СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
статья по литературе на тему

Птицина Елена Михайловна

Размышления о прочитанных произведениях школьниками вне программы, о  роли в духовно-нравственном развитии детей, которую сыграли произведения литературного краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotvorenie_duhovnoy_zhizni_prodolzhaetsya_.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

(размышляя над прочитанным)

Птицина Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №35 им.К.Д.Воробьева» г.Курска

Духовность – это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути.  

                     В.Распутин

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано:  «Если гражданин лишен духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут». Поэтому особенно важная роль в воспитании гражданина и патриота принадлежит общеобразовательной школе.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Каковы же наши традиционные источники нравственности? «Родной край, его история, - писал академик Д.С.Лихачев, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Соглашаясь с ним в этом, считаю, что    огромный духовно-нравственный потенциал заключен  в произведениях литературного краеведения, которые раздвигают рамки познаний учащихся, дают возможность ярче увидеть различные явления жизни,   способствуют наглядному усвоению на конкретных, живых примерах  важнейших нравственных ценностей: чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, милосердия.

      Бесспорно, одним из писателей, чье многогранное творчество не оставляет равнодушными сердца детей, является Константин Дмитриевич Воробьев. Знакомство с его произведениями  начинается c рассказов  «Настя», «Первое письмо», «У кого поселяются аисты» … Тема детства -  одна из любимых у писателя. В произведениях К.Д.Воробьева   есть ответы  на разные вопросы.

  Что делает человека счастливым?   «Светлее и чудеснее» бывает человеку только рядом с добрыми, честными, открытыми и искренними людьми. Об этом рассказ «Настя».

 Какой бывает настоящая дружба? Это когда без друга не думается и не живется – такой вывод делает автор в «Первом письме».

К.Д.Воробьев утверждает, что не «только людям одним бывает трудно». Что может случиться, если люди не окажут помощи братьям нашим меньшим? Об этом можно прочитать в рассказе «У кого поселяются аисты».     

 Совместное с детьми восприятие мира позволяет писателю понимать их, быть похожими на них. Так любимы   произведения писателя потому, что К.Д.Воробьев подчеркивает искренность чувств ребенка, показывает взросление героя через призму детских впечатлений.

       Тема добра и милосердия звучит в рассказах «Хи Вон» и «Ничей сын». Судьбы сирот всегда чем-то похожи. Рассказ «Хи Вон» был навеян  газетной статьей о войне в Корее, о том, какие тяготы приходилось переносить детям. Но происходящее в произведении – полностью художественный вымысел. А вот рассказ «Ничей сын» создан на  основе истории, поведанной матерью писателю.   Он ведь и сам внебрачный сын, поэтому образ героя-«подкрапивника»   был особенно близок К.Воробьеву. Что может храниться в душе у ребенка, обиженного самой жизнью? В ходе исследовательской работы и сопоставительного анализа  обучающиеся приходят к пониманию того, что люди всегда должны оставаться гуманными по отношению друг к другу, творить добро и выражать сочувствие.

       В своем творчестве К.Воробьев освещает темы, которые наиболее близки самому писателю: война и дети. Его произведения поучительны, в них можно прочитать о добре, любви, умении прощать. О таких жизненно важных аспектах мы говорили на уроке литературы, когда обсуждали рассказ «Ермак».  Как жить, «когда сердце ранено человеком, которого оно хотело любить и считать своим»? – вот о чем заставляет задуматься это произведение.    И дети приходят к выводу, что никогда нельзя забывать о таких  нравственных ценностях, как умении прощать, любить, признавать свои ошибки. А утверждение писателя, что «человек должен сделать другим радость при своей жизни», становится девизом  некоторых учащихся.

       Интересны в восприятии   рассказы К.Воробьева «Синель» и «Гуси-лебеди».   Негасимый свет душевности исходит от каждого слова писателя в   «Синели», где на первый план выступает любовь. Однако Сергею, главному герою, не хватило умения понять свою любимую, в результате чего – расставание, а затем встреча через много лет. Красота человеческих чувств заключается в   самоотверженности, верности – вот итог размышлений после прочтения   рассказа «Гуси-лебеди», в котором писатель приводит нас к выводу, что любящая душа готова на самопожертвование, чиста и открыта. Что воспитывает  духовно-нравственные чувства человека.

      Помимо темы войны,   звучит тема любви   и в повести «Крик». Но здесь судьба влюбленных осложняется трудным военным временем. Всего за несколько дней  герои переживают жизнь, «заселенную звездами, войной и любовью». Но сама любовь – это жизнь, ее творческая сила противостоит смерти и войне. Однако все произошедшее с главными героями: гибель любимой девушки, разведка боем, плен – заставляет вчерашних мальчишек повзрослеть за несколько дней, постичь истинную суть войны и научиться самостоятельно принимать решение.

