"Бежин луг" И.С. Тургенева. "Человек и природа в рассказе "Бежин луг"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Заворохина Дарья Алексеевна

Конспект урока 6 класса по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_literature_v_6_kl_bezhin_lug.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 6-м классе по теме: «Человек и природа в рассказе           И.С. Тургенева "Бежин луг"».

Цели урока (для учителя).

Образовательные: раскрытие взаимосвязи человека и природы в рассказе И.С. Тургенева Бежин луг;  совершенствование навыков анализа художественного текста.

Развивающие: развитие устной и письменной монологической речи    учащихся;  развитие эмоциональной сферы учащихся.

Воспитательные: привитие любви к родной природе, привитие любви к родному языку.

Планируемые личностные и метапредметные результаты (для учащихся).

Познавательные УУД:

анализ, сравнение, умение делать выводы, выделять главное.

Коммуникативные УУД:

умение слышать и слушать других, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УДД:

умение осознавать свои эмоции, анализировать свои поступки.

Ход урока.  

Слайд 1

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                          Ф. И. Тютчев

- О чем или о ком размышляет Ф. И. Тютчев  в этом отрывке?

- Какой показана природа? (Природа - живое  существо)

- К кому обращается  Федор Иванович Тютчев в стихотворении?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Да, действительно, тема нашего урока «Человек и природа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Слайд 2

- Я надеюсь, что на уроке мы продуктивно поработаем и ответим на вопрос:

- Как связаны человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»?

Дома вы должны были повторить изобразительно- выразительные средства. Поэтому сейчас проведем небольшую проверочную работу. На столе у вас лежат карточки.

Задания разноуровневые. Первая группа выполняет 6 заданий, а 2 и 3 по четыре.  Времени 2 минуты.

Работа по карточкам.

 Слайд 3

Запиши название изобразительно-выразительного средства:

  1. образное определение                                                  1___________(эпитет)
  2. скрытое сравнение                                                       2___________(метафора)
  3.  наделение неодушевленных предметов

        свойствами живых существ                                      3___________(олицетворение)

  1. сопоставление предметов по их сходству                  4 __________ (сравнение)

Какое средство выразительности использовано:

  1. «чистые, словно обмытые»                                         5____________(сравнение)
  2. «заря пылает пожаром»                                               6____________(метафора)

 

1 группы: 5-6,

3 группа.

Запиши название изобразительно-выразительного средства:

  1. образное определение                                                  1___________
  2. скрытое сравнение                                                       2___________
  3. наделение неодушевленных предметов

      свойствами живых существ                                         3___________

  1. сопоставление предметов по их сходству                  4 __________

(олицетворение, эпитет, сравнение, метафора)

Сдайте карточки.

Слайд 4

- А теперь внимательно посмотрите правильные ответы. Я видела, что многие справились с заданием…

Слайд 5

Обратите внимание, как пишутся слова (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора), и старайтесь не допускать ошибок.

- Все эти средства используются при описании картин природы. В рассказе «Бежин луг» таких описаний довольно много. Для чего это делает Тургенев, мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке.

Работа с текстом

- Давайте вспомним, с чего начинается рассказ.

( С описания июльского утра и дня.)

- И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. 

- Очевидно, что под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства родились следующие строки.

Учитель читает описание утра.

Слайды утра.

Слайды 6-7

- Каким показывает И. С. Тургенев утро?

- Что особенно впечатлило вас?

- Радостную картину утра рисуют не только художники слова, но и композиторы. Давайте послушаем отрывок из  музыкального произведения норвежского композитора Эдварда Грига, которое так и называется «Утро».

Музыка.

- Какие чувства испытали вы, когда слушали эту зарисовку?

- Эдвард Григ передает радость от общения с природой с помощью мелодии. А какими  художественными  средствами пользуется И. С. Тургенев в этом отрывке?

- Давайте самостоятельно поработаем с текстом. Задание на экране.

Слайд 8

1, 2 группы.

Найдите изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в этом отрывке.

3 группа.

Прочитайте слова и выражения, которые бы вам самим хотелось запомнить и употреблять в своей речи.

- Давайте проверим, что у нас получилось.

Ответы 1-2 и 3 групп.

 

- А меня, когда я читала этот отрывок, поразила метафора «разливается кротким румянцем».

- Что обозначает слово кротость? (нежное смирение)

Кроткий - незлобивый, покорный, смирный

Слайд 9

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с поставленной задачей. Я надеюсь, что употребление названных вами слов и выражений, описывающих утро,  сделает вашу речь образнее и богаче.

