Уроки русской литературы в 5 , 11 классах
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Урок в 5 классе - " Тема зимы в звуках и красках в творчестве А.С.Пушкина"

Урок в 11 классе - " Храни меня, мой талисман" А.С.Пушкин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkoy_literatury_v_5_klasse.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русской литературы в 5 классе

Тема урока: «Тема зимы в звуках и красках в лирике А.С.Пушкина»

Цели урока: Расширить представления учащихся о лирике Пушкина, помочь понять чувства автора, описывающего красоту зимы;

Развитие критического мышления через чтение стихотворений «Зимний вечер», « Вот север, тучи нагоняя...»

Воспитание эстетического вкуса, любви к природе,  к     прекрасному.

Оснащение: портрет А.С.Пушкина, репродукции картин «Зима»...

Оргмомент: Добрый день, дорогие ребята! Вы уже знаете сказки поэта, учили его стихи . На этом уроке прочитав отрывок из романа «Евгений Онегин», вы еще раз убедитесь, как великий поэт любил природу...

Проверка домашнего задания: На кого похожа зима?/ Творческий вопрос/

  1. Чародейка                            ворожея, седая старушка...
  2. Фея
  3. Волшебница
  4. Девица
  5. Снежная королева
  6. Красавица

Слово учителя: Стихотворения,  в которых изображаются картины природы, мы относим к жанру пейзажной лирики.

Что такое пейзаж?- Природа...

Природа для поэзии - зеркало, в котором она яснее видит свой облик-свое лицо.

Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности.

Зима не усыпляет человека, а зовет к действию, бодрит.

Какие стихи Пушкина вы изучили?

-« Зимний вечер»

-«Зимнее утро».

Прослушивание стихотворения: Ребята, Пушкин однажды написал замечательное произведение, роман в стихах- «Евгений Онегин». Но это произведение вы будете изучать в старших классах. Сегодня мы прочитаем только отрывок из этого произведения. Будьте внимательны к словам, данный отрывок непростой, волшебный, магический!

Чтение учителем отрывка.

Олицетворение - одушевление предметов в художественной  литературе , т.е наделение их свойствами живых существ.

Чтение учащимися отрывка по цепочке.

 Вопросы и задания:

  1. Как вы думаете ребята, о чем это стихотворение?

( О волшебнице зиме).

  1. Найдите в отрывке олицетворения?
  2. Зачем поэт использовал этот прием?
  3. Почему зиму поэт назвал волшебницей?

Физминутка.

Работа со словом зима.

          волшебная

              снежнаясеверная

жемчужная

        Какая??                На что??

Величественная

        

Звучит  мелодия.  Звуки зимы. ( Дохнул, завыл).

  1. Ветер
  2. Вьюга
  3. Метель
  4. Буран
  5. Буря

I .  Работа над словом.

Ворожея- колдунья ,волшебница, чаровница.

 

Составление синквейна.

               Зима

      Холодная, красивая.

Пришла, рассыпалась, блестит.

  Картина «Чудной красоты».

            Чародейка.

Работа над словами:

Рассыпалась-раскатилась по поверхности;

Клоками - (клок, клочья) кусок чего- нибудь;

Суках - крупный боковой отросток от ствола дерева;

Брега - край земли около воды;

Пухлой - округлый, мягкий, вздутый;

Пеленою - покров сплошной то, что закрывает;

Изморось – кристаллики льда, которые оседают на ветках деревьев.

Иней – тонкая ледяная пленка покрывающая траву, камни.

II. Образное воображение.

Постарайтесь представить «проказы матушки зимы».

Какие картины вы видите в вашем воображении?

Опишите их, используя образные выражения пушкинского текста.

Пример: Наступила волшебница зима. Она повисла на суках деревьев, дубов.

Покрыла леса, поля, холмы. Превратила реку в лед. И она стала неподвижной.

 Стало холодно, морозно. Но мы все рады проделкам (проказам) матушки зимы.

III. Обобщение темы:

- Какое стихотворение мы прочитали?

          / «Евгений Онегин» (отрывок) А. С. Пушкина/

- О чём  это стихотворение? /о волшебнице зиме/

- Какие краски использовали поэты и художники? (пример)

- Природа – это идеал истинной красоты, гармонии в мире.

Зима  -  не усыпляет человека, а бодрит, зовёт к действию.

Физминутка. Мороз дохнул ...

                           Ветер завыл ...

Конкурс поделок оригами « Снежинки»

Вывод. Итог урока.

Выставление оценок.

Д.З: Выучить наизусть отрывок.           Нарисовать зимнюю природу или узоры на моем стекле.

Тема урока:  Храни меня, мой талисман...                            Лирика любви Александра Пушкина /урок – встреча/

Цели:

1. Обобщение систематизация изученного по лирике А.Пушкина;

2. Научить ребят выразительному  чтению стихотворений о любви;

3. Организовать ещё одну встречу с шедевром  любовной лирики со стихотворением «Талисман»;

4. Дать понятие учащимся, что есть на земле такое прекрасное чувство, как любовь.

