Практические занятия по информатике 10 класс

предназаначены для учащихся 10 класса...

Язык сказок Лескова Н.С. "Левша".Практическое занятие по литературе

Этот материал поможет организовать практическое занятие по изучению языковых особенностей сказа Н.С. Лескова "Левша"в 6 классе....

Проект учебного занятия по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Т.М. Усановой р.п. Курагино Красноярского края

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Усановой Татьяной Матвеевной. Тема раздела: Русская литература XX века.  Т...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по литературе (анализ рассказа)

Настоящая методическая разработка направлена на помощь студенту среднего профессионального образования в проведении литературоведческого анализа рассказа. Практическим материалом для изучения представ...