«На войне все грешны…». (Проблема осознания греховности в повести П.Г.Сальникова «Горелый порох»)
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Птицина Елена Михайловна

Урок посвящен повести писателя -фронтовика Петра Георгиевича Сальникова "Горелый порох". В процессе анализа произведения выявляются художественно-композиционные особенности повести, ее проблематика, рассматриваются образы героев, лексическая значимость. 

Тип урока - урок-размышление; вид - защита проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Тема: «На войне все грешны…». 
                               (Проблема осознания греховности

                         в повести П.Г.Сальникова «Горелый порох»)

Цель урока: интерпретировать повесть П.Г.Сальникова «Горелый порох»)

Задачи:
1. Образовательные:


  • Сформировать представление учащихся о многообразии тем в творчестве

П.Г.Сальникова

  • Формировать у учащихся понятие совести, греховности и проследить процесс их прогрессирования в человеке на материале произведения; 

  • Продолжить работу над формированием аналитических навыков при работе с текстом; 


Стимулировать личностное восприятие литературы родного края;


  • Учить видеть проблемы, поставленные автором в художественном произведении, авторскую позицию;

  • Формировать культуроведческую компетенцию обучающихся;

  • Учить находить литературные приемы, использованные автором в изображении главных героев, подбирать точные цитаты, подтверждающие те или иные проблемы.
    2. Развивающие:

  • Способствовать развитию системного мышления обучающихся;

  • Способствовать развитию их речевой деятельности; 

  • Развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность при работе со справочной и критической литературой; навыки групповой самоорганизации; 

  • Формировать навыки проектно-исследовательской деятельности.
    3. Воспитательные: 

  • Пробуждать интерес к литературе как предмету, отражающему многообразие жизни;

  • Воспитывать вечные нравственные качества: доброту, милосердие, сострадание, чувство собственного достоинства.
    Тип учебного занятия: урок-размышление.
    Вид урока: урок – защита проекта.
    ^ Формы обучения: групповая, индивидуальная.
    Методы работы:

  1. Словесные: 

  • ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге;

  • регламентированная дискуссия.

2. Практические методы:


  • многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к словарю;

  • творческая работа с текстом; 
  • создание собственных текстов.

3. Наглядный метод иллюстрации
4. Постановка, исследование и решение проблемы
Средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийные презентации, текст художественного произведения П.Г.Сальникова «Горелый порох», толковый словарь. С. И Ожегова.
 Эпиграфы урока: 
      Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя не называли, убийство все же самый худший грех в мире.

Л.Н.Толстой

          Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.

Сенека Младший

        Человек определяется тем, каков он есть наедине со своей совестью.
Олег Волков

Ход урока
I. Мотивационный этап.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.     (слайд №1)
Сегодня у нас урок внеклассного чтения на материале литературного  краеведения,  и я приглашаю вас к диалогу с героями Петра Георгиевича Сальникова. С творчеством писателя-земляка вы познакомились впервые, поэтому речь сегодня на уроке пойдет не только о повести «Горелый порох», но и об ее авторе.
II. Актуализация знаний 
Учитель: 
-Определим круг тем, рассматриваемых автором. Возможно, какие-либо фразы из произведения можно использовать в качестве темы: «Постыдная война» (если – о моментах отступления); «Война равно одарит: и живых и мертвых, болтунов и доносчиков»,  «Война всем несет горе» (если – о военных испытаниях, выпавших на долю людей); « У войны свои порядки» ( если – о происходящем на войне); «На войне все грешны…» (если – об осмыслении греховности человека). Какой теме уделяет большее внимание?

 - Учитель: Я тоже думаю, что именно последняя цитата наиболее полно и ярко отражает суть прочитанного, замысел автора.      (слайд№2)

III. Целеполагание
1. – С темой определились, попробуем сформулировать цели и задачи урока (мобилизующее начало).

Учащиеся формулируют цели.

