«Проблема нравственного выбора в повести А.С. Пушкина«Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Грязнова Ирина Владимировна

Образовательная ситуация построена на ценностном выборе

Уровень развития субъектной позиции – субъект деятельности

Ценность –Человек.  Нравственный выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_8_klass.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Грязнова Ирина Владимировна

МОУ «Алгатуйская средняя общеобразовательная школа»

Тулунский район

Телефон: 89041266528

Тема урока: «Проблема нравственного выбора в повести А.С. Пушкина«Капитанская дочка»

(Предмет: Литература.   8   класс)

Образовательная ситуация построена на ценностном выборе

Уровень развития субъектной позиции – субъект деятельности

Ценность –Человек.  Нравственный выбор.

Цель: Создание условий для выявления различий в ценностных позициях героев и определения своего ценностного выбора

Задачи урока

● Развивать навык «вдумчивого чтения» (анализ художественного текста).

● Развитие субъектной позиции учащихся на материале литературного произведения.

● Выбор и обоснование своей позиции на основе христианских ценностей.

Ожидаемый результат:

В результате занятия учащиеся смогут:

  • анализировать текст, совершенствовать  навык построения устного высказывания, аргументировать свою точку зрения;
  • определить ценностную позицию героев, сделать свой ценностный выбор
  • определить авторскую позицию, опираясь на художественный текст
  • совершенствовать умение работать в группе, учитывать чужое мнение, соблюдать нормы делового общения, сотрудничать с товарищами и педагогом в процессе урока.

Сценарий урока

  1. Подготовительный этап

Готовится компьютерная презентация. На доске таблица, которая будет заполняться во время урока. На столах рабочие листы, цитатники с пословицами, выдержками из Ветхого и Нового завета, цветные стикеры для обозначения выбора. Проверка готовности учащихся.

  1. Актуализация

Учитель: Пожалуйста, встаньте три человека. (Ребята решают: выполнять ли просьбу учителя) Почему вы приняли решение встать? Почему приняли решение остаться на месте?Какие чувства испытывали, когда принимали решение? Трудно ли было сделать окончательный выбор? На что опирались при принятии решения? Случались ли ситуации выбора позиции в вашей жизни?(Ответы учащихся). Как вы думаете, а что помогает человеку сделать правильный выбор? (Предполагается, что учащиеся скажут о том, что человек ориентируется на своё понимания чести, подсказывает совесть)

  1. Постановка учебной проблемы

Учитель: В течение жизни человеку часто приходится делать выбор. Что одеть, куда пойти, как поступить. Иногда в жизни бывают такие ситуации, когда от нашего выбора будет зависеть наша судьба и судьба наших близких. Принимая решения, человек вольно или невольно ориентируется на то, что важно для него, на то, что ценно для него. А так же на социальные правила и нормы, на требования долга. Достаточно ли этого для принятия правильного решения? За что держаться? Что не подведёт? Как этот выбор может повлиять на судьбу человека, какие иметь последствия очень часто нам демонстрируют герои литературного произведения. Но, объясняя для себя смысл поступков и высказываний литературных героев, отдавая кому-то из них предпочтение, мы вольно или невольно опираемся на ценности, которые за ними стоят. А можем ли мы разобраться в этом, обратившись к анализу одного эпизода повести?

  1. Целеполагание. Образ результата

Учитель: Цель урока – сравнить героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в ситуациях нравственного выбора для выявления различий в их ценностных позициях. Затем необходимо сделать свой ценностный выбор. Предлагаю подумать, как мы поймем, что достигли цели?

Школьники высказываются, называют разные критерии. Учитель обобщает их ответы.

  1. Сможем  проанализировать текст отрывка.
  2. Сможем определить ценностные позиции героев и на их основе делать собственный выбор, обосновывая  свою позицию
  3. Сможем определить авторскую позицию,  опираясь на текст
  4. Сможем эффективно работать в группе, строить деловое общение.

Учитель: Мы сможем считать, что достигли цели, если на основе знаний, полученных на уроке,сможем сделать выбор и обосновать его.

  1. Планирование

Учитель: А какие вопросы нам надо решить для достижения поставленной цели?

Проводим мозговой штурм. Ребята предлагают план действия по решению проблемы. Совместно формируем план. Записываем на доске.

  1.  Проанализировав эпизод, определить какие ценности лежат в основе выбора героев.
  2. Определить авторскую позицию.
  3. Сделать свой ценностный выбор.

  1. Основная часть урока

К моменту проведения этого урока, учащиеся уже хорошо знакомы с текстом всего произведения, понятием честь, долг и милосердие, прошла контрольная работа на знание текста. К этому уроку школьники получили домашнее задание повторить определение «авторская позиция», ответить на вопрос «Какова авторская позиция в романе “Капитанская дочка” (опираясь на текст).

  1. - Введение ценностного образца

Учитель: В романе «Капитанская дочка» главный герой постоянно находится в ситуации нравственного выбора. Давайте вспомним, между какими нравственными категориями вынужден делать выбор герой? (Учащиеся отвечают, выбор стоит между честью, долгом и милосердием) Давайте вспомним определение этих слов, которое дано в словаре С.И. Ожегова.Слайд презентации.

