Конспект урока по сказке Г. Х. Андерсена "Девочка, которая наступила на хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Горбатенко Галина Ивановна

Данная статья представляет собой конспект урока «Урок – размышление по сказке Г.Х. Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб».

 Урок посвящен духовно-нравственному воспитанию детей на примере сказки Г.Х. Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб». Цель урока – формирование нравственных качеств человека: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и  поступки, уважения к труду, формирование ценностного отношения к семье и семейным ценностям. Задача урока – развивать в детях лучшие качества, свойственные человеку. В процессе урока у детей происходит освоение базовых понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения, дети учатся раздумывать над поступками, сравнивать их, учатся выбору, сопереживанию, чуткости,  расширяют свой личностный опыт. В результате  работы обучающиеся приходят к выводу, что любовь к ближним, творение добра – смысл жизни человека.

Урок построен в соответствии возрастными особенностями пятиклассников. Вовлечение обучающихся в обсуждение, размышления по поводу содержания урока, использование ярких, понятных детям примеров помогает добиться поставленных целей и задач.

Данный материал может быть полезен учителям и обучающимся 5-х классов общеобразовательных школ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbatenko_gi._urok-razmyshlenie_po_skazke_andersena.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

                       Урок – размышление по сказке Г.Х.Андерсена

                              «Девочка, которая наступила на хлеб»

Урок разработала:

Горбатенко Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №3» города Смоленска.

                                             Аннотация

 Данная статья представляет собой конспект урока «Урок – размышление по сказке Г.Х. Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб».

 Урок посвящен духовно-нравственному воспитанию детей на примере сказки Г.Х. Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб». Цель урока – формирование нравственных качеств человека: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и  поступки, уважения к труду, формирование ценностного отношения к семье и семейным ценностям. Задача урока – развивать в детях лучшие качества, свойственные человеку. В процессе урока у детей происходит освоение базовых понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения, дети учатся раздумывать над поступками, сравнивать их, учатся выбору, сопереживанию, чуткости,  расширяют свой личностный опыт. В результате  работы обучающиеся приходят к выводу, что любовь к ближним, творение добра – смысл жизни человека.

Урок построен в соответствии возрастными особенностями пятиклассников. Вовлечение обучающихся в обсуждение, размышления по поводу содержания урока, использование ярких, понятных детям примеров помогает добиться поставленных целей и задач.

Данный материал может быть полезен учителям и обучающимся 5-х классов общеобразовательных школ.

             Тема: Урок – размышление по сказке Г.Х.Андерсена

                              «Девочка, которая наступила на хлеб»

Цель:

 - формирование на основе текста сказки Г.Х.Андерсена нравственных качеств человека: доброты, отзывчивости,  ответственности за свои слова и поступки, уважения к  труду;

 -  формирование ценностного отношения к семье и семейным ценностям.

Задачи урока:

а) образовательные:

- познакомить обучающихся с особенностью жанра рождественского рассказа;

 - обучить работе с текстом произведения и анализу литературного текста с помощью вопросов и различных заданий.

б) развивающие:

- развивать  представления пятиклассников о значении нравственных норм и ценностей;

- развивать эмоциональную отзывчивость обучающихся,  умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным автором в рассказе;

 - развивать умение находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

в) воспитательные:

 - показать, что важнейшими ценностями семьи являются забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;

- пробудить у обучающихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, вера, ответственность, доброта;

- приучать детей к размышлению над поступками, к сравнительной оценке поступков, сочувствию, сопереживанию, чуткости.

Методы:

 - проблемно-поисковый (подводящий к диалогу);

 - самостоятельной работы с текстом;

 - наглядный (просмотр мультфильма).