Оснащение: репродукции, портрет поэта, адресаты – женщины поэта, выставка книг, эпиграф к уроку, ОСК  о  любви, мрз запись песни Ю. Антонова, свечи, желтые листья .  

   

Организационный момент. Дорогие ребята, доброе утро! Сегодня мы вновь  встретимся с лирикой Пушкина. Как вы думаете, о  чем мы сегодня  будем говорить? / «Цель к цели»/.

Почему здесь сердечко? Конечно, любовь! О любви...

 

I Блиц – викторина « О жизни Пушкина» «Я вас любил...» /чтение учителем стихотворения/

Итак, мы на этом уроке узнаем ещё об одной любовной тайне поэта.

Любовь!     Любовь!    Любовь!  Скажите ,  что же обозначает это слово ?  ( прослушивание мнений учащихся) ...Вы все когда – нибудь встретитесь с настоящей любовью, как неоднократно встречался А. Пушкин.

II Работа с эпиграфом     Словарная работа

Колорит – особенность

Лелеющая – эргеледип, тааладыр

Гуманность – человечность

Поэзия и любовь – это две основные стихии великого поэта. И среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен А. Пушкин, был один, особый талант – талант любви. Эти стихи поэт посвятил женщинам, прекрасным дамам, которыми он, как « все поэты – любви мечтательной друзья», увлекался. Да, Пушкин есть великий  поэт!

- Ребята, какие стихи о любви мы изучили? Расскажите о них. Не забыли ли вы о них?

- Чем они вас затронули?

Чтение наизусть стихотворений. /По желанию учащихся/. Мини – выступление «Прекрасные женщины поэта». 

/ о Воронцовой, о Керн, о Голицыной/

Чтение учителем стихотворения «Талисман»

Учитель. Это замечательное стихотворение было написано в 1827г., ночью. Женщины занимали особое место в разнообразной, богатой, деятельной жизни А. Пушкина. Когда в его крови горела страсть, огонь перекидывался в его творчество. В глубине его стремительного, гибкого, сильного тела любовь и творчество переплетались, сливались, били из одного родника.

Работа по опорной схеме.

Ритм жизни          Ритм песни  

         ?  Любовь ?

Благодаря чему ритм жизни превращается в ритм песни?  

     

Описание перстня.

Это было золотое кольцо с резным, восьмиугольным сердоликом, на котором была вырезана надпись /восточная/ « арабская кабалистика» считал Пушкин. А на самом деле надпись арабская «Симха , сын почтенного раба Иосифа, да будет благословенна его память»

        Дан любовью

                                                     Горечь прощальных поцелуев

ТАЛИСМАН          сладость

                                              Память

Творческое задание. Определить, каким стихотворным размером написано стихотворение.

Работа над словом: сердоликом- сердолик-полудрагоценный  камень красного или оранжевого цвета, разновидность халцедона.

« Сожженное письмо» / прослушивание записи/.

 Рассказ учителя: Переписка длилась недолго... ( воспоминание сестры Пушкина). Уезжая из Одессы, Пушкин навсегда расстался со своей волшебницей. Но ее вкрадчивый, нежный образ не покидал его , медленно исчезал из памяти. « Только благодаря вам, я узнал, что есть в любви что- то наиболее нежное», писал он.  Спустя некоторое время он встретил свою Натали.

 Как вы  думаете  о чем это стихотворение?

Плещет- плескаться

Блещет - блеск

Гарем- дом богатого мусульманина

Мусульман - восточный мужчина

Талисман - чолдуг эдилел.

 Работа над текстом -------- берег...?

                                       --------- моря...?

                                       --------- гармония...?

 Постановка проблемных вопросов.

 К сожалению, мы не узнали ни по письмам княгини Воронцовой о том, как расставался Пушкин с ней. Но в своем стихотворении поэт запечатлел прекрасную сказку о любви  ,   заколдованную в волшебное кольцо. Знакомые, друзья посмеивались над суеверностью Пушкина. Но с кольцом Пушкин никогда не расставался...

                                          Судьба перстня / Работа над схемой/.

 Пушкин---  поэту Жуковскому--- сыну Павлу--- И.С.Тургеневу---Полине Виардо---в музей Александровского лицея ( до 1917г).

 В дни революции музей был разгромлен и перстень пропал...

 Вам жалко? Ведь он был талисманом поэта . Наверное ,  он произносил : « Храни меня ,  мой талисман».

В последний раз твой образ милый

Дерзаю  мысленно ласкать,

Будить  мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

( Под мелодию ) Воронцова околдовала душу поэта, очаровала его...

 Прослушивание мнений ребят.

« Смог ли Пушкин сохранить талисман?»

« Какой вы представляете княгиню Элизу ?».

 Подведение итогов.

Выставление оценок.

Д.З: нарисовать свой талисман.

Выучить стихотворение; эссе  « Храни меня , мой талисман.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"

Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...

Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  11 класс.II  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  10 класс.I  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....