Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность приобрести элементарные навыки общения, обогатить лексический запас, научиться грамотно излагать свои мысли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkoy_literatury_6_kl.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы 6 класс на тему:

 «Язык мой – друг мой».

Составила Карпова Светлана Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 3» г. Ржева Тверской области

Класс: 6

Предмет: литература

Цели урока:  

  1. Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова.
  2. Развивать навыки культурного общения, способствовать повышению уровня речевой культуры учащихся.
  3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к русскому языку

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Этимологические словари (М.Фасмера, Н.М.Шанского, А.Г.Преображенского и др.)
  2. Толковый словарь В.И.Даля.
  3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

        Ход урока:

Учитель.   Коренные изменения в любом общественном укладе исторически всегда отражались в речи людей. Как правило, в переломные моменты эпохи родной язык становился символом национального самосознания. Не случайно Ф.М.Достоевский писал, что язык и нация – слова-синонимы. Разрушается язык – вымирает нация. А по мнению В.И.Даля, словесная речь – это видимая и осязаемая связь, звено между душой и телом.

К сожалению, в наше непростое время язык пока не стал символом национального самосознания, да и процесс разрушения русского языка налицо.

Что же с нами происходит? Давайте вместе постараемся с этим разобраться. А за помощью обратимся к такой науке, как филология. Филология – это совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, любовь к слову. Слово может быть твоим другом, а может – и злейшим врагом. Об этом знали ещё в древности.

Сценка «Язык»

АВТОР. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и, раздумывая над тем, чем угостить приглашённых, позвал Эзопа.

КСАНФ. Эзоп, приготовь самое лучшее для моих гостей!

АВТОР. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

КСАНФ. Эзоп, почему ты подал только языки?

ЭЗОП. Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

КСАНФ. Молодец, Эзоп! Твоё рассуждение пришлось мне по сердцу. Но завтра у меня опять будут гости, и ты дложен приобрести к обеду самое худшее.

ЭЗОП. Хорошо, Ксанф.

АВТОР. Эзоп опять пошёл покупать языки. (На подносе выносит языки).

КСАНФ. Как?! Эзоп! Опять языки?

ЭЗОП. Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка??!

АВТОР. Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Учитель.   Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, а в другом, что язык – самое худшее, что есть на свете? Как понять противоречие?

(Ответы учащихся)

- Об этих же «противоречиях» языка говорится и в стихотворении В.Шефнера «Слова».

(Выразительное чтение заранее подготовленным учеником стихотворения).

                     Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
                     С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
                     Словом можно убить, словом можно спасти,

                     Словом можно полки за собой повести.
                     Словом можно продать, и предать, и купить,
                     Слово можно в разящий свинец перелить.
                     Но слова всем словам в языке нашем есть:
                     Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
                     Повторять их не смею на каждом шагу,-
                     Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Учитель. Слова, которые мы бережём в душе, как знамёна в чехле, - это одухотворённые слова. Так, например, слово «спасибо» образовано от слов «Спас» и «Бог». Спас – избавитель от бед. Итак, в ответ на доброе дело мы платим сторицей: добрым словом. А доброе слово мы получим от Бога, об этом нам напоминает Евангелие: «Вначале было слово…» И наши слова – это святыни, ценности, нерушимое духовное состояние, без которого народ теряет своё лицо.

Давайте проследим за рождением однокоренных слов с корнем -род-  и попытаемся проникнуть в их смысл.

Работа в парах: ребята подбирают однокоренные слова (народ, родник, Родина…) После коллективной работы на экране появляется запись:

   Род – обозначает творение;

   На – предлог, обозначающий стремление ввысь и высшую степень качества, получим слово «народ»;

   Им – родимый – дорогой, близкий сердцу;

   Родина – дорогая, милая сердцу страна;

   Родник – воплощение чистоты, сокровенности, животворности.

Учитель.  А теперь подберите слова с этим же корнем, чтобы получились отрицательные слова (выродок, отродье, урод, безродный…). Какая часть слова вносит значение отторжения, отвержения? (Приставки вы-, от-, без-, у-).Это хорошо видно и в других русских словах: бездомный, оттолкнуть и др.

Духовный смысл языкотворчества подводит к мысли: идти к добру – значит, идти к людям, к народу. Счастье лежит на пути к народу. А теперь подберите  к слову «лад» синоним (гармония). По этимологическому словарю определите происхождение слов «лад» - «гармония» и определите их различия (ответы учащихся)

Мы видим разность ценностей, положенных в основу этих слов: в общеевропейском «гармония» - рациональное понятие, а в русском «лад» - духовные ценности.

