урок русской литературы
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Миннебаева Алия Ринатовна

Тема урока "Пьеса-притча А.М. Володина "Две стрелы". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritcha_urok.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема урока – Пьеса - притча А.М.Володина «Две стрелы»

Цели урока:

  1. Образовательная - Вспомнить полученные ранее знания о жанре притча. Дать понятие о литературной притче. Познакомить с творчеством Володина,  с пьесой-притчей «Две стрелы».
  2.  Развивающая –  Развивать навыки работы с текстом;  развивать устную речь – составление связного ответа, инсценировка эпизодов литературного произведения, письменную речь – написание притчи.
  3.  Воспитательная - Помочь учащимся глубже проникнуть в авторскую философию жизни, донести смысл вечных ценностей, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: слово учителя, языковой разбор, объяснительно-иллюстративный метод, работа со словарями.

     Оборудование: текст притчи «Две стрелы», Словарь русского языка в четырёх томах  (Т.3, М.,1984, с.452), Словарь языка Пушкина(т.3, с.782), Словарь библейского богословия, Литературоведческий словарь, мультимедийный проектор, портрет А.М. Володина

                                           План урока

  1. Оргмомент (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка к готовности к уроку, ознакомления с основными задачами занятия)
  2. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся

- языковой разбор (на слайде изречение из Евангелия от Матфея)

- опрос учащихся (как вы понимаете это выражение?  какие притчи знаете вы?)

- выведение общего понятия жанра притча

- работа с притчей о человеке, построившем дом; анализ притчи

  1. Формирование нового понятия и новых способов действия – Литературная притча

1.Воспроизведение нового материала -  постановка учебной задачи.

  1. Знакомство с понятием литературная притча
  2. Беседа с учащимися – в чём разница между библейской притчей и литературной
  3. Знакомство с биографией и творчеством Александра Володина

  1. Формирование, применение умений и навыков

1. Беседа с учащимися – разбор пьесы – притчи «Две стрелы»

2. Воспроизведение - ответы учащихся на обобщающие вопросы учителя.

  1. Подведение итогов.

 Выставление оценок. Задание на дом. Инструктаж учащихся.

I.Оргмомент

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности учащихся к работе на уроке. Ознакомление учащихся с целями предстоящей работы

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вспомним жанр притча и поговорим о таком понятии, как литературная притча. Рассмотрим литературную притчу на примере произведения Володина «Две стрелы». Готовы внимательно слушать? От вас требуется внимание и активное участие.

Учитель показывает с помощью мультимедийного проектора тему урока – 1 слайд

II.Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.

1. Проверка ранее полученных знаний

-Ребята, посмотрите на слайд.  

- Как вы понимаете это выражение? Как вы думаете, почему Иисус говорил притчами?

- А вот почему:

Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. Так и сам говорил ученикам: “Пойдём в ближние селения и города, чтобы мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл”. И, странствуя по городам, селениям, не мудрёными речами учил он людей, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека.

- Ребята, а какие притчи знаете вы?

- С давних времён на Руси полюбили притчи, толковали библейские и  сочиняли свои. Правда, порой путали их с баснями. И уже в XVIII веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал “Притчи”. Притчи и правда похожи на басни. Однако басня отличается от притчи. Как же трактуется понятие “притча”? О каком жанре идёт речь: о жанре философской, нравоучительной, религиозной или художественной литературы? Вот как трактуется это понятие лингвистами, богословами, литературоведами.

- На ваших партах лежат карточки с обоснование жанра притчи из разных источников. Давайте вместе разберем.

Словарь русского языка в четырёх томах  (Т.3, М.,1984, с.452)

Притча, - и, ж.

1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.

2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве

Словарь языка Пушкина(т.3, с.782)

Притча

1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня

2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.

Словарь библейского богословия

Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении

Литературоведческий словарь

Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий к басне.

- В чём сходны определения притчи в разных словарях?

Все вышеназванные источники сходятся в одном, что “притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана: видимый и невидимый. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха”.

2.Беседа с учащимися, анализ примеров.

-Мы с вами вспомнили, что такое притча. Давайте разберём одну притчу:

Притча о человеке, построившем дом.

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

- Ребята, ответьте на вопрос:

Как вы думаете, что произойдет дальше?

Понравилась ли вам притча?

Что привлекло в ней?

Какие чувства она пробудила у вас?

Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни   правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

- На сколько частей можно разделить данную притчу?

