СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (размышляя над прочитанным)
статья по литературе на тему

создание системы патриотического воспитания, духовно-нравственного возрождения - немаловажная роль принадлежит школьному музею им. К.Д.Воробьева. Здесь собран материал о жизни и творчестве К.Д.Воробьева, В.П.Деткова, Е.И.Носова, П.Г.Сальникова. Музей выступает не только как история творчества писателей, но и является опытной площадкой практических, творческих работ учащихся и учителей школы. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности учащихся на основе изучения литературных произведений курских писателей. И каждое из них – это соприкосновение с внутренним миром писателя, его духовным и нравственным мировоззрением, что позволят расширять понятия «доброта», «человечность», «высокая нравственность» для воспитания чувств подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панова Н.М., зам. директора по научно-исследовательской работе, учитель русского языка и литературы  г.Курск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева

М.А.Каргалова, учитель русского языка и литературы г. Курск   МОУ    «Средняя      общеобразовательная       школа        №     35    им. К.Д.Воробьева»

 СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

(размышляя над прочитанным)

Зерна Истины… Плодотворные семена разума,

созревающие в сердце Человека и прорастающие на ниве Жизни лучшими всходами ее

и плодами.

(В.П.Детков)

 

         В этом году при обращении к Федеральному Собранию Президент РФ Д.А.Медведев  подчеркнул, что государством делается акцент на воспитание гражданина России, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.

Для выполнения этой задачи –  создание системы патриотического воспитания, духовно-нравственного возрождения - немаловажная роль принадлежит школьному музею им. К.Д.Воробьева. Здесь собран материал о жизни и творчестве К.Д.Воробьева, В.П.Деткова, Е.И.Носова, П.Г.Сальникова. Музей выступает не только как история творчества писателей, но и является опытной площадкой практических, творческих работ учащихся и учителей школы. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности учащихся на основе изучения литературных произведений курских писателей. И каждое из них – это соприкосновение с внутренним миром писателя, его духовным и нравственным мировоззрением, что позволят расширять понятия «доброта», «человечность», «высокая нравственность» для воспитания чувств подрастающего поколения.

В.П.Детков в своем творчестве, обратившись к  малому жанру, высказал мысль, позволяющую сопоставлять свои поступки с заметами  писателя.

«МИНИАТЮРА – ЖАНР, благодатный для ума и сердца…». Замечательный  русский прозаик Евгении Носов сравнивал   В. П. ДЕТКОВА с пчелой, «собирающей нектар со всего цветущего многообразия нашей жизни».

Здесь, в миниатюрах, есть все, что удовлетворяет   как читателя, так и писателя. Лиризм, образность, собственное философское видение, — сконцентрированные в нескольких строках в виде цельной художественной зарисовки.

 В  последней книге Деткова «Зёрна истины» собраны рассказы, новеллы, миниатюры, эссе разных лет. В этих произведениях разбросано множество замечательных мыслей, точных наблюдений, находок психологического плана.. Книга удивительно цельная, поскольку насквозь пронизана единым философским мировоззрением, а это говорит о том, что сердцевина творчества автора, его духовные принципы, заложенные в детстве и юности, в основном, не менялись, а росли, обогащались; и на последнем этапе автором сделаны глубокие философские обобщения и выводы. Еще в 1978 году курский литературный критик Исаак Баскевич обратил внимание присутствующих на притчевость ряда произведений В.П.Деткова. Приведем в пример миниатюру, которая называется «Бабушкины пироги». (…) Дарья Ивановна вспоминает пироги своей бабушки Олимпиады с особым чувством… Как-то еще в дошкольное лето гостила она у бабушки в деревне. К празднику испекли пироги. Завидела бабушка ещё издали, что по улице идёт нищенка и подаяния просит. Вручила Даше большой кусок пирога и говорит:

– Ступай, отнеси ей гостинец…

– Так она ж ещё не просила у нас…

- Э-э, милая, давать-то куда легше, чем просить… — и погладила по голове шершавой ладонью…

Много лет минуло с той поры, своих внуков дождалась, но вкус бабушкиных пирогов не утратила…

Вкус и радость добра, из тебя исходящего…

Сколько раз в такие минуты благословенные чудился ей голос бабушки и тепло шершавой ладони на затылке…

Какое ненавязчивое жизненное объяснение основ человеколюбия...В  этой миниатюре все:  национальный характер русского человека, его умение сопереживать, помогать, сочувствовать. Сложнее всего сказать свое слово о том, о чем пишут уже не одно тысячелетие.

