Конспект урока литературы «Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука, Рак»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Софронова Елена Васильевна

Знакомство с новым произведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы «Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука, Рак»

Тема урока: «Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука, Рак».


Тип урока: Урок знакомства с новым произведением


Оборудование урока:
1.    Учебная литература: основной учебник, толковые словари.
2.    Наглядные пособия: портрет И.А. Крылова; иллюстрации – лебедь, щука, рак, иллюстрация к басне.

Цели урока:

Образовательные:

                      - усвоение всех компонентов  содержания басни «Лебедь, Щука,   
                      Рак» и углубление понимания специфики этого литературного
                      жанра.

                      - расширить представления учащихся о басне как виде эпической поэзии   
                      и закрепить знания о жанровых признаков басни;

Развивающие:
                      - работать над усвоением конкретного содержания, иносказания и морали                      

                        басни;
     - развивать умение правильного чтения текста произведения;
                      - учить правильному ритмоинтонационному оформлению отдельных

                         высказываний и всего текста;
                       -  развивать умение исследовать новый лингвистический учебный материал,  

                          формировать умение работать с толковым словарем,

Коррекционные:

                      -   продолжать развивать навыки самоконтроля, используя слуховой,        

                          зрительный и тактильный анализаторы,

                     -    активировать процессы внимания, памяти, мышления,

                     -    воспитывать стремление к осознанному мотивированному обучению                      

                          устной речи,      

                     -   культивировать уверенность в себе, желание повышать свой

                          образовательный уровень,

                     -    тренировать уверенность при чтении перед аудиторией.

Ход урока.

Речь и действия учителя

Речь и действия учащихся

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Не забудьте включить свои слуховые аппараты.

Здравствуйте, Елена Васильевна! Мы рады вас видеть!

Мы не забыли включить свои слуховые аппараты.

2. Сообщение темы урока

Скажите, какие жанры литературных произведений вы знаете.

Ребята, скажите, кто пишет рассказы?

Кто пишет стихотворения?
Кто пишет басни?

С каким русским писателем мы недавно познакомились? (на доске портрет И.А.Крылова).

Расскажите  мне о жизни Ивана Андреевича? (на дом было задано выучить текст и все рассказывают его по очереди - один начинает, другой заканчивает и т.д.)

Учащиеся перечисляют - Сказки, рассказы, стихотворения, басни.

Рассказы пишет писатель.

Стихотворения пишет поэт.

Басни пишет баснописец.

Мы познакомились с Иваном Андреевичем Крыловым.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Родился он в1769 году в Твери. В 9 лет у него умер отец. Семья бедствовала.
Еще совсем мальчиком Ваня начал работать в канцелярии. Потом перебрался в Петербург, стал мелким чиновником
казенной палаты. Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французские языки.
 Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были
басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Басни «дедушки Крылова» мы знаем и читаем
без всяких затруднений, а ведь они написаны более ста лет назад.

Молодцы! Хорошо подготовились к уроку.

 Сегодня я вас познакомлю с  произведением И.А. Крылова «Лебедь, Щука, Рак»
  Посмотрите,  на доске иллюстрации, на которых изображены – лебедь, рак и щука.
Это герои басни. Что общего между ними?

Предварительная словарная работа.
 - Что обозначают слова – «согласье», «поклажа», посмотрите в Толковых словарях.

А сейчас будем вслух читать басню.

Беседа, включающая вопросы эмоционально-оценочного и тематического характера.
 Понравилась вам басня.
Что заставило вас улыбнуться?

Каким был ваш смех?


 

Щука и Рак живут в воде. Лебедь – водоплавающая птица.

Учащиеся читают вслух басню.

Нам понравилась басня.

Какие глупые герои – тянули воз в разные стороны

Наш смех был добрым, не злым.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Прошу вас встать.  Сейчас мы отдохнем. Игра на внимание.

(Когда говорю слово «лебедь», дети машут крыльями. Когда слово «рак»  – дети пятятся назад, а когда  «щука» – изображают плавающую рыбу.)

4. Анализ басни.

Что узнали из басни?

Что поняли?

Как вы думаете, случайно ли автор подобрал именно этих героев?

(ответы учащихся)

(ответы учащихся)

Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти?

Это слово «товарищи».

Выборочное чтение.
Прочитайте, про какой случай написал Крылов.

Что собрались делать герои басни?

Стилистический анализ текста

Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он?

Вы видите, как с помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ.
 А какими словами описал их усердие автор?

Скажите, а в жизни могут случиться такие ситуации.
 Может, кто-то был свидетелем такой ситуации.

Вторичный синтез.

Посмотрите на иллюстрацию. Какие строчки к ней подходят?

Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?
Теперь кто-нибудь из вас прочитает басню.

Какое отношение вызвали у вас герои?

Как автор относится к героям басни?
Как вы считаете, для чего и зачем написана басня?

Давайте найдем мораль – главную часть басни.

(Учитель  открывает запись на доске).
   На доске:  
Да только воз и ныне там.
Это выражение стало «крылатым». Как понимать крылатым?
Когда так говорят?

                                       5. Итог урока.

«Однажды…»

«Везти с поклажей …».

«Лебедь рвется в облака» Он стремительный, упрямый.
«Рак пятится назад». Он
неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный.
«А Щука тянет в воду». Она
упрямо делает свое дело.

«Из кожи лезут вон».

 (Ответы учащихся).

(Учащиеся выбирают из текста и читают те, строчки, которые на их взгляд больше подходят к иллюстрации.)

(ответы учащихся).

(читают басню).

Жалко, что они не смогли договориться. Если они друзья, то все надо делать дружно

Он сожалеет, что в товарищах нет согласия.

Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки.
Учащиеся выразительно читают мораль басни.

(Ответы учащихся).

Когда делают общее дело, а между героями идет раздор. В итоге ничего не получается.

Итак, какая же главная мысль басни.

Спасибо всем, вы хорошо работали на уроке, старались, думали.

(Ответы учащихся)

Спасибо, Елена Васильевна!

6. Домашнее задание.

Дома читать басню выразительно. Прочитать  две любые басни и выписать в тетрадь мораль этих басен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе" Басни И.А.Крылова" Волк и ягнёнок"и "Волк на псарне".

План-конспект урока по литературе " Басни И.А.Крылова " Волк и ягнёнок" и " Волк на псарне"....

Конспект урока по басням И. А. Крылова

Конспект урока к презентации "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне"...

Урок литературы "Басни И.А. Крылова"

В архиве - презентация к урокам 5-8 классов, посвященным изучению жизни и творчества русского баснописца И.А. Крылова....

Презентация к уроку литературы Басни И.А.Крылова 6 класс

Презентация поможет раскрыть, проанализировать содержание басен И.Крылова,...

План-конспект урока по басням И.А.Крылова

План-конспект урока по басням И.А.Крылова и их анализ...

Урок литературы "Басни И.А. Крылова"

Технологическая карта урокаКласс: 6Предмет: литератураТема: Русская басня XVIII века. Басни И.А. Крылова.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формировани...

Конспект урока по басням И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"

Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. Данный урок  проводится ...