Лингвостилистический анализ на уроках литературы
план-конспект урока по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки анализа в 5-7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvostilisticheskiy_analiz_teksta.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвостилистический анализ текста

5-7 классы

5 класс

Рассмотрим такой анализ на примере «Кладовая солнца» Пришвина. Ключевая сцена – разговор Антипыча с детьми о правде.

- Какой вопрос волнует детей? Что они хотят знать? Настя и Митраша хотят знать, где правда. Ключевое слово не только этого разговора и всей повести – правда.

- В чем правда жизни?

- Как проявляется в повести борьба? Жизнь детей проходит в суровой борьбе, об этом говорится в начале повести.

- В каких словах мы особенно чувствуем эту суровую правду? Мать умерла от болезни, отец погиб на войне. Дети осиротели.

- Почему художник так скупо, лаконично говорит о положении детей? (вводим слово лаконичность) нет необходимости говорить много, все итак ясно. Настя и ее брат борются с житейскими трудностями, с силами природы. Митраша вступает в единоборство с Серым помещиком. Пожалуй, самое трудное – это борьба правды и неправды в душе самого человека.

- Только ли с внешними силами приходится бороться человеку? Не приходится ли порой вам бороться с самим собой, что-то преодолевать в себе?

Преодоление страха в жизни. Много примеров.

- Какой мы видим Настю в самом начале повести?

- Какое отношение писателя к девочке чувствуется в словах «Золотая курочка»? Автор любуется и восхищается Настей; девочка прелестна, привлекательна.

- Чем же привлекательна Настя? Добрая, любит брата, трудолюбива.

- Что рассказывает Пришвин о трудолюбии? Выразительное чтение отрывка «Настя вставала далеко до солнца….и так хлопотала по хозяйству до ночи».

Трудно вставать так рано, девочке всего 12 лет.

- Почему Пришвин пишет, что Настя катилась обратно в избу, а не просто бежала?  Автор подбирает точное слово: Насте некогда, дел очень много, девочка выполняет работу легко, привычно, весело. Перечислительность интонации подчеркивает многочисленность дел Насти.

- А всегда ли Настя так привлекательна? Нет, не всегда. На палестинке во время сбора ягоды Настя другая. Она там «ползет, мокрая и грязная».

- Приятна ли Настя в этот момент? Почему нет? Потому что она хочет собрать побольше клюквы? А что в этом плохого? Настя становится неприятной, потому что забыла о брате.

- Почему даже лось не обращает на нее внимания?  Потому что она уже не похожа на человека. Любовь к человеку есть важнейшая черта настоящего человека.

- Если Настя становится такой, значит, правда побеждена? Значит, зло сильнее добра? Нет, Настя опомнилась, и самое страшное для нее, что она позабыла о брате.

- Как писатель передает состояние Насти и свое отношение к ней в этот момент? Настя «пронзительно закричала, рыдая, упала возле корзины».

- Почему «пронзительно закричала», а не просто громко или очень громко? Крик Насти исходил из глубины ее души, пронизывал человека. Автор сочувствует Насте, называя ее «бедной».

- Как же в итоге люди относятся к Насте? В селе никто ее не упрекает. Все понимают. Люди оценили, что Настя благоразумно звала брата на торную тропу. И клюква была нужна детям, эвакуированным из Ленинграда. Автор подчеркивает, что Настя «мучилась сама за свою жадность». В этих словах утверждается победа любви, победа правды в борьбе Насти с собой.

Домашнее задание: рассказ о любви и борьбе Митраши.

Вся повесть пронизана мыслью о вековечной борьбе зла и добра, что она идет и в природе. Выразительное чтение описание Блудова болота («Лет 200 тому назад…»). Описание построено на противопоставлении сил добра и зла: великого, щедрого солнца и злого ветра. «Злой ветер» устроил деревьям «несчастную жизнь». Резко меняется лексика и интонация, когда художник рисует победу восходящего солнца. Это гимн солнцу. Все рады солнцу. Природа у Пришвина не только живет своей жизнью, но и пропускается через восприятие человека. Человек связан с природой настолько тесно, что немыслим без нее, вне ее. Ни Митраша, ни Настя, ни Антипыч не говорят о своей любви к природе – они часть природы. Пришвин показывает, что человек – друг природы, что в этой связи человека и природы залог победы в борьбе за любовь. «Кладовая солнца» - это кладовая добра, олицетворение самой жизни, ее высшего смысла.  Окончание повести.