  1. Работа с эпизодами

Учитель: Мы получили некоторое представление, на какие нравственные ценности может опереться человек в ситуации выбора.Обратимся теперь к тексту романа «Капитанская дочка», чтобы на примере выбранного эпизода, сравнить позиции героев относительно этих ценностей.

Задание для  групп.

  1. Проанализировав эпизод, сделайте вывод, в каком эмоциональном состоянии находится Гринёв. Что послужило причиной ссоры. Объясните выбор действия Гринёва. Если бы эта ситуация случилась сейчас, как бы вы её оценили. Подберите (выберите изпредложенных)крылатые выражения, описывающие позицию Гринёва, и аргументы в ее защиту. При ответе опирайтесь на текст романа «Капитанская дочка». Учащиеся проводят ценностный анализ ситуации
  2. Найдите в тексте примеры реакции обитателей крепости на ситуацию с дуэлью. Найдите слова и выражения соответствующие христианской этике. Сделайте вывод,  на какие ценности опираются Иван Кузьмич, Иван Игнатьевич, Василиса Егоровна. Учащиеся проводят ценностный анализ позиции.

Каждая группа озвучивает выбранное крылатое выражение, отражающее суть позиции героя. Представитель группы записывает его на ватмане. Он объясняет классу – почему было выбрано это выражение.

Мой выбор

Гринёв

Обитатели крепости

Выбор №1

Выбор №2

6.2.1. Выбор между позициями

Учитель: А сейчас я попрошу вас сделать свой выбор между двумя позициями.  Итак, к какой позиции – Гринева или обитателей крепости – вы присоединитесь, чья позиция вам ближе?

В течение урока учащимся будет предложено две ситуации выбора. Это – первая из них.

Учащиеся наклеивают цветные стикеры на лист ватмана.

6.4. Определение ценностей, лежащих в основе разных позиций.

Учитель:Итак, совершенно ясно, что за позициями героев стоят разные ценности. А вот чтобы определить какие, я предлагаю проделать следующую работу. Вам нужно из предложенных цитат выбрать те, которые будут относиться к понятию чести и те, которые будут относиться к понятию милосердие. Полученные результаты необходимо занести в таблицу № 2, выбор свой обосновать. Предлагаются цитаты, которые ребята выбирают из предложенных и заносят в таблицу № 2. Цитаты для выбора учениками:

  1. Возлюби ближнего твоего как самого себя своего! (Святое Евангелие от Матфея)
  1.   Не убий. (Заповедь Христова)

3  Человек человеку – брат (пословица)

  1. Око за око, зуб за зуб (Ветхий Завет)
  2. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. ( пословица)
  3. Всякое оскорбление смывается кровью.  (Дворянский кодекс чести)
  4. Честь – дороже жизни (Ф. Шиллер)
  5. Худой мир лучше доброй ссоры, а нечестен, так здоров (Иван Игнатьевич)
  6. Блаженны кроткие (Мф. 5:5).
  7. Претерпевший до конца спасется (Мф. 10:25)
  8.  Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Римл. 12:21).
  9. Право на поединок - неотъемлемое право дворянина.
  10. Если не будете прощать людям согрешения их, то и Бог не будет прощать вам согрешений ваших. (Мф. 6:15)
  11. Дворянин, не ставший на защиту оскорблённой невинности, пятнает свою честь.

Учащиеся высказываются, заносят выбранные цитаты в таблицу

         Честь

      Милосердие

Таблица №2

Учитель: А теперь, посовещавшись, внесите номера высказываний в таблицу № 1 и определите, позиции кого из героев описывают те или иные высказывания.Учащиеся вносят номера высказываний во вторую графу и определяют, что Гринёв руководствуется законами чести, а обитатели крепости – милосердием.

Учитель: Действительно, оскорбление нанесено любимой девушке, задета её честь, долг дворянина встать на её защиту. А долг христианина требует «Не убий!».Иван Игнатьевич, выражая практическую народную точку зрения, говорит: «Худой мир лучше доброй ссоры, а нечестен, так здоров». Значит, герои придерживаются разных систем ценностей.Что же выбрать молодому человеку в такой ситуации? Где же истина? Кто нам может подсказать? (автор).

6.5. Определение авторской позиции

Учитель: Итак, ребята, мы определили с вами, какие ценности стоят за позициями Гринева и обитателей крепости. Но давайте вспомним, что любое литературное произведение – это, прежде всего поле авторского высказывания. Попробуем разобраться – какова позиция автора в романе и можем ли мы определить, какова его точка зрения на то, что же не подведёт в сложной ситуации? За что держаться? Обратимся к нашей домашней работе и выполним новое задание. Вам нужно определить позицию автора, опираясь на проделанную домашнюю работу.