Примерные ответы детей:
– будем интерпретировать(истолкование, восприятие ,оценка) повесть «Горелый порох»

- рассмотрим язык и стиль автора; 
-попытаемся понять нравственный смысл повести;
-защищать проекты; ( т.е.формировать навыки проектно- исследовательской работы, совершенствовать монологическую речь). 
- будем учиться выявлять литературные приемы ,использованные автором в изображении героев.

Учитель добавляет: а еще поговорим о том, что есть совесть, и о том, что есть грех.      (слайд№3)
     А  теперь я предлагаю вам выбрать эпиграф к нашему уроку. На слайде три высказывания, какое, на ваш взгляд, наиболее точно выражает суть темы урока.

В последнее время вопрос, что есть нравственность и что –  безнравственность, стоит очень остро. Как жить по совести, как услышать внутренний голос, диктующий правильный выбор, чтобы не согрешить?

Тема греха традиционна для русской литературы. Последнее изученное произведение –  роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - тоже затрагивает эту тему. Но Петр Георгиевич Сальников, писатель 20 века, рассматривает ее в условиях Великой Отечественной войны.

  1. Учитель: Случайно ли обращение автора к военной теме? Давайте поговорим о писателе.
  2. Информационный проект – отчет 1 группы.   (слайд №4)

 Тема – «Писатель - Сальников».    (слайды №5-10)

Цель: собрать информацию о писателе Петре Георгиевиче Сальникове. Используя литературные источники, электронные пособия, мы отобрали и систематизировали материал.

                                                                                (слайд №11)

  1. Учитель: Из выступления нам понятно, что обращение автора к военной теме не случайно. «Мне, теперь уже на старости лет, все больнее и горше вспоминается та  трагическая година», - пишет в «Послесловие» Сальников. А значит, он приглашает читателя переосмыслить прошлое и сделать определенные выводы. Чем мы с вами и займемся.

IV. Стадия осмысления.     Проблемный анализ текста.

  1. – Какое впечатление оставила повесть после прочтения?
  2. Зачитайте эпиграф к повести, выберите слово, несущее в себе особый смысл. Определите его значение.   (слайд №12)

( эпитет «печальна»: за ним – человеческие жизни, загубленные судьбы, страдание, горе, разрушения)

  1. Обратимся к проблематике повести.

Отчет 2 группы:                                                           (слайды №13, 14)

Исследовательский проект.

– Тема исследования: « Проблематика военной прозы П.Г.Сальникова» (на примере повести «Горелый порох»).

Цель проекта: в ходе работы над произведением определить проблемы, рассматриваемые автором в условиях войны. … (кластер)

Вывод: П.Г.Сальников рассматривает в повести целый ряд проблем, которые и на сегодняшний день очень актуальны, поэтому их обсуждение важно для современного человека.

  1. Исходя из темы урока и соотношения ее с эпиграфом, назовите проблемы, решение которых необходимо в соответствии с темой.  (проблема осознания греховности человека в условиях войны, проблема чести и совести)
  • Сформулируйте проблемный вопрос.   (слайд №15)

Проблемный вопрос: как через душевное состояние героя при анализе тех или иных ситуаций в повести П.Г.Сальникова раскрывается проблема осознания греховности человека в условиях войны.

  1. Вспомним сюжет. Какой из эпизодов произвел яркое впечатление?

  1. Продолжим выявлять художественно-композиционные особенности повести. 

  • Посмотрим на тональность произведения.

Зачитайте, пожалуйста, начало произведения ( до слов: «...в едином печальном скопище»).  Чей образ возникает писатель в начале повести?

(создает образ врага: огромная сила, бесчувственная, жестокая).

Учитель: Обратим внимание на слово «махина». Назовите его стилистическую принадлежность.

(оно просторечное)

В чем смысл употребления именно этого слова?

(автор изображает картину, увиденную простыми людьми, солдатами, в этом слове выражен еще и страх перед горем, которое приносит война:  «И подумалось самое страшное: кто остановит такую силу? И остановит ли?»)