Слайд 10

- Но вот утренний пейзаж сменяет дневной.

- Давайте проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Посмотрите на экран.

Слайд 11. Восстановите дневной пейзаж.

Цвет небосклона    

Легкий, голубоватый, серебристый

Краски

яркие, светлы, тусклые

В воздухе пахнет

Полынью, цветами, грозой

Слайд 11 (2).

Слайд 12

- Каким изображает день И. С. Тургенев?

- Как связаны природа и человек? (Природа живет отдельной жизнью, человек смотрит на нее снизу вверх. Человек зависит от ее расположения)

Слайд 13

- В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным и тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм и понимает, что заблудился. Давайте посмотрим, как меняется окружающая обстановка.

«Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб»

- Найдите отрывок, в котором  писатель использует вопросительно- восклицательные предложения, предложения с многоточием.

Слайд 14

- Как вы думаете, с какой целью он их употребляет? (Чтобы передать растерянность, тревожное предчувствие опасности.)

 («Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»)

- О чём говорит это сравнение?

( Гроза несёт страх, жуткое состояние, становится темно. Угрюмое настроение, одиночество.)

- Какой показана ночная природа? (Природа враждебна человеку)

- Какие чувства испытывает автор? ( «Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам – наудалую»).

- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?

(Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, становится фантастическим.)

  

 -   Как мы видим,  такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.

Слайд 15

- И действительно, автор встречается ночью  с крестьянскими ребятишками. И свет ребячьего костра, тепло их душ заставляет тьму отступить.

- Посмотрите на рисунок современника И. С. Тургенева («Бежин луг». Акварель К. Лебедева. 1884 г). Попробуйте ощутить волшебное очарование ночи.

« Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялось грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи».

- Человек чувствует себя частью природы.

- Какой видят природу деревенские мальчики, которых охотник встретил у ночного костра? (Природа - это их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил.

- Какие волшебные персонажи возникают в рассказе? (Леший, русалки, домовой, водяной…)

- Вспомните эпизод, в котором описывается необъяснимое для ребят природное явление.

Чтение наизусть отрывка о солнечном затмении.

Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Слайд 16

Физкультминутка

Слайд 17

Заканчивается рассказ тоже описанием природы. «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», новый день, необыкновенно красивый, солнечный и яркий, соединенный со звуками колокола и бодрящей свежестью, служит финальным аккордом этого замечательного произведения.

- Какие художественные средства использует И. С. Тургенев при описании картин начинающегося утра в этом отрывке? (олицетворение)

- С какой целью он использует олицетворения? (чтобы показать, что природа живая)

Мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно, показать тесную связь человека и природы.

Тургенев писал: « Природа единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек - таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы?».

Слайд 18

Творческая работа.

1 группа. Чему удивился я, читая рассказ «Бежин луг»?

2 группа. Ребята, а теперь создадим свои словесные пейзажные зарисовки утра.

3 группа. Продолжите предложение. В рассказе «Бежин луг» мне запомнилось…  

Слайд 19

А поможет нам в этом музыка Э. Грига. Позже вы убедитесь, что всё творчество И.Тургенева неотделимо от музыкальной культуры. Музыкой наслаждаются его герои, а сам писатель не знал наслаждения выше. (Дети пишут под музыку Эд. Грига).

Проверка творческой работы.

Задание на дом:

Слайд 20

     Прочитайте стихотворение в прозе      И. С. Тургенева «Природа»

     1 группа. Чем отличаются законы человеческой жизни от жизни Природы?

     2 группа. Как связаны человек и Природа в стихотворении?

3 группа. Какой показана Природа в стихотворении?

Итог урока:

- Как связаны человек и природа в рассказе Тургенева «Бежин луг»?

Тургенев писал: «Природа - единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек- таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы?»

Рефлексия

Слайд 21

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Мои ощущения от урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Человек и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.

Разработка урока: Человек  и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.В разработке даётся краткий обзор творчества писателя, ...

Человек и природа. Антропогенное воздействие на природу.

Влияние человека на окружающую среду....

Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)

Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов.   Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...

Рассказы героев «Бежина луга»

Тип урока: Совершенствование знаний, умений и навыков учащихсяФорма урока – урок – исследование.Методы:  частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный, проблемный, р...

Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. Рассказы героев «Бежина луга»

Показать мастерство Тургенева в создании портретной характеристики....