- Теперь поделимся на 3 группы и каждой группе я задам разные задания

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего  хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька – и человек на вершине, показать (зарисовать) иллюстрацию на доске).

Вопросы учащимся:

   Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

   Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

(Ступенька ниже)

   Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

   Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

   Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

   Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька ниже)

   Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

(Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

   Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

Беседа

   Охарактеризуйте качества человека? («равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)

   Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

   Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

   Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

2 слайд

На слайде изречение из Евангелия от Матфея: …Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им.

Ответы учеников.

Рассказ учителя

Опрос учащихся

Словарная работа

На партах у учащихся заранее подготовленная справка. Ученики совместно с учителем разбирают её.

3 слайд – определение притч

Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях.

4 слайд

Выведение общего понятия на мультимедийном проекторе

 Чтение притчи учителем

5 слайд

Символы и значения, используемые в притче

Ценности

Основная мысль

6 слайд – задание к группам

Работа в группах. Каждой группе даётся отдельное задание

Работа по тексту. Опрос учащихся

Зарисовка схемы на доске

III.  Формирование нового понятия и новых способов действия

1.Воспроизведение нового материала -  постановка учебной задачи.

- Итак, мы с вами вспомнили, что такое притча. Слышали вы о таком понятии, как литературная притча.

- Литературная  притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Следует заметить, что философская и религиозная притчи могут быть отмечены самой высокой степенью художественности, однако художественное в этих случаях не цель, а средство. Поэтому точнее говорить о притчевом начале в литературном произведении. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность, - могут проявляться в большей или меньшей степени. Если они проявляются достаточно полно, то перед нами притча, если же они ослаблены и притчей в точном смысле произведение назвать трудно, то можно говорить о том, что в нём проявляется притчевое начало.

И в зарубежной и русской литературе есть произведения, в которых есть притчевое начало. На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания, и по тематике, и по системе персонажей. Что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далекие времена и пьесой А.Володина, творившего в XX веке?

В ХХ в. притча из канонического жанра становится скорее типом художественного сознания, способом осмысления художественной действительности и в контексте общечеловеческой культурной традиции. С этим связано тяготение ее к символу, многозначному иносказанию. В своевременной модификации жанра своеобразно сочетаются «чувственная природа образа и осознанная сила идей».

Пьеса-притча построена на особом типе отстранения материала, когда в основе сюжета лежит общеизвестная мысль, вдобавок испошленная, некая истина морального характера, на которую уже давно никто внимания не обращает. Интрига предельно обострена, сгущена, но довольно быстро исчерпывается сюжетом, в центре внимания неизбежно остается внутренний конфликт героя (или героев) с самим собой, связанный с утверждением некой, проверяемой пьесой истины.

В пьесе-притче в основе параболы лежит некая парадоксальная (а иногда и абсурдная ситуация), это заложено уже в канонической евангельской притче, в ее бинарной конструкции, когда толкование притчи по отношению к ее фабульной части может изменять (иногда на прямо противоположное) свое значение в зависимости от культурного контекста.

Библейские  сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел. А вам, ребята, я предлагаю на время нашего урока стать исследователями и попытаться сообща найти ответы на поставленные вопросы:

•        Как притчи помогают понять содержание литературных произведений?

•        Можно ли пьесу А. Володина назвать притчей?

Знакомство с понятием литературная притча

7 слайд о литературной притче

  1. Формирование, применение умений и навыков.

- Обсудим это на конкретном примере. Вы должны были прочитать притчу Александра Володина «Две стрелы».

- Но для начала поговорим о драматурге Володине. Вам знакомо его имя?

- Ребята, Александр Моисеевич Володин – один из современных драматургов. Он творил во 2 –ой половине XX века. Вот его портрет вы видите на экране. А подробнее о нём нам расскажет один из учеников вашего класса. Он заранее подготовил о нём сообщение. Давайте послушаем его.

Ученик читает сообщение:

Русский советский драматург, поэт, прозаик, сценарист Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия - Лифшиц) родился 10 февраля 1919 года в Минске. Рано оставшись сиротой, он с детских лет воспитывался у дяди - московского врача. Окончив школу, Володин поступил в 1936 в Московский авиационный институт (из-за возможности переселиться в общежитие), но через полгода ушел. Работал разнорабочим, поучившись на краткосрочных курсах в Серпухове, некоторое время учительствовал в деревне.