Любовь к ближнему… Что это такое? Это когда люди согревают друг друга теплотою душевной, это когда («Открытым текстом говоря») …радость на миру множится, а горе разделенное тает… Этот философский взгляд, имеющий древнейшие корни,   взращенный в христианстве, чувствуется в произведениях классиков. И все же у Владимира Деткова он вырастает из собственного опыта, из отроческого осознания жизни («Пишу, как живу») «…Если хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, относись и сам к другим с добром и приветом…»

Даже если тебе очень плохо, найди в себе силы, - пишет автор в зрелом возрасте («Молитва»), чтобы …понять и простить… Повиниться и быть прощенным – какие это душеочищающие мгновения! Пожалуй, в них, как ни в чем ином, и проявляется великая преобразующая сила изначальной любви к ближнему…И только после этого душа наполняется теплотою и светом…(«Дар бесценный») …Ведь любить – это прежде всего одаривать себя (!) светлым чувством гармонии с жизнью – включать в действие могучее, тот самый дар божественный, что таится в нас до поры до времени, как зародыш в зерне…

Какая прекрасная, самобытная философия: любить других – значит одаривать себя. Какое великолепное озарение…Но все это кажется простым и понятным только после того, когда просто и ясно сформулировано талантливым писателем.

Каждое слово миниатюры « Молитва» становится своеобразным уроком жизни. Вчитаемся: « Молитва проста как дыхание: « Прошу прошения у Господа Бога и всех, когда я когда-либо обидел, осудил или обманул. Я прощаю всех, кто меня когда-либо обидел, осудил или обманул. Я прощаю всех и отпускаю… Аминь». Или вот это: « Понять и простить… Повиниться и быть прощенным- какие это душеочищающие мгновения!  Пожалуй, в них, как ни в чем ином, и проявляется великая преобразующая сила изначальной любви к ближнему… В каждом из нас теплятся искры её. Приходит срок, и возгораются они, оплавляя обиду в прощение…, укрощая войну в мир…» В книге «Зёрна истины» Детков дает новый импульс принципам человеколюбия, прошедшим в последние десятилетия суровые испытания ненавистью и раздором. Его миниатюры и являются россыпями добра, света, справедливости. В его последних записях   можно прочитать:

«Добро- не только слово сказанное… и даже поступок славный .- Добро-это образ мышления и чувствования…. По этому образу создан Человек… А уж… Подобие- всей силой этого образа- Сотворять Божью волю в эволюции Человека и Человечества….»

Именно этот мотив звучит у К.Д.Воробьева в его повести «Почем в Ракитном радости», которую некоторые исследователи считают повествованием Воробьева о собственной жизни. Казалось бы, фабульная основа повести проста - писатель Константин Останков едет в родное село, которое он покинул 25 лет назад, оказавшись невольным виновником трагической судьбы своего дяди Мирона Останкова (« В Ракитное еду как на суд»). Герой изображен в один из решающих, этапных моментов его жизни - наступило время итогов. Напряженно думая о жизни, он понял, что « ничто не исчезает из мира». Проблема памяти трактуется К. Д. Воробьевым как способность и стремление героя к осознанному восприятию жизни. Основные черты личности Останкова- совестливость, честность, в нём постоянно живёт готовность к счастью. В герое тонко показан особый душевный склад человека,  легко уязвимого, открытого красоте, обладающего высоким чувством личного достоинства. Он яростно нетерпим ко всякой несправедливости, обостренно чувствует беду  другого, как свою собственную. Поэтому чувство вины не забывается и не сглаживается с годами. Автор, тщательно анализируя чувства, мысли, переживания Останкова, не упрощает их сложности. С годами тот осознал и свою вину перед Ракитным, и вину перед самим собой, потому что она перечеркнула мир детства, сохранив в памяти « темное и нелюбимое» прошлое. Встреча с родными местами, с детством расширяет диапазон воспоминаний героя, чувство вины уже не заслоняет всего в памяти: « ни за что доброе не цеплялась тут моя память. Но я должен был оставить машину, опустить боковое стекло и немного посидеть так, пока сердцу не стало легче от неожиданно радостной встречи со своим детством». « Возвращение в детство» снимает непереносимость душевной боли, накопившиеся стрессы, смягчает потрясения. Возвращение к родным истокам обогащает Останкова как личность и как писателя. После встречи с девочками на Кобыльем логу Останков, вернувшись на время к радостным забавам детства, глядя « в раскрасневшиеся лукавые рожицы и блестевшие глаза девочек», хочет писать « повесть, но не ту,  дракой начатую, а другую. Совсем другую... Герой преодолел духовный и творческий кризис; он сохранил в качестве главных нравственных ориентиров своей жизни такие понятия, как совесть, долг, честь.  