Вспомните, к каким предварительным выводам мы пришли на прошлом уроке, говоря о позиции автора, обратитесь к цитатам, подобранным вами при выполнении домашней работы, и выскажите свое мнение по вопросам:

● Какую позицию в вопросе нравственного выбора занимает автор?

● Как это можно доказать из контекста всего романа?

Ожидается, что в результате школьники могут прийти к выводу о том, что о многом говорит иронический эпиграф к главе, и что именно Гриневу автор доверяет высказывание своего мнения. Он как бы становится резонером, говоря в следующей главе: «Будучи от природы незлопамятен, я искренне простил ему и нашу ссору, и рану, от него мной полученную. В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника».

Представители от групп высказывают мнения группы.

Учитель: Решите теперь для себя, поддерживаете ли вы мнение автора романа или у вас на этот счет есть собственное мнение?

По этому вопросу не предполагается озвучивание ответов и обсуждение в классе. Каждый решает для себя.

Учитель: А теперь я хочу вас познакомить с точкой зрения на авторскую позицию известного литературоведа, исследователя творчества А.С. Пушкина Ю.М. Лотмана:«Гринев — не рупор идей Пушкина. Он русский дворянин, человек XVIII в., с печатью своей эпохи на челе. Но в нем есть нечто, что привлекает к нему симпатии автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью. В нем видны черты более высокой, более гуманной человеческой организации, выходящей за пределы его времени. Отсвет пушкинской мечты о подлинно человеческих общественных отношениях падает и на Гринева»

По мнению Лотмана, для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над “жестоким веком”, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство, уважение к жизни других людей. Но важно подчеркнуть и необходимость чести. С точки зрения милосердия все личности равны, не важны никакие социальные, психологические установки. Любить должно всех, даже, как учит Евангелие, врагов. Но Пушкин нам гениально показал, что христианская любовь не есть безответственное всепрощение. Любить – не значит согласиться с неправдой, простить – не значит оправдать преступление.  И, если милосердие убирает все грани между людьми, позволяет им быть на равных, поскольку каждый из нас создан по образу и подобию Божьему, человек может ошибаться, даже грешить, он для нас, если мы милосердны, все равно остаётся Человеком, честь - трезво напоминает, что в нашей жизни есть и определённые правила, изменить которые мы не можем. Петруша Гринёв, встав на путь милосердия, не только ни разу не поступился честью, но и гораздо расширил понятие «дворянская честь». Это и помогает ему привлекать сердца всех, с кем сводит его судьба, и нас– читателей этого замечательного романа.

 6.6. Мой ценностный выбор

Учитель: Итак, во время нашего урока мы интерпретировали различные высказывания и тексты, и вы сделали свой первый выбор, когда поддержали Гринева или обитателей крепости. Потом мы увидели, что за ориентирами Гриневым и обитателей крепости стоят разные системы ценностей.(Это дворянская  честь и милосердие - нравственный долг человека). Сейчас мы обсудили и позицию автора, сформулировали для себя – какие ценности стоят за ней. Теперь вам предстоит сделать еще один выбор: выразите свое отношение, какая из систем ценностей вам ближе.

Вопросы будут такими:

● Изменилось ли мое отношение к позициям героев?

● К какой из них я присоединился бы теперь?

Учитель добавляет в таблицу в первую колонку слово «2-й выбор». Учащиеся наклеивают цветные стикеры.

Школьники оказываются в ситуации ценностного выбора. Они должны будут выбрать собственную ценностную позицию по поводу выявленных различных мнений. Происходит сравнение альтернатив.

7. Заключительная часть урока.  Фиксация результата. Оценивание

Учитель: Наш урок подходит к концу. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

● Можем ли мы считать, что цель урока достигнута?

● Насколько эффективна была наша работа?

● Что нам помогло в достижении цели?

Примерный ответ школьников: в начале урока мы поставили перед собой цель – сравнить позиции героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», для того чтобы выявить различия в их ценностных позициях и сделать свой ценностный выбор. На основании, полученных на уроке, знаний и результатов совместной работы мы смогли сделать этот ценностный выбор, что отражено в таблице. Значит, наша цель достигнута (возвращение к начальным слайдам урока «Цель урока»).

8. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам подумать над следующими вопросами:

● Что особенного было на этом уроке?

● Что я понял благодаря этому уроку?

Школьники отвечают, высказывают мнения.

Учитель: Как вам кажется, в каких ситуациях в жизни может пригодиться опыт такого выбора? Назовите эти ситуации.

Возможные ответы детей: простить – не простить друга, идти или не идти куда-то и тому подобное. Вопрос нацелен на понимание того, где может пригодиться умение делать выбор с ценностной точки зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация. Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Организация  урока литературы, тема которого является сквозной через всё произведение, - сложная задача для учителя.В данном случае справиться с поставленной задачей помогает организация гр...

Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быкова "Сотников"

На уроке дети сопоставляют героев, анализируют лексику, симвоы повести. Работают с основными нравственными понятиями: честь, верность, совесть....

Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»....

Проблема нравственного выбора в повести В.Л.Кондратьева «Сашка»

Методическая разработка открытого урока....

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...