Страшные картины войны, изображенные К.Д.Воробьевым, не оставляют равнодушным ни одного ученика. О погибших под Москвой мальчишках-курсантах рассказал писатель в повести «Убиты под Москвой». Через все то страшное и трагическое, через собственную стыдную слабость пришлось пройти герою Алексею Ястребову, прежде чем он останется один и без страха перед смертью пойдет на танк, испытывая опустошение от всего произошедшего. И в этот момент  в его сознании возникнет дед Матвей из родной деревни, любимый им, как олицетворение русской земли, той, что не дает душе иссохнуть.

 Прочитав и осмыслив все описанное К.Воробьевым, обучающиеся приходят к заключению, что самое ценное – это память, которая хранит образы друзей, человеческую доброту и тепло, но главное -  милый образ Родины. И делают вывод: впредь нельзя допустить, чтобы повторилась война.

Любить родину учит   повесть К.Д.Воробьева «Почем в Ракитном радости». Художественный мир наполнен звуками, воздухом, запахом, красками.  Писатель изобразил   картину торжествующей природы, распахнул    ее великий и вечный мир. Читая строки, которые пронизаны неизбывным чувством любви к малой родине, ученики наполняют души свои этой любовью.

Родина – нравственный ориентир в судьбах героев К.Д. Воробьева. Истоки и перспективы их характеров высвечены сквозь призму любви к ней. « Честность, порядочность и… доброта неизменно ассоциируются с понятием о любви к Родине»,- пишет автор в повести «Это мы, Господи!».

    «Краеведение—дело, значение которого не может быть преувеличено… Эта работа не только указывает на путь к обогащению страны, но и, как всякая разумная работа, даёт моральное удовлетворение, способствующее быстрому росту чувства нашего человеческого достоинства, внушает нам веру в творческие силы нашего разума», - писал М.Горький. И такое удовлетворение   испытывают дети,   читая не только произведения К.Воробьева.

        «Какую надо иметь душу, какими глазами видеть, какой натурой обладать», оказавшись перед нравственным выбором, рассказывает в повести «Горелый порох» Петр Сальников. В нечеловеческих условиях плена трудно выстоять не только физически, но и морально. И размышляя,  обучающиеся делают вывод: в любой ситуации можно и нужно оставаться человеком.

      Живым классиком называли  Евгения Ивановича Носова. И было за что. «Читать его произведения – радостно и поучительно. Это как любовь к родному человеку: согревает, поддерживает силы, внушает веру», - писал Андрей Ефимович Кедровский. А вот что пишут ученики: «Рассказ «Холмы, холмы…» произвел на меня неизгладимое впечатление. Поразило безразличие людей, ничего не сделавших для спасения жеребенка. Жители успевают строчить друг на друга доносы, а до живого, погибающего существа им и дела нет», «Рассказом «Ракитовый чай» Е.И.Носов показал, что детские воспоминания -  самые яркие и незабываемые».

       Произведения этого писателя «раскрывают тонкие струны души человеческой», «заставляют увидеть необыкновенно красочные и такие близкие сердцу картины природы», «убеждают оказать помощь»… К таким выводам ученики приходят после прочтения рассказа Е.И.Носова «Тридцать зерен» и очерка «Покормите птиц».    Читая, дети составляют кроссворды, подбирают вопросы к викторине, рисуют иллюстрации к эпизодам рассказов.  

       Душа ребенка способна внимать все, что угодно. «Если душа открыта перед миром нараспашку, если она впитывает из окружающего только чистое и светлое, если отвечает добротой на человеческое внимание и тепло, - уже одно это, выраженное словом, может найти отклик писателя», - сказала как-то Валентина Михайловна Коркина. Как подтверждение этих  слов –  сборники ее стихов «Открытая даль», «Земные токи», «Но день придет», которые очень любимы школьниками.   На обсуждение    произведений   была приглашена сама поэтесса.   В.М.Коркина – частый гость в нашей школе, с удовольствием   приходит на уроки, любит общаться с детьми. Ученики  могут задать  вопросы, обсудить ее творчество. «Ослепли – не видим друг друга, Оглохли – друг друга не слышим», - замечает автор. И тут же утверждает: «Ищите душу! Она излечит и спасет!» Это плодотворно влияет на воспитание обучающихся: раздумья о смысле жизни, о совести, человечности овладевают их мыслями.

