План-конспект урока по литературе" Басни И.А.Крылова" Волк и ягнёнок"и "Волк на псарне".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Гусарова Ирина Владимировна

План-конспект урока по литературе " Басни И.А.Крылова " Волк и ягнёнок" и " Волк на псарне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_uroka_po_literature.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                  План- конспект

                      урока по литературе в 5 классе

               « Басни И.А. Крылова « Волк и ягнёнок» и « Волк на псарне».

 Учитель: И.В. Гусарова

Цели:

- познакомить учеников с творчеством  великого русского баснописца  И.А.Крылова на  примере басен» Волк и ягнёнок» и «Волк на псарне»;

-развивать в учениках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова;

-воспитывать в учениках интерес к басне; способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, учебник.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-диалог с элементами театрализованного представления.

                                 Ход урока.

1.Повторение изученного.

Учитель: на предыдущем уроке мы изучали новый литературный жанр- басню. А что такое басня?( Басня- это эпический литературный жанр, создающий в ёмкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.)

- А как вы объясните понятие аллегории?( Аллегория- художественный приём, когда животные, растения живут похожей на человека жизнью.)

- Назовите двух античных литераторов, которые разработали жанр басни; один- древнегреческий, другой- древнеримский.(Эзоп и Федр)

Какие ещё баснописцы вам известны?( Жан де Лафонтен, Ф.А.Эмин и др.)

2. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с баснями замечательного русского писателя, драматурга, журналиста и, наконец, баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.

Ученик: И.А. Крылов родился в 1768 году в семье армейского офицера. Отец его рано умер, поэтому с отроческих лет Иван Андреевич служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Литературой Крылов начал заниматься с начала 80-х годов 18 века. Первые опыты его- драматургические( комическая опера» Кофейница»( 1782). Трагедии « Клеопатра», « Филомена», комедия и «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др.( 1786- 1788).

  С 1789 по 1793 год И.А.Крылов выпускал сатирические журналы, которые впоследствии были закрыты из-за цензуры. Басней Крылов начал заниматься с 1801 года. Его первые произведения в этом жанре-« Дуб и трость» и «разборчивая невеста»( переводы из Лафонтена)- были опубликованы в 1805 году. Иван Андреевич Крылов стоял у истоков реалистической басни. Примечательно и то , что в своих баснях Крылов использовал живой русский язык. Их новаторскими, отличительными чертами являются реалистическая убедительность образов, острота между  требованиями нравственности и жестокостью, трусостью, лицемерием, корыстью, лестью и тщеславием.

Умер Крылов в 1844 году. Этот человек создал свыше двухсот басен. Во время Отечественной войны 1812 года Иван Андреевич создал целый цикл басен, в которых так или иначе  была отражена война русского народа с Наполеоном. Главное же новшество басен Крылова- успешное создание литературного образа русского характера и передачи мудрости русского народа.

Учитель:

- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.

Ученики перечисляют известные басни И.А.Крылова (« Стрекоза и муравей»,»Лебедь , Щука и Рак», « Ворона и лисица», «Слон и Моська»и др.

 Под конец этого разговора юные артисты   идут готовиться к сценке

 Учитель:

- Сегодня мы познакомимся с двумя басням И.А.Крылова. Первая из них- « Волк и ягнёнок».За автора говорит учитель.

По окончании сценки учитель задаёт классу вопросы:

- Кто, по- вашему, здесь положительный герой, а кто- отрицательный?

- Почему именно волк отрицательный, а ягнёнок – положительный персонаж, а не наоборот?

  - Какие черты обычно олицетворяет  волк ( например, в русских сказках )

- Какие черты присущи ягнёнку?

 -Какова же мораль басни?

- Подумайте, какой нравственный посыл этой басни? ( Сильный не имеет права вымещать свою злобу на слабом только потому, что он слабее его.)

- Какие строчки из этой басни стали употребляться как крылатое выражение?( Ты виноват уж тем , что хочется мне кушать.)

Учитель:

- А теперь познакомимся с другой басней- « Волк на псарне.»

 На импровизированную сцену выходят ученики, волка, псарей. 3 псов и ловчего. Слова автора произносит учитель.

 Учитель:

- Кто в басне злодей? Почему именно он?

- Вам жалко волка? Почему?

- Как вы думаете, что бы произошло , если бы ловчий поверил волку, сжалился над ним и отпустил на волю?

- Кого высмеивает И.А.Крылов?

- Какова мораль басни?

- На каком историческом событии базируется сюжет басни?

3.Подведение итогов урока.

На уроке мы повторили и закрепили пройденный ранее материал.

Познакомились с И.С.Крыловым, с его баснями» Волк и ягнёнок» и «Волк на псарне». Разыграли сюжеты этих басен .Ответили на вопросы по этим двум басням.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...