Ход урока:

I. Организационный  момент

II. Организация познавательной деятельности

Ребята! На стенде находятся таблички, на которых написаны слова: доброта, трудолюбие, помощь, лень, благодарность, равнодушие, зависть, ненависть, жадность, трудолюбие, хамство, воспитанность, грубость, уважение, эгоизм, надменность, заносчивость, самолюбование, благородство. Эти слова характеризуют моральные качества человека. Все ли они характеризуют человека с положительной стороны? Распределите их по двум признакам: «Хорошо» и «Плохо». Докажите свой выбор. Приведите примеры, в каких ситуациях могут проявиться эти качества. (Пятиклассники по желанию подходят к табличкам, выбирают одну из них, образуют две группы – «Хорошо» и «Плохо»,  обосновывают свой выбор, приводят примеры из жизненного или читательского опыта).

III. Мозговой штурм

Но у меня есть еще одна табличка. На ней написано слово «гордость».  В какую группу определим это слово? (Ученик определяет это слово в группу «Хорошо», приводя положительные примеры).

А возможно ли определить эту табличку в группу «Плохо»? (Варианты ответов могут быть неоднозначными, создается проблемная ситуация).

Значит,  ребята, надо разобраться со значением слова «гордость». Гордость – хорошо это или плохо?  Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что оно обозначает (словарная работа – найти определение слова в толковых словарях).

Можете ли вы сказать, что вам есть чем гордиться? Расскажите об этом. (Примерные выступления детей: можно гордиться хорошими отметками, новой вещью, достижениями в спорте, успехами в музыкальной школе и т.п.).

Делаем вывод: гордость – это хорошо или плохо? Конечно же, хорошо гордиться своими успехами и достижениями. Ведь вы приложили свои усилия, вы много для этого сделали. Мы можем гордиться своими родителями, героями нашей страны, мы испытываем гордость за свою Родину. Но вы заметили, что во всех словарных статьях звучит тревожная нотка. Всегда ли гордость имеет положительный оттенок?

IV. Основная часть. Уроки жизни

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию одну историю – историю про девочку, которая наступила на хлеб. Давайте сначала посмотрим отрывок из мультфильма, который так и называется «История о девочке, которая наступила на хлеб», а затем прочитаем фрагменты одноименной сказки.

1. Просмотр отрывка из мультфильма. Выборочное чтение текста сказки.

2. Выявление первичного восприятия.

Понравилась ли вам девочка? Давайте подберем таблички, на которых написаны слова, характеризующие поступки Инге. Используя текст, приведите примеры, доказывающие ваш выбор (ребята выбирают таблички, обосновывают свой выбор).

И опять мы встретились с табличкой, на которой написано слово «гордость». Поведение  Инге – это тоже гордость? И это слово заключает  в себе положительный смысл? Или мы можем подобрать другие слова, характеризующие поведение девочки? (Варианты ответов – зазнайство, заносчивость).

Обратимся к тексту сказки. Вы, наверное, выделили  слова: «У нее были дурные задатки». Как вы понимаете это выражение? (словарная работа). Давайте составим кластер «Дурные задатки». Какие из слов на табличках мы выбрали бы для этой работы? Можете добавить свои примеры (равнодушие, зависть, ненависть, жадность, эгоизм, надменность, заносчивость, самолюбование, лень).

Но здесь, ребята,  не хватает еще одного слова. Это слово  -  гордыня. Знакомо ли вам это слово? (Ответы детей).

Давайте сверим свои выводы  с толковыми  словарями (в результате работы дети делают записи: гордыня – это гордость вне самой меры, ставшая слишком преувеличенной).

А что лежит в основе гордыни? (Безотчетная любовь к себе). Мы ставим себя выше всех.  А это хорошо или плохо? Как различить два понятия – гордость и гордыня? Какие синонимы можно подобрать к слову гордыня? (Высокомерие, зазнайство).

Богатство и многозначность русского языка приводит к тому, что в сознании многих людей понятия «гордыня» и «гордость» тесно переплетаются друг с другом, а в результате одни люди полностью смешивают эти термины, а другие считают их совершенно противоположными по смыслу. От того, как мы будем к ним относиться, зависят наши мысли, настроение, жизненная позиция и успех в обществе.