Вывод: Образ врага – огромная, колоссальная сила, идущая на Россию. Ему автор противопоставляет другой образ.  Назовите его.

(образ военнопленных, их автор сравнивает с волной,  называет безоружной массой).

Учитель: Посмотрите: «махина»  противопоставляется  «массе». Масса тоже как бы имеет вес, но не в таком масштабе. Как же так получилось, что врагу противопоставлен не солдат в момент сражения, а пленный? В чем немец оказался сильнее? Не находит Назар Кондаков, герой повести, их превосходства ни в чем. Однако бой чаще всего превращался в расправу. Почему? 

(обороняться было нечем, не хватало оружия и боеприпасов, чтобы противостоять такой силе)

  • Чтобы в дальнейшем ответить на проблемный вопрос, поговорим о приемах создания образов героев. ( домашнее задание по вариантам: 1 ряд – Донцов, 2 ряд – Кондаков, 3 ряд – Лютов).

Учитель: А ведь солдаты-то люди, как мы видим, люди смелые, честные, героически сражаются. Но даже о таких положительных героях Донцов в разговоре с Лютовым говорит: «На войне все грешны».

 Что  такое грех? Обратимся к словарю.     (слайд №16)

Грех ( в словаре И.С.Ожегова)

1) нарушение религиозных предписаний, правил;

  1. предосудительный поступок.

        А вот Павел Александрович Флоренский, священник, философ, определял значение этого слова как « момент распада, развала духовной жизни».

Посмотрим, какое значение ближе пониманию Дениса Донцова. Что считает греховным герой повести?

( это слово употребляется героем во всех значениях: 1) библейская заповедь гласит «не убий»: а на войне люди истребляют друг друга – это грех («Наш брат, солдат, всегда грешен: и когда убивает, и когда сам спасается от убийства»).

  2)  предосудительным поступком Донцов считает то, что он поднял руки, сдаваясь в плен, а не застрелился («…родные места… отдавать… врагу такой же грех, как и греховно все то, что случилось со всей землей, оставленной под неметчиной»).

3) проявить малодушие:  он поднял руки, сдаваясь в плен, а не застрелился – это тоже грех)

Учитель: Что же входит в понятие греховности, по мнению Сальникова?

(предательство, убийство, малодушие, ложь, страх)

Он называет свое состояние в момент пленения «контузией» и ищет ответ на вопрос: почему не выстрелил в себя, что заставило поднять руки. И не может найти. А может быть, стыдится произнести вслух? Попытайтесь ответить вы.

( это было желание жить, надежда на спасение, страх перед смертью)

( «но в том и другом случае всем хотелось жить, хоть как-то уцелеть, сохраниться хотя бы на лишний час, на считанные денечки, на недельку, а при удаче – на месяц и год»). Стр.21

Учитель: Поддерживают ли позицию Донцова другие красноармейцы?

( «вина всегда с нами») стр. 30.

Учитель: Несложно понять, а иногда и увидеть, что чувствовали при этом герои. Девочки подготовили для вас творческий проект, где постарались изобразить ощущения  некоторых из них…

  1. Представление творческого проекта 3 группы:       (слайд №17)

Творческий  проект (рисунки и фотографии)
– Тему нашего проекта мы определили так « Краски души»
Цель нашей работы:  выразить в цвете возникшие после прочтения повести чувства, мысли, эмоции героя; провести ассоциативный ряд между ощущениями героя и эпизодами жизни современного мира.

Вывод:( работы учащихся)

Учитель: Так предполагаем мы. А что говорит автор? Выделите лексические единицы, демонстрирующие авторскую оценку ситуации, персонажей, их поступков.

  1. Представление исследовательского проекта 4 группы:         (слайд»18)

Исследовательский проект
– Тему исследования: « Выражение замысла автора в лексике и художественной изобразительности»
Цель работы: рассмотреть индивидуальные особенности языка писателя, исследовать  ключевые стилистические позиции, выразительные средства, цветовую гамму, которые делают стиль писателя неповторимым.  

