ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ В ПЬЕСЕ В. ЛЕВАНОВА «ВЫГЛЯДКИ» И СКАЗКЕ Г.Х.АНДЕРСЕНА «ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Ульянова Антонина Ефремовна

Данный материал предназначен для использования на уроках внеклассного чтения в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ В ПЬЕСЕ В. ЛЕВАНОВА «ВЫГЛЯДКИ»

И СКАЗКЕ Г.Х.АНДЕРСЕНА «ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ»

Ульянова А.Е.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Чусовитинская СОШ»

Сказка Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун нового года, предпочитая не возвращаться домой из за страха перед жестоким отцом. Она проживала с отцом, матерью, которые враждебно настроены к своей дочери.  Они не дают ей родительской любви и поддержки, заботы, внимания, а напротив, голодную, оборванную  девочку заставляют работать на холоде. Единственным  любящим её человеком была бабушка, которая умерла.

Вместе с родителями ребенок жил на чердаке, где гулял  ветер, хотя самые большие щели в стенах и были  заткнуты соломой и тряпками. Для изображения внешнего мира автор использует антитезу:  голодному замерзающему ребёнку  противопоставлена  сытая жизнь обеспеченных людей с жареным гусем на столе и блистающей свечами  ёлкой. Андерсен, описывая безразлично пролетающие мимо кареты,  проходящих людей, мальчика, который безжалостно отнял  туфлю,  указывает на   равнодушное отношение окружающих  к судьбе погибающего ребёнка.

Жизнь девочки  также скоротечна, как и пачка спичек, вспыхнувшая  и сгоревшая в одно мгновение. «И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха».

Сказка не заканчивается описанием смерти героини, так как ее конец не кажется мрачным, безысходным: девочка  оказалась рядом с бабушкой, которая любила её, заботилась о ней. Теперь ребенок перестал мучиться от голода, лишений, побоев отца.

Героями пьесы В.Ливанова являются два маленьких мальчика:   Никита 5-ти с половиной лет и Денис 4-х с половиной лет. Дети живут с алкоголичкой-мамашей, сутками не ночующей дома, которая в последний раз оставила их, голодных, запертыми в пустой квартире на несколько суток. Отец фигурирует в речи Никиты – старшего из братьев – как «мой папка», «твой папка» и «никакой папка» («бабка говорила, что у нас никакого папки нету»). Однако отец  одного из мальчиков умер, отец второго, по словам матери, бросил их, и все изменилось.  Они вспоминают о жизни с отцом как о самом радостном периоде в их жизни, мечтают, чтобы рядом с ними был любящий  мужчина.  Самый же важный для ребенка взрослый человек – мать – вспоминается детьми исключительно как «она». Удивительно, что ни в одной реплике братьев они не называют свою мать иначе. Возможно, такое безличное «она» по отношению к самому родному человеку дети используют в своих репликах именно потому, что мать и ее собутыльники позволяли себе не только очень жесткие выражения в их адрес, но и физическую агрессию.

Внешний мир для них закрыт, он виден лишь из окна и всплывает в детской памяти в виде расплывчатых картин прошлого, когда Дениса «еще возили в коляске». Рассказывая брату о посещении парка, Никита рисует идеальную картину из детства: парк, карусель, смех матери, мороженое, песочница, лето. То, что для других детей считалось повседневным, для этих мальчиков – несбыточные мечты. Голод и боли превращаются в источники страха и одиночества. Диалог маленьких мальчиков, прерываемый длительными паузами, больше напоминает взрослые размышления об общечеловеческих ценностях, жизни и смерти.

Смерть детей показана в финальной части пьесы. «Никто каждый день не ест», - убеждают друг друга умирающие с голода маленькие братья. Вспоминая, как называется картошка и как выглядит хлеб - «белое, самое вкусное», — они мучительно дожидаются «ее», ту, которая в последний раз оставила их, голодных, запертыми в пустой квартире, и которую они только перед смертью назовут «мамой». Дети так и не дождутся матери: первым умирает младший из братьев – Денис, а чуть позже - Никита. Пьеса не заканчивается словом «тишина», так как смерть не является завершением  жизни детей.

Сопоставляя сказку Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и пьесу В. Леванова «Выглядки», можно выделить общую направленность, признаками которой считаются:

  • вера в свершение чуда;
  • физические и моральные страдания детей и отчуждение их от окружающего мира;
  • безнравственное отношение взрослых по отношению к детям;
  • использование художественных приемов антитезы,  детализации, синтаксических конструкций как способов усиления эффекта воздействия на читателя.

Произведения объединяет идентичность мотивов бездушности родителей, отчаяния, гонения, гибели детей.  Отличительной же чертой является историческое время:  Г.Х. Андерсен пишет о печальной судьбе детей периода девятнадцатого века, а В.Леванов указывает на актуальные проблемы детства, обнажает уродливые формы взаимоотношений людей в современной жизни и отсылает читателей к произведениям Г.Х. Андерсена с целью выявления смысла существования человека и его деяний. По мере погружения в тексты произведений можно выделить их различную художественную форму, в которую входят способы отражения действительности, временное и пространственное перемещение, родовая градация, композиция, сюжет, стилистическая организация, средства создания портрета литературного героя, трактовка конфликта, присутствие автора. На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Г.Х. Андерсеном и В. Левановым, становятся фактами литературы, которая во все времена выступает отражением мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мальчик и девочка» (по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»). Литература. 5 класс.

Разработка урока литературы.  Цели урока:  ·         - выяснить, почему автор начинает свою сказку с рассказа о злом тролле;·...

Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

Интертекстуальные связи как важнейший признак художественной литературы. Методическая разработка

Для  понимания жизненных позиций и мировоззрения героев, нужно проследить за иносказательным смыслом и границей взаимодействия двух текстов: притчи и повести....

Презентация на тему сказка Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками"

Презентация на тему сказка Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками"...

Конспект урока по сказке Г. Х. Андерсена "Девочка, которая наступила на хлеб"

Данная статья представляет собой конспект урока «Урок – размышление по сказке Г.Х. Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб». Урок посвящен духовно-нравственному восп...

Интертекстуальные связи в романе Е. Михалковой

В современной литературе интертекстуальность является одной из основных стратегий текстопостроения, что обуславливает необходимость комплексного анализа межтекстового взаимодействия. Он выполняется на...