Какое слово больше характеризует поведение Инге – гордость или гордыня? А к каким последствиям  могут  привести высокомерие и зазнайство? Какие плохие поступки  совершила Инге? Какие заповеди жизни нарушила она? (Ответы детей).

3. Актуализация жизненного опыта.

Андерсен показывает, как гордыня может завести человека в глубочайшую бездну, из которой самому невозможно выбраться. Один из тяжелых проступков – неуважение к своим родителям.  Да, ребята, к родителям подобает относиться почтительно. Не обижать их грубым словом самим и не позволять оскорблять их другим. Не зря одна из заповедей Божьих гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». В какой бы семье ты ни родился, мама есть мама. Надо уважать и ценить свою семью. Наверное, и у вас в жизни бывали моменты, когда возникает недопонимание с родителями. И не всегда мы выходим из таких ситуаций правильно. Остается горький осадок, бывает стыдно вспоминать свои слова, поступки. Ребята, кто готов произнести слова извинения?

Продолжите фразу: «Я прошу прощения у родителей за то….». (Выступления детей).

4. Работа с текстом.

А мы возвращаемся к нашей сказке. Что же произошло с Инге? Куда же попала Инге? Чтение фрагментов сказки.

За что наказала ее болотница? (За то, что наступила на хлеб).

А как надо относиться к хлебу? (Ответы детей).

Действительно, к хлебу надо относиться бережно, потому что большое количество людей трудится, чтобы у вас на столе всегда был хлеб. А вы знаете, как хлеб попадает на наш стол? (Высказывания детей).

Ребята, всегда  помните о людях, которые трудились, чтобы у нас на столе всегда был кусок хлеба. И эта сказка учит уважительно относиться к хлебу насущному и беречь его и не наступать на него. Ведь это на самом деле очень тяжкий грех, за который следует суровое наказание. Вот Инге, не задумываясь, попрала святыню. За что и была наказана.  

Все на земле говорили об Инге плохо. Даже дети, которым рассказывали историю Инге, считали, что такая гадкая девочка должна мучиться. А это очень страшно – создать себе такую репутацию. Человек иногда совершает поступки, не задумываясь о последствиях. А потом уже бывает трудно что – либо исправить. Давайте попробуем предостеречь Инге от беды. Дадим ей советы, как можно было не попасть в такую ситуацию.

5. Работа в парах: мини-сочинение «Советы Инге». Презентация своих работ.

6. Осмысление финала сказки.

Спасибо, ребята. Если бы Инге вас услышала, она ни за что не попала бы в беду. Но грехи свои надо искупать, чтобы получить прощение. Смогла ли Инге исправить то, что натворила? Кто помог ей в этом? (Ответы детей).

Действительно,  лишь одна малютка пожалела Инге и предложила ей раскаяться и молилась о ней. Благодаря молитве одного человека, Инге был дан шанс искупить свои грехи, покаяться. Какая огромная сила милосердия!

А теперь давайте посмотрим, чем же закончилась наша сказка. Перескажите сжато финал сказки.

Вариант пересказа:

Прошли годы. Умерла мать Инге, состарилась и умерла и та малютка, которая пожалела Инге. Когда она попала к престолу Царя Небесного, она молилась о душе Инге. Душа Инге растаяла и, превратившись в птичку, вылетела на волю. Она хотела высказать, как прекрасен этот мир, но была нема.Наступило Рождество. Один крестьянин высыпал для птичек зерно. Зима в тот год была суровая, и наша птичка раздавала зерно другим. Когда было роздано столько крошек, сколько весил каравай, на который наступила Инге, птичка исчезла. (Дети решили, что она улетела на солнышко).

Как вы понимаете финал сказки? (Инге, превратившись в серенькую птичку, почти очистилась от грехов. Отдавая птицам крошки, она вырывала из души грех за грехом. А когда вырвала последний, душа ее стала светлой, безгрешной).