- Язык П.Сальникова  и его героев богат, взят не из словарей, а из непосредственного источника – самой жизни. Стиль писателя характеризуют тонкое чувство языка, искусство выразительной детали, которая составляет образность произведения. 

Язык, речь главного героя…

Мастерство писателя проявляется в описании чувств главного героя:

«Донцов проклинал ту подлую минуту, когда он поднял руки», «Донцова забил стыд»,

«перед ними падать на колени за постыдную войну», 

«Слава богу, в укромках опустелой души еще держался стыд, как последний патрон в патроннике»,

«досада душу гложет»

«греховно ли отступать в одиночку»…( выразительность речи, художественные детали и приемы) 

Художественная деталь  – компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

Цветовая гамма…

Вывод: Стиль П.Г.Сальникова характеризуют тонкое чувство языка, искусство выразительной детали, определяющей смысл внутреннего монолога.

Учитель:  Назар Кондаков произносит такие слова: «Он – от породы такой сволочистый. Лукав, лукав бес». О ком он говорит?

( санинструктор Речкин).

Учитель: А что о нем рассказывает  автор?

(«умеет доложить, донести, как надо и куда надо»

«похвалялся…при любом подходящем случае и ровно столько, сколько не доставало в нем скромности»

Находчивый, жалкий и опасный, услужливый, лживый, изворотливый, трус;

«унижаясь сам, Речкин унижал и своих соотечественников»

Маша представит нам в цвете душевные ощущения героя.

(Творческий проект)

А был ли подобный герой в романе «Война и мир»? Да. Разные эпохи: время вносит свои коррективы даже в поведение людей в подобных ситуациях.

Он заслуживает осуждения?

Как бы вы поступили на месте  Дениса Донцова во время допроса? Как сложилась судьба героев?

Зачитать: «Милый моему сердцу Назар Кондаков потерялся и сгинул в далеких от нас краях, в своей Сибири, за проволокой… Денис Донцов сдюжил, перемог лагерные муки, и его с Речкиным жизнь и время еще раз сведут на одной дорожке».

Как вы думаете, какой будет эта встреча, что они скажут друг другу?

Почему Сальников назвал повесть «Горелый порох»?

(метафора порох – то, что осталось  в душе у героя после всего пережитого)                                                                           (слайд№19) 

Учитель: Вернемся к эпиграфу. Какая мысль заложена в этом высказывании? Она помогла вам понять то, что хотел сказать П.Г.Сальников?

 ( нужно быть всегда честным с собой, с окружающими людьми, чтобы жить в ладу с совестью)

          А вы испытывали когда-нибудь угрызения совести?

Близки ли слова «совесть» и «грех»? Что такое совесть?    (слайд №20)

Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

Учитель: По мнению Павла Александровича Флоренского,  грех – это нарушенная совесть, это поступки против совести. Когда человек поступает вопреки ее велению, возникает внутренняя борьба, душевный конфликт, так как совесть карает и мучает его, ибо наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

V.      Учитель:  Что ж повесть прочитана.  Нам осталось лишь назвать основные моменты в процессе осознания греховности героем повести.

( «контузия», самоанализ поступков, сравнение их с поступками других героев, Ясная поляна, Толстой и Тургенев – та святость, за которую он карит себя).

VI. Рефлексия 

Учитель: Какие чувства породила в вашей душе сегодняшняя беседа? Что увидели, почувствовали, поняли? Предлагаю подвести итог по принципу создания хайку.

(зачитываются работы детей)

                                                                                (слайд №21)

Учитель: А закончить урок мне хотелось бы словами курского поэта Юрия Асмолова, которые он посвятил П.Г.Сальникову: «Время – это река, а писатель – паромщик: отчалив от берега нынешних дней, он перевозит  жаждущих увидеть всё своими глазами на другой берег…

Но будущее – не прошлое: с ним можно спорить, его можно делать по-своему…».  А каким будет будущее, извлечете ли вы уроки из прошлого, решать вам.

