Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок подготовки к сочинению с использованием технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).

Цели:

Обучающая цель: продолжить анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», подготовить школьников к написанию сочинения.

Развивающая цель: развивать умение анализировать, делать выводы, аргументировано высказывать собственное мнение, создавать творческие работы.

Воспитывающая цель: воспитывать уважение к чужому мнению.

Домашнее задание к уроку: найти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» пейзажные зарисовки.

Модель:

                                                                                              Взаимоотношения

                                                                              1. Человек – хозяин природы.

                                                                             2. Природа господствует над человеком.

                                                                             3.Гармония между человеком и природой.

                                                                             4. Человек – часть природы.

Цели этапа

Деятельность учителя и ученика

Средства

Мировоззренческие выводы

Умения и навыки

1.Подготовить учащихся к восприятию темы.

1. Слово учителя. 

– Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением М. М. Пришвина «Кладовая солнца» и подготовимся к написанию сочинения. Посмотрите на эпиграф к уроку (Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин). Отметьте в верхней части песочных часов ваши ассоциации, которые возникли при прочтении эпиграфа. Как вы понимаете его?

– Тема нашего сочинения – «Человек и природа». Как вы понимаете эту тему? Что вы знаете о человеке и о природе? Кто это – человек? А природа? Давайте разберемся с этими понятиями.

2.Составление кластеров. 

Перед вами лежат словарные статьи с определениями понятий «человек» и «природа». Посмотрите их, подчеркните наиболее важные, значимые, ключевые слова в этих определениях.

С помощью материала из Приложения 1 и собственных ассоциаций попробуйте составить древо понятий.

Ученики называют свои определения, учитель рисует схему на доске, ученики – на листах.

– Ребята, посмотрите Приложение 2. Здесь приведены слова известных выдающихся людей о взаимоотношениях человека и природы. Прочитайте их. Попытайтесь кратко сформулировать названия вариантов взаимоотношений человека и природы (Например, человек – хозяин природы; природа господствует над человеком; гармония между человеком и природой; человек – часть природы и т.д.).

Эпиграф

Схема-кластер

+

Приложение 1: определения понятий «человек» и «природа»

+ Приложение 2: цитаты о человеке и природе

Человек – высшая степень развития живых организмов на земле, общественное существо. В отличие от животных, обладает даром речи и мысли.

Природа – весь мир, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней.

Места вне городов.

Отработка умения работать со справочным материалом, анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Определить основное содержание сочинения

1. Аналитическая беседа. Заполнение таблицы.

Ребята, мы вместе с вами составили представление о понятиях «человек» и «природа», о взаимоотношениях человека и природы. Давайте посмотрим, находят ли эти значения отражение в тексте, как человек и природа показаны в сказке-были М. М. Пришвина. Для этого заполним таблицу, шаблон которой есть у вас на листах.

– Ребята, вспомните главных героев произведения. Кратко охарактеризуйте их (назовите основные черты их характера, найдите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение). Отразите свои размышления в таблице (1-е две колонки).

– Ребята найдите в сказке-были эпизоды (пейзажные зарисовки), подчеркивающие особенности характера каждого из героев. Приведите примеры гармоничных отношений человека и природы, и случаев, когда эта гармония нарушается.

– Ребята, посмотрите на свои заполненные таблицы. Как взаимодействуют человек и природа в тексте М. М. Пришвина? Как вы думаете, какой идеал отношений человека и природы у писателя? Кого из героев можно считать человеком, живущим в гармонии с природой? Обоснуйте свой ответ.

– А как представлена природа в тексте? В какие моменты она выходит на первый план? Почему это происходит? Для чего, на ваш взгляд, автор одушевляет природу? Зафиксируйте свои мысли об особенностях образа природы в произведении М.М.Пришвина на своих листах (заполнить пропущенные слова и предложения в предложенном высказывании).

– Ребята, вернитесь к тем формулировкам взаимоотношений человека и природы, которые вы сформулировали. Подчеркните те определения, которые соответствуют, на ваш взгляд, представлениям М. М. Пришвина и находят свое отражение в его произведении.

Текст произведения; раздаточный материал (таблица)

Человек у Пришвина - часть природы. Он рационально использует природу. Примерами такого человека могут служить Митраша и Антипыч. Идеал отношений человека и природы у Пришвина – гармоничное существование. Пример такой гармонии – Антипыч и Травка.

Отработка навыка анализа художественного произведения.

Умение сравнивать, составлять таблицы, работать над анализом персонажей, аргументировано высказывать свое мнение.

3. Подведение итогов

1. Даймонд 

(Ученики выполняют это задание на своих листах, затем результаты озвучиваются)

                                Человек

             Рациональный, осмотрительный

      Трудится, властвует, использует, любуется

Человек существует в гармонии с природой

           Помогает, предупреждает, знает, любит

                          Заботливая, мудрая

                                  Природа

2. Эвристическая беседа.

– Вернитесь к эпиграфу. В нижней части песочных часов отметьте, как вы его понимаете теперь.

– В чем суть взаимоотношений человека и природы?

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Раздаточный материал

 Основная мысль сочинения - человек существует в гармонии с природой.

Отработка умения обобщать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

"Великий храм природы" в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"

Конспект урока литеатуры в 6 классе по по произведению М. М. Пришвина....

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;

Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...

Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "Природа в сказке-были М. Пришвина "Кладовая Солнца"

Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения...

Урок литературы по теме « Родная природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина "

hellip;Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. (К. Паустовск...