- Чем необычна концовка повести? «Нам теперь остается сказать….все это вздор..» сочетание реального и сказочного в повести. Если это не сказано, то помогаем вопросом-сравнением: сравнить две фразы «Еще с первых дней отечественной войны» и «А многие до сих пор». Первое предложение – спокойное по интонации, второе – эмоциональное, экспрессивное. Понятие экспрессии вводим. Первое предложение передает мысль прямо и точно, второе – образно.

- нельзя ли было закончить повесть «Вот такие богатства скрыты в наших кладовых»? Не связано ли это с жанром повести?  Без последней фразы получится серьезно, а ведь это сказка-быль.

- Сказка или быль?  С оной стороны – корова Зорька, телушка Дочка, петух Петя – это действительная жизнь, быль. С другой – диалог птиц – сказка. Но это не просто природа, а природа через восприятие Митраши.

- Найти и прочитать отрывки в повести, где сливается сказка и быль. Отметить языковые особенности этих частей повести.

6 класс

Задача – научить анализировать эпизоды, описания, видеть различные формы прямой и косвенной авторской оценки действительности, подвести к пониманию образа автора. «Бежин луг». Вспоминаем страницы «Мещорской стороны» и «Кладовой солнца». Эти сообщения учащихся не просто вспомнить материал, повторить изученное, но и систематизировать и обобщить. Читаем начало рассказа «Бежин луг» «Подобной погоды….».

- Каково отношение автора к природе и из чего это мы узнали?  «Был прекрасный июльский день» - авторское. Значение слова «прекрасный»? так Тургенев выразил свое восхищение природой.

- Только ли так можно раскрыть свое отношение к природе? Нельзя выразить восхищение природой, не давая прямой оценки?  Можно. Это дает само описание природы. Только тот человек, который любит, чувствует природу, может заметить, что утром заря «разливается кротким румянцем», что солнце поднимается «весело и величаво».

Самостоятельная работа по первому абзацу: показать на первом абзаце рассказа, что Тургенев любит природу, умеет всматриваться и вслушиваться в нее.

- Почему только на первом абзаце? Потому что трудно работать над целым текстом. Можно разделить класс на группы: 1 группа – рассказ о том, как описывает Тургенев раннее утро.  2 группа – описание дня (со слов «Около полудня..»).  3 группа – вечер («К вечеру эти облака… какой-то трогательной кротости»). 1 группа доказала, что Тургенев видит не только цвета, но и их оттенки: румянец зари кроткий; солнце лучезарное; блеск облаков как серебро. Глаголы в описании утра – передают не только действия, но и впечатление от этого действия: заря разливается, солнце всплывает. Пред нами не просто наблюдательный человек, но и талантливый художник. Умеет слушать природу и слышать. Обращение к последней сцене рассказа. «Кое-где стали раздаваться живые звуки….порхать над землей». Умение передать голоса мира проявляются в языке: в словах «стали раздаваться», в наречии «кое-где». Эти звуки перерастают в торжество звуков и света «полились сперва алые, потом красные..»

- Зачем в рассказе так много описаний природы, какая связь между ними и изображением крестьянских ребятишек? Почему рассказ так назван? Некрасов тоже назвал свое стихотворение «Крестьянские дети». Но задачи писателей были разные. Некрасов – изобразить жизнь, быт деревенских детей. Тургенев – любовь к русскому народу, к русским детям, к русской природе – это все любовь к родине. Вот почему художник начинает и заканчивает рассказ описанием природы. Роль пейзажа? Органическая связь описательной и повествовательной частей «Бежина луга». Это чуткое слово писателя.