                                                                        (слайд №22)

Дом. задание: я хочу обратить ваше внимание на высказывание Л.Н.Толстого, которое предлагала как один из вариантов эпиграфа. Аргументируйте позицию писателя, приведя примеры из романа «Война и мир».

                      Информационный проект. 

                           «Свой человек». 

Цель: собрать информацию о писателе Петре Георгиевиче Сальникове. Используя литературные источники, электронные пособия, мы отобрали и систематизировали материал.

Пётр Георгиевич Сальников родился 11 июля 1926 года в Плавске Тульской области. Участник Великой Отечественной войны, которую закончил на дальневосточном фронте. Был ранен в боях с японцами, имеет боевые награды. 
Учился на филолога в Саратовском университете и в Высшей партийной школе. Более 20 лет работал в отечественной журналистике, был редактором газет, директором телестудии , членом Правления Союза писателей РСФСР. 
Прозу начал писать в 1952 году . Книги “Астаповские летописцы” и “Калинов покос” посвящены образу любимого писателя-земляка Льва Толстого, с которым, можно сказать, он был заочно знаком через своего деда, лично знавшего Льва Николаевича. Военная тема разработана в повестях “Николай Зимний, Николай Вешний”, “Повесть о солдатской беде”, “Братун”, “Горелый порох”, во многих рассказах. 
После переезда в Курск в 1975 году он одиннадцать лет возглавлял Курскую писательскую организацию. 
Незадолго до кончины П.Г. Сальников вернулся в Плавск и продолжил свою литературную работу. Смерть помешала ему закончить последнюю книгу «Натурщица».

Похоронен 26 марта 2002 года в Плавске.

Творческий проект

Ассоциативный ряд между ощущениями героя и эпизодами жизни современного мира

  1. В начале повести герой представлялся мне маленьким брошенным котенком, жалким, беспомощным, не знающим еще, какой выход можно найти из сложившейся ситуации.
  2. Его душу гложет совесть, душа находится в смятении. Это напомнило мне ураган, непогоду.
  3. В плену «тучи сгущаются» в его душе, но мысль о побеге  - это надежда, которая как луч солнца пробивается сквозь темноту неба.
  4. После побега он представляется мне уже птенцом, потому что птица – это символ счастья, за которое погибали русские солдаты или терпели лишения.
  5. А еще я почувствовала в душе Дениса Донцова огромную любовь к родине, ее просторам. На мой взгляд, эта любовь имеет отношение и к будущим поколениям, ведь именно за их мирную жизнь вынес столько страданий, в том числе и душевных, герой повести.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация. Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Организация  урока литературы, тема которого является сквозной через всё произведение, - сложная задача для учителя.В данном случае справиться с поставленной задачей помогает организация гр...

А.П. Чехов «Палата № 6». «Трагедия человека в бездуховном мире». (Проблема смысла жизни в повести).

На прошлом уроке мы нашли ответы на очень непростые вопросы о типичном чеховском герое, о пространственно-временной организации произведения. Мы приблизились к пониманию авторского замысла. Одна...

Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быкова "Сотников"

На уроке дети сопоставляют героев, анализируют лексику, симвоы повести. Работают с основными нравственными понятиями: честь, верность, совесть....

«Проблема нравственного выбора в повести А.С. Пушкина«Капитанская дочка»

Образовательная ситуация построена на ценностном выбореУровень развития субъектной позиции – субъект деятельностиЦенность –Человек.  Нравственный выбор....

Проблема нравственного выбора в повести В.Л.Кондратьева «Сашка»

Методическая разработка открытого урока....

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии....

Состояние проблемы осознанного усвоения учебных текстов в практике обучения биологии в общеобразовательной школе

Стремительное развитие научно-технического процесса, новые научные открытия сказываются на изменении требований к учебному содержанию современного образования, повышение уровня сложности которого вызы...