   Частым гостем был у нас и Владимир Павлович Детков. Его искренняя душа отразилась в произведениях автора, но наиболее значимы для учеников «Зерна истины» - его лирические миниатюры. Они учат добру, любви всеобъемлющей, умению найти смысл жизни.

 В декабре 2010 года проходила творческая встреча с поэтессой Тамарой Юрьевной Кравец. Ее имя стало знакомо ученикам благодаря Литературному музею-филиалу КОКМ. «Стихи этой поэтессы изумили своей близостью к нашим проблемам: они о том, что волнует современного человека», - так отозвались о сборнике стихов Т.Ю.Кравец дети.

18 марта 2011года наши ученики принимали участие в научно-практической конференции по литературному краеведению «Щедра талантами курская земля», организованной Комитетом по культуре, Литературным музеем, КГУ, КИНСО РГСУ. Школьники представили   творческие исследования произведений Александра Балашова, Петра Потапенко и других курских поэтов, проведенные на базе музея.  

Как-то украинский писатель Иван Франко написал: «…если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…» Эти слова как нельзя кстати относятся к творчеству Александра Дмитриевича Балашова.

Надо сказать, что А.Балашов – наш современник, все его произведения, по словам автора, «имеют жизненную подкладку». Изображая «жизнь как она есть» в повести «Труба архангела», он предлагает подумать, почему так живем, почему стараемся не замечать черствости и равнодушия. Какие мы? Что делает человека бездуховным – время или сам человек. И дети приходят к выводу, что именно человек диктует времени, каким быть.

            Проблему человека в обществе поднимает А.Балашов в рассказе «Муха».  «Все люди очень разные, - рассуждают ученики. -  В каждом из нас плохое уживается с хорошим. Важно, чтобы  этого хорошего было больше в человеке.  И тогда можно, не имея ни одного родственника, собрать на своих похоронах весь город, не знающий даже твоего имени и отчества. И, наоборот, как рассуждает Соловьев, герой произведения, в конце рассказа, значимая должность и          « пышные похороны с автоматным салютом» оставят всех равнодушными. Такова жизнь - помнятся только добрые деяния человека».

О человеческой жестокости и безразличии рассказ «Пепа». Но обнадеживающие выводы делают дети: «Сюжет заставляет задуматься об отношении людей друг к другу, о человечности, о сострадании к ближнему, о заботе и помощи окружающим. В любое время, в любой ситуации надо оставаться порядочным и великодушным человеком». К таким умозаключениям приходят обучающиеся.

Размышляя о духовно-нравственном потенциале литературного краеведения и отечественной культуры в целом, о воздействии – интеллектуальном, духовном и нравственном - русской словесности на умы, сердца и души наших воспитанников, хочется обратиться к словам Валентина Распутина: «Духовность есть определяющее, светоносное значение человека, главенствующая его сущность, источник, где он сообщается с собой – каким он должен быть. Духовность – это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути. Можно отделить церковь от государства, но отделить человека от духовности, значит полностью извратить его назначение и суть». Та же мысль звучит и в  «Молитве» В.М.Коркиной:

…Да не обмелей, душа, как речка,

Да не стань холодной, словно лед,

Сохрани навек в себе местечко –

 То, где птичка певчая живет!

А всего важнее и дороже,

И необходимее всего:

Пусть в тебе не смолкнет Голос Божий,

 Чтоб всегда я слышала Его…

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (размышляя над прочитанным)

Панова Н.М.,зам. директора по научно-исследовательской работе, учитель русского языка и литературы  г.Курск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева М.А.Каргалова, учит...

Сочинение – рассказ "Жизнь продолжается…"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 30»г.о. Саранск Республика  Мордовия       Конкурс сочинений и творчес...

Жизнь продолжается!

Жизнь и успехи коллектива театра за последние три года....

Открытый урок по теме "Жизнь продолжается" 5 класс к учебнику Э.Л.Введенский, А. А. Плешаков

Урок биологии по теме " Жизнь продолжается " (новые ФГОС) Предмет: Биология Класс 5 (Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс. / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков) Тема урока: Жизнь продолжает...

Классный час "И жизнь продолжается..."

Классный час посвящен теме инвалидности....

Сочинение – рассказ "Жизнь продолжается…"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 30»г.о. Саранск Республика  МордовияКонкурс сочинений и творческих работ«Пожарные &nda...

СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (размышляя над прочитанным)

создание системы патриотического воспитания, духовно-нравственного возрождения - немаловажная роль принадлежит школьному музею им. К.Д.Воробьева. Здесь собран материал о жизни и творчестве К.Д.Воробье...