ЭТАПЫ УРОКА – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
методическая разработка по литературе на тему

Черкасская Наталья Александровна

Технология создания педагогической мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_uroka_-_pedagogicheskoy_masterskoy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ   УРОКА – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

НЕ ТО, ЧТО МНИТЕ ВЫ, ПРИРОДА…»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ  М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

И   И.А.БУНИНА

I. Индукция  или создание личностно – мотивированного запроса. Этой цели служат 3 индуктора:

1. Вступительное слово учителя.

2. Заочные экскурсии в Тарханы и Орловскую область –  места, родные для сердца изучаемых  

     поэтов ( с применением компьютерных технологий).                  

     Этот этап наведения в разных классах идет по-разному. В классах, где дети еще недостаточ-

 но владеют компьютерной техникой и навыками работы в сети Интернет, проводятся мультимедий-

ные презентации «Путешествие  в Тарханы» и  «Заочная экскурсия по Бунинским местам» в сопровождении заранее подготовленных детей – экскурсоводов. В классах же с достаточно компе -

тентными в области компьютерных технологий детьми этот этап проходит в виде виртуального путе

шествия. Для этой цели учителем заранее создается web-ресурс, содержащий в себе цель путешест-

вия, план путешествия, вопросы по путешествию, приводится система оценки отчета по путешест-

вию и ссылка на ресурс для путешествия. В результате такой работы учащиеся самостоятельно выходят в Интернет по заранее указанным учителем адресам:  1) www. sura.ru/tarhany;    2)www.valley.ru/litmuseum;  3) http://old.bunin.ru/galleri.

 Цель любого индуктора в ходе педагогических мастерских – разбудить чувства детей, вызвать поток ассоциативных эмоций, пробудить творческое воображение. Интернет – технологии служат этому как нельзя лучше.

3) Художественное чтение стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю.Лермо-

     нтова  и  «За все тебя, Господь, благодарю!» И.А.Бунина.

II. Самоконструкция или работа в группах  над проектом по выбранным направлениям:

1) Общая характеристика стихотворений с точки зрения синтаксиса.

2) Исследование  поэтической  пунктуации  с точки зрения современных правил.

3) Исследование поэтической лексики.

III. Социализация или афиширование результатов работы в группах.

               Этот этап призван обнародовать наработки учащихся в группах по выбранным темам. Успешно он проходит в хорошо подготовленных классах, способных быстро по ходу урока показать посредством компьютера сделанные ребятами в ходе обсуждения открытия. Это схемы предложений, параллельный анализ лексики двух стихотворений одновременно, создание ассоциативных иллюстраций или подбор рисунков соответствующей тематики.

IV. Этап мягкой коррекции. Этот этап наиболее эффективен,  если продуман учителем заранее с учетом возможностей компьютерных технологий. Здесь подготавливаются схемы предложений, показываются через мультимедийный проектор, и ребята имеют возможность самостоятельно исправить свои ошибки, таким же образом демонстрируется сравнительная таблица художественно-выразительных средств двух стихотворений.

Схема стихотворения М.Ю.Лермонтова

Схема стихотворения И.А.Бунина

( Когда = – ), и ( − = ), и ( = – );

( когда — = );

(когда – = и,|··|, = ),(откуда = – ), −

[тогда = – ],

[тогда = − ], − и [ – = ], и  [ – = ]…

1. [… ,о, = ] !

2. [--- = - - -, - - -  и  - - - ].

3. [— = ].

4. [− =], и [= —,| – ·  · |, как…].

5. [И= -],и[= -],(что- =),(что = и =).

V. Этап рефлексии, когда учащиеся отражают свои чувства, ощущения, возникшие у них в ходе мастерской.

1) Заключительное слово учителя.

2) «Составление букета». Так как окончательной целью  урока было разбудить творческое                воображение учащихся и помочь им в написании сочинения о том, чем для них сегодня  является природа,  то уместно было на заключительном этапе составить букеты из цветов различной окраски. Цвета подбираются учителем заранее с учетом рекомендаций психологов (красный, желтый, голубой). По количеству выбранных цветов можно сделать вывод об эффективности урока. На этом этапе тоже очень облегчает и ускоряет задачу использование компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по МХК "Тема тотального зла в искусствах нереалистических направлений" 11 класс (форма урока - педагогическая мастерская

"Тема тотального зла в искусствах нереалистических направлений" на примере двух произведений: Гарсиа Лорка "Романс об испанской жандармерии" и Пабло Пикассо "Герника".  Рассчитано на два школьных...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок - «педагогическая мастерская» «Перевоплощение» в 8 классе (по рассказу: Л. Н. Толстого «После бала»)

Цель: создать условия для·         освоения  нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...

Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)

Цель: создать условия для·         освоения  нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...

Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний.

Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний....

Урок педагогическая мастерская "Дети блокады"

Урок разработан ко дню снятия блокады Ленинграда. Свободное чтение. Основой является рассказ Дарьи Даниловой "Васька"....