Родное слово в полном значении – это духовное состояние человека. Если человек отказывается от родного языка, то он перестаёт быть самим собою. Народ до тех пор остаётся единым, пока у него один язык, пока народ и язык едины…

     Едины ли мы сейчас? Подумайте, пожалуйста, что нас разъединяет? (ответы учащихся).

Учитель.  (Читает письмо Любови Петровны из Нижегородской области) «Мне уже 76-й год. Читаю газеты и многих слов не понимаю. Есть у меня словарь иностранных слов. Он у меня всегда под рукой. Ищу в нём и не нахожу перевода. Что такое кастинг, роуминг? Так и не нашла перевода. И ещё: наше радио начинает свою стикер-кампанию. Что такое стикер? Вот смотришь телевизор, читаешь газету, вроде, пишут на русском, а о чём? Не понимаю. Вот и сижу, как нерусская старуха».

   Обусловлено ли употребление иностранных слов в нашей речи в таком количестве, как сейчас? Ведь ещё И.С.Тургенев предупреждал, что нам нечего брать у того, кто беднее нас. А русский язык – один из самых богатейших языков мира. Но, к сожалению, мы не прислушиваемся к опыту предыдущих поколений и живем над бездной.

   Послушайте отрывок из статьи К.П.Победоносцева: «Слово- великая таинственная сила, и эта сила, как всё великое, зреет в молчании» 1881 год.

 (Ученик читает).

          «Все мы живём над бездной, ходим, едим. Пьем над глубиною, не видя её, не думая о ней, не сознавая великого таинства жизни. Но бывают же дни и часы, когда эта глубина внезапно раскрывается перед нами,  это таинство внезапно является во всем величии, душа пробуждается, видит ясно, чувствует глубоко.

        Слово человеческое, как бы оно ни было высоко, может износиться в устах человеческих; когда оно становится фразою, ходячею на рынке человеческого тщеславия, когда ложь и лицемерие употребляют его орудием для своих целей, когда равнодушные и ленивые прикрывают им свою пустоту – слово получает глухой звук; отражение  его у нас в душе становится слабо и вяло…»

Учитель.  А теперь послушаем общение молодого поколения

Сценка «Прикольный фильмец!»

СЕРГЕЙ. Макс, хай!

МАКСИМ. Привет, Серый!

СЕРГЕЙ. Где тусовался? Типа, с телками под музон оттягивался?

МАКСИМ. Харе прикалываться! Я прикольный фильмец зырил!

СЕРГЕЙ. Да, ну!

МАКСИМ. Офигительные трюки! Крутой чувак замочил десяток, потом ныкался-ныкался по хатам, но проморгал мента, начал ему очки втирать, а тот уши развесил, ну, этот чувак, типа, начал отваливать. А мент слеганца его стволом припугнул.

СЕРГЕЙ. Макс, я прямо тащусь от этого мазового кинчика!

МАКСИМ. Замётано. Пойдём позырим вместе!

 

Учитель.  Ребята, вы что-нибудь поняли? Я – ничего. Словно слышу иностранную речь или брань. Так что же лучше: быть модным и говорить на сленге или сохранить родную певучую русскую речь? (Дискуссия учащихся по заданной теме).

Учитель.  Из вашей дискуссии я поняла, что в наше время нравственной распущенности каждый может снимать с себя ответственность и возлагать её на так называемую среду. Кто поддерживает эту точку зрения, тот может дойти до отрицания совести, до смешения добра со злом. А зло прячется под маской добра. И сейчас нелитературные слова, так называемые жаргонизмы, засоряют нашу речь, разрушая её. А ведь ещё подвижники благочестия наставляли: «Когда ты говоришь, слова твои должны быть ценнее молчания». И в русской литературе тоже всегда с большим почтением относились к молчанию, например, стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium» (Выразительное чтение стихотворения).

                Итак, сегодня мы с вами попытались показать, какая ответственность лежит на вас за сохранение родного русского языка. Любите свой язык, берегите его – он залог вашего духовного, умственного и социального развития.

               А домашнее задание будет творческим: написать сочинение на одну из предложенных вам тем: 1) «Моё отношение к современному языку».

                2) «Сочинение-миниатюра, в основе которого будет лежать одна из подобранных вами пословиц о языке.