Срочная служба в армии завершилась участием в Великой Отечественной войне. В 1949 году тридцатилетний Александр Володин окончил ВГИК и уехал в Ленинград, где работал редактором на киностудиях "Ленфильм" и "Леннаучфильм".

Первая же пьеса Володина - "Фабричная девчонка" (1956) шла в театрах Москвы, Ленинграда, в других городах нашей страны и за рубежом и пользовалась большим успехом.

В конце 1960-х годов в драматургии Володина возникает новый жанр - пьеса-притча. К этому жанру относят пьесы: "Дульсинея Тобосская" (1969; пост. 1971), "Кастручча" (1968, пост. 1988), "Мать Иисуса" (1970, пост. 1988), а также трилогию о первобытных людях "Две стрелы" (1967; пост. 1980), "Выхухоль", "Ящерица" (1969; пост. 1982).

Драматург Александр Володин сконч

ался в петербургской больнице ночью 17 декабря 2001 года, на 83-м году жизни. Его похоронили на Комаровском кладбище под Петербургом.

 

- Вот краткая биография писателя.  А остановимся мы на том, что драматург в конце 60 –х годов XX века пишет пьесы-притчи. И одну из них вы должны были прочитать к сегодняшнему уроку. Это притча о первобытных людях «Две стрелы». Как вы представляете первобытных людей?  А вам понравилась это притча? Какие моменты особенно понравились?

- Определите действующих лиц притчи. О чём в ней говорится? (Действующие лица – первобытные люди. Притча о том, как пошёл разлад в их Роде)

- Какие символы использовал автор в этой истории?

(Род – родители, родина, родной; стрела – охота, образ жизни, войны; совет – обсуждения; кровная месть – образ жизни….)

- О каких ценностях нам хотел сказать автор?

Ценности (общечеловеческие): справедливость, мирная жизнь без убийств, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему).

- А какова основная мысль притчи?

( Основная мысль – все споры, раздоры можно решить мирным путём, без убийств).

- Вспомните имена героев? У кого они есть, у кого нет? Что говорят нам их имена?

( Ушастый – «…Он совсем ещё молод и действительно несколько лопоух; Человек Боя – прирождённый воин; Красноречивый – всё время произносил речь, придумывал новые интересные слова). У Главы Рода, у вдовы нет имён, а только общее понятие. С чем это связано? (Они носят общую характеристику. Мы представляем, каким должен быть Глава, и какая должна быть вдова)

- Что из себя представляет совет? (судебный процесс). Из-за чего произошла трещина Рода, что привело к «судебному процессу»?

(смерть Длинного).

- Давайте найдём по тексту, как описывает автор похоронный обряд первобытных людей.

Люди держали тело Длинного высоко на кабаньей шкуре. Они напутствовали его прощальным словом. Глава сказал печально:

Ничего, Длинный, там, куда ты идешь, будет еще сочнее трава, будут еще красивее деревья, будет еще теплее озеро...

И люди подтвердили:

- Ничего, Длинный, ты будешь там счастливый человек, там тебе будет еще лучше, чем здесь... Красноречивый произнес красноречиво:

Учитель мой!

Ты и там будешь красноречивее всех.

И каждое твое слово будет к месту.

И сам ты будешь радоваться, слушая себя...

Люди подтвердили:

- Ты и там будешь умнее всех. Все будут удивляться твоему уму.

Ходок воскликнул вдохновенно:

Тебя и там будут любить женщины,

и все они будут о тебе заботиться.

Чтобы тебе было сладко

с последней из всех,

как с первой из всех!

- Хороших тебе женщин, Длинный!

- Красивых женщин, лучше нас! - пожелали женщины. Человек Боя проговорил мужественно:

Если же ты там встретишь кого-либо из племени Скорпионов, ты сразишь его одним ударом.

Другого пускай не потребуется.

Люди все же внесли поправку:

- Но врагов у тебя там не будет, Длинный! Только друзья у тебя будут. Только друзья.

Длинного положили в углубление, вырытое у самого озера, в такой позе, как если бы он спал на боку. Это был тощий, немолодой уже человек. Рядом с ним положили копье и кусок мяса на первое время, пока он не освоится в Стране Предков.

Юноши колотили в барабаны, дули в свистульки из птичьих когтей. Мужчины в наголовниках представляли предков, которые пришли встретить Длинного и забрать с собой. Женщины плакали. Более других стенала его вдова.