7 класс

Задачи. Единство содержания и формы художественного произведения, языковая основа литературно-художественных приемов, умение объемное многоплановое в произведении. Сопоставление частей и сцен, эпизодов. Их взаимосвязь. Некрасов «Размышления у парадного подъезда».  Это лирическое стихотворение. Работа начинается над двумя отрывками. «Раз я видел, сюда мужики подошли» и «А владелец роскошных палат». Оба отрывка читаем выразительно.

- Какой отрывок вам было легче слушать и понимать? Первый отрывок легче. Отрывок первый про мужиков в синтаксическом и лексическом отношении прост: предложения простые или сложные, состоящие из простых. Имеют законченную форму. Слова взяты из народной речи. Причастия не имеют книжной окраски. Синтаксис и лексика второго отрывка сложные. Предложения длинные, много второстепенных членов, деепричастных и причастных оборотов. Риторические вопросы. Риторические обращения. Важную смысловую и эмоциональную роль играют причастия. Книжные слова и выражения «упоение лестью бесстыдною». Отношение автора к «владельцу роскошных палат» гневное. С ненавистью обличает автор проклятого отчизной вельможу не столько за богатство, сколько за безразличие, равнодушие к судьбе народа.

Обобщение наблюдений над стилистическими особенностями этих отрывков. Первый ближе к разговорному стилю, второй – к публицистическому. Обличая вельможу, Некрасов обращается к памфлету. Памфлет – соединяет признаки художественного и публицистического стилей. В словаре памфлет – небольшое обличительное сочинение на общественно-политическую тему.

- Не нарушается ли единство произведения, если в нем соединяются различные по стилевой окраске отрывки? Языковые особенности стихотворения связаны с содержанием, с замыслом автора; нельзя писать одинаково о тех, кого любишь и кого ненавидишь. Домашнее задание: выразительное чтение  стихотворения или отрывков, изображающих противоположные миры (антитеза). На следующем уроке работаем над жанром стихотворения, в которое входит слово «Размышления». Словарь синонимов размышление- то, что заполняет сознание, предмет раздумий.

- Что же заполняет сознание Некрасова? О чем размышляет поэт? Размышления о родине, о судьбе родного народа. В конце стихотворения звучит горькое раздумье поэта. Повтор слов «стонет». Повторение термина экспрессивный повтор. Употребление однородных членов, составляющих синтаксическую основу заключительной части стихотворения. Особая роль обобщающих обращений. Значение восклицательных  вопросительных предложений. Некрасов заканчивает стихотворение взволнованно, его раздумья проникнуты гражданским пафосом, это размышления человека, безгранично любящего свой народ. Рассказ об истории создания стихотворения. Отрывок из воспоминаний Панаевой. Стихотворение было написано за 2 часа.

- Какой же вопрос волнует поэта? Некрасова волнует, проснется ли народ.

- Каким желает видеть народ поэт? «Исполненный сил».

Через несколько лет Некрасов ответил на этот вопрос стихотворением «Железная дорога», в котором выразил уверенность: русский народ «грудью проложит дорогу себе». В 50-х годах только начинался подъем революционного движения в России, получивший размах в 60-е годы. И его подъем укреплял веру Некрасова в силы русского народа.

Таким образом, мы стремимся построить определенную систему анализа, усложняя его от класса к классу. Учащиеся постигают смысл произведения на основе рассмотрения стиля, языка, слова. Такая работа воспитывает любовь к слову. Сокращает разрыв между русским языком и литературой. Возвращает учеников, учителей к глубокому смыслу понятия – словесность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»). Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста. Ц...

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

Лингвопоэтический анализ на уроках литературы

В работе отражены основные принципы лингвопоэтического анализа на уроках литературы...

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...

Обучение сопоставительному анализу на уроках литературы в 5 классе (на примере изучения сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).

В статье представлена методическая разработка урока по обучению сопоставительному анализу сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена и сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы». ...