Помните, ребята, что бы ни случилось в жизни, надо всегда найти в себе силы все исправить. Если обидели человека – попросите прощения. Если человек нуждается в помощи – не пройдите мимо, протяните ему руку помощи. Никогда не оскорбляйте и не унижайте человека. Если он на вас не похож, это не значит, что он хуже вас. Он просто другой. Если каждый человек усвоит эти простые правила жизни, сколько проблем можно будет избежать!

V. Рефлексия

Итак, ребята, мы закрыли последнюю страничку сказки. Сколько уроков жизни дает нам она! Я верю, что никого она не оставила равнодушным. А что взял для себя каждый из вас? Продолжите, пожалуйста, фразу:

 - Прочитав сказку, я понял, что нельзя…

 - Андерсен написал сказку, чтобы мы поняли…

- Автор хотел показать нам, что не надо быть…

Выступления учащихся.

V. Подведение итогов работы. Определение цели урока

Спасибо, ребята.  Вы нашли правильные слова и сделали для себя важные выводы. Значит,  наша совместная работа проведена не зря. А как бы вы определили тему нашего урока? (Варианты ответов).

Давайте сравним ее с той, которую поставила себе я. И я очень рада, что наши мысли совпадают. Я думаю, что сказка Г.Х.Андерсена действительно помогла нам определить  нравственные качества человека, без которых невозможны наши взаимоотношения: доброту, отзывчивость,  ответственность за свои слова и поступки, уважение к  труду, к семейным ценностям. Ведь это сказка не простая. Она относится к так называемым Рождественским рассказам.

VI. Знакомство с понятием «Рождественские рассказы»

В XIX  веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. Это рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. А что вы знаете об этом празднике? (Высказывания детей).

Действительно, Рождество - великий христианский праздник, установленный по церковному вероучению в честь Рождения Иисуса Христа.  Это тёплый, трогательный, красивый  праздник, пронизанный атмосферой всеобщего согласия и любви.  В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности; это время совершения добрых дел.

На Руси было принято посвящать этот период служению ближнему, делам милосердия. Вот об этом и повествуют  рождественские рассказы. Они дают нам уроки милосердия, сострадания и любви. Такие уроки дала нам сегодня сказка Г.Х.Андерсена. Я хочу, чтобы вы после нашего сегодняшнего разговора стали чуть-чуть добрее, милосерднее, стали сердечнее относиться к родным, друг к другу. Закройте глаза на минуту. Улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе  стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица, которые озаряют все вокруг. Донесите эти улыбки до ваших родителей. Пусть им тоже станет тепло и уютно. Ведь вам вместе предстоит выполнить одно очень важное для вашей семьи задание – разработать заповеди вашей семьи..

VII. Домашнее задание

Творческая работа «Заповеди нашей семьи».

Список литературы

1. Андерсен Х.К. «Сказки и истории». – М.: Vita, 1992 г.

2. http://semyaivera.ru

3. https://azbyka.ru/dobrodetel

4. https://azbyka.ru/audio/rozdestvo.html

5. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования. − Изд. 1-5-е. − М., 2006 г. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.

6. Пивоваров Б.И. Родное слово. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока по литературе к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Иллюстративный материал дает возможность пройтись по страницам сказки. Вопросы и задания дают возможность актив...

Конспект урока по чтению во 2 классе "Моя мама пахнет хлебом" В.Сухомлинский.

Конспект урока по чтению для 2 класса школы 8 вида.Цель: познакомить учеников с творчеством В. Сухомлинского; учить выразительному, послоговому, осмысленному чтению.Задачи:Образовательные:- Познакомит...

Конспект урока по литературе 5 класс (К.Г.Паустовский " Теплый хлеб ")

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Цель:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюд...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

Конспект урока по окружающему миру в 1 "А" классе"Про хлеб и кашу; про чай и кофе"

Мы очень редко задумываемся о продуктах, которые едим каждый день. С поиощью  нашего урока мы хотели обратить внимание детей на хлеб, крупы, из которых варим каши, т. е. на те незаменимые продукт...