- Какой ещё обряд можно встретить в тексте? (танец войны). Найдите его по тексту:

И начали танец войны. Они взлетали, прогибались, словно застигнутые невидимой стрелой, падали замертво и снова поднимались, чтобы ринуться на врага. Под гром барабанов и трещоток воины свершали бесноватый танец.

- Коли его в голову! - зарокотал Человек Боя. - Коли его в печень! Коли его в сердце!

И запрыгал на согнутых ногах. И издал показательный вопль, и все разом его повторили. Тогда он простер перед собой руки и остановил танец.

- В тексте есть ещё заклинание. Найдите его. (заклинание Черепашки)

- Что выясняется по ходу судебного процесса? Можно ли говорить то, о чём думаешь? При каких обстоятельствах это выясняется?

«Женщины, вас я хочу спросить. Не обращались ли вы к Длинному с какой-нибудь просьбой?

- Да, мы обращались к Длинному, - сказала женщина, что была посмелей.

- С какой же просьбой?

- Мы ему сказали: "А ты все молчишь, Длинный. Все видишь, а молчишь", сказала другая.

- Что он на это ответил?

Необходимо ль твердым быть?

Необходимо ль честным слыть?

И надо ль голову сложить,

неправоту разоблачая?

Не знаю.

И надо ли, меня прости,

другим прокладывать пути,

чтоб легче было им идти,

когда в душе дыра сквозная?

Не знаю.

- В размышлениях Длинного  слышится подчёркнутая смысловая перекличка со знаменитым монологом Гамлета «Быть иль не быть…»

- Что этим хотел сказать Длинный. Актуальны ли его слова на сегодняшний день?

- Давайте прочитаем это стихотворение выразительно.

- Вспомните конец притчи. Почему уходит Глава? Какие слова он произносит?

…Не я поведу вас этой дорогой. Вы уже пошли по ней.  Я давно уже стою в пыли, поднятой вашими ногами.

- А кого ещё убивают? ( Ушастого, Долгоносика).

- В чём смысл названия притчи? Почему стреляют в спину и двумя стрелами? Как вы можете это объяснить?

- Что произносит Человек Боя после убийства Долгоносика?

Кто там стрелял? Связать и наказать!

Неужто недостаточно убийств?

Неужто не настало время мира,

покоя и порядка в нашем роде?

Черепашка

Нет, не настало! И не будет больше!

- На слайде пословицы, выберите те, которые подходят к притче «Две стрелы»:

Жизнь дана на добрые дела

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда

«Человек уходит, а дела остаются; стало быть, и человек в конце концов остается» А.Исаакян

«Всякий, кто был полезен другому, принёс пользу самому себе» Сенека.

- Обоснуйте свой ответ

- А какие пословицы можете привести вы, которые подошли бы к притче.

- Как бы вы могли продолжить эту притчу?

Знакомство с драматургом Володиным

8 слайд портрет писателя, скульптура на котором он изображён

Сообщение ученика о биографии писателя и его творчестве.

9 слайд с названиями произведений Володина

10 слайд – название притчи «Две стрелы»

Работа с притчей А.Володина

11 слайд с изображением первобытных людей.

12 слайд – изображение похоронного обряда первобытных людей.

Выразительное чтение учеником эпизода погребения

13 слайд – танец войны

Чтение наизусть слов Длинного заранее подготовленным учеником

14 слайд - пословицы

V.  Подведение итогов и выставление оценок.

- Что вы можете сказать о притче?  Что такое литературная притча?

- Понравилась ли вам пьеса – притча А.Володина «Две стрелы»?  Смогли  мы найти мораль притчи? Какую мораль можете извлечь?

Выставление оценок

VI. Домашнее задание: по желанию прочитать любую притчу Володина.  Написать свою притчу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Уроки русской литературы в 5 , 11 классах

Урок в 5 классе - " Тема зимы в звуках и красках в творчестве А.С.Пушкина"Урок в 11 классе - " Храни меня, мой талисман" А.С.Пушкин....

Урок русской литературы "Война глазами поэтов" в 7 классе

Тема урока: «Война глазами поэтов» Тип урока: урок-композиция с элементами исследования. Цели урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы н...

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

Урок русской литературы в 5 кассе в школе с неродным русским языком обучения.

Урок русской литературы в 5 классе в школе с неродным русским языком обучения по УМК М.В.Черкезовой...

Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)

Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в ...

Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)

Цель: Обобщение и систематизация  знаний  учащихся по теме «Сказки»Задачи:  1. Активизировать мыслительную и  творческую  деятельность   учащихся.2. Разв...