         Он понимает, что  должен побывать в родных местах, пообщаться с земляками, заглянуть в их души. Мы вместе с героем попробуем проследить дорогу в отчий дом; это дорога жизни человека с её истоками и переживаниями. ( « В Ракитное еду как на суд…»). Диалог с прошлым начинается с самых первых строк. Дети отмечают трогательную встречу со старушкой : «.. что-то выделывало мое сердце». « икона, цепочка из скрепок, парафиновая свеча подействовали ободряюще» и смотрела она « как-то соучастно-родственно».Рассказчика потрясла человеческая доброта, люди забыли и простили. Не случайно вслед за этим идет описание Ракитного, воспоминания о песнях, которые не пелись, а «кричались». Учащиеся делают вывод о внутреннем состоянии героя: « день казался крашеным яйцом». А Пасхальное яйцо - символ Пасхи, воскрешения Христа, рождение новой жизни. В герое тонко показан особый душевный склад человека,  легко уязвимого, открытого красоте, обладающего высоким чувством личного достоинства.  На вопрос: « Верующий ли человек Константин Останков?» мнения сначала разделились, но потом….. дети пришли к выводу: да, он живет, соизмеряя каждое свое слово, мысль правдой Божьей, он всеми силами души стремится к покаянию, он «сохранил чистоту в сердце». И обращение к картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» становится кульминационным моментом – встреча с прошлым.  К.Д.Воробьев подчеркивает, что героя переполняют чувства. Как встретиться с дядей Мироном? Как посмотреть ему в глаза? А оказывается… дядя Мирон давно простил, а умение прощать – величайшая черта человека, как и умение покаяться: «Ну что ты означал в моей беде?..». Этот старый человек поистине обладает удивительным нравственным чутьем, это – истинный духовный наставник, умеет прощать «вольные и невольные» прегрешения, становится исцелителем души Константина Останкова. Уроки прошлого помогли сохранить в нем такие черты характера, как совестливость, правдивость, душевная зоркость, нравственная чистота. В нем «живут» библейские заповеди: покаяние, прощение, сострадание. Он выстрадал для себя истину – смысл жизни в единении людей, в их служении друг другу. Перечитывая эпиграф, приходим к выводу: бремя * - тяжесть, но оно легко, герой преодолел жизненные препятствия ( двадцать пять лет ходил с клеймом «убийцы»). Сознание «бесконечного счастья», которое переживает герой в конце повести – это чудо? Случайность? Закономерность? Нет, выстраданное воздаяние за то, что сумел сохранить в себе духовно-нравственные ценности: любовь к людям, веру в добро.

 И выводом исследования становится  вопрос: как сохранить человеческое достоинство в наше нелегкое время?  И ответом на  него становятся глубокие размышления над прочитанным.

В это “смутное время безверия и святотатствабесценное слово – чувство сокровенное. Уникальность писателя и состоит прежде всего в том, что он по призванию, по нетерпению души своей задумывается и радеет о времени и о себе; откровенная книга  – это тихое доверительное свидание с тем бесценным и жизнеозаряющим, что “не распознано до поры или принижено в нас самих”.

 Среди  прозы писателей Курского края можно выделить творчество П.Г.Сальникова, который в своих  произведениях обращался именно к душе читателя, старался пробудить в нем совесть, заставлял оглядываться на свои поступки, соразмерять их со своей совестью. Так, в рассказе «Скрипучая половица»  автор обращается к теме духовной ответственности   человека за  отчий дом, за родителей. В этом произведении  очень пронзительно звучит  мотив покаяния главного героя перед своим родным домом, в котором собрано все: и старенькая мать, и детские воспоминания, и состоявшаяся взрослая жизнь, и скрипучая половица  как отголосок того далекого, что осталось за чертой детства. Что такое семья, почему человек возвращается памятью и сердцем в те места, где родился, вырос? Что является  нравственной основой  его жизни? Вот эти вопросы лежат в фабуле  небольшого рассказа.  «Сколько себя помню, на нашем добротно сколоченном крылечке скрипела крайняя ко входу поперечно приколоченная половичка…». Но – рассказчик о себе: «Все реже и реже навещал наш старый дом». Здесь его ждут, здесь ему рады. Вот та основа жизни – отчий дом. Здесь все по-старому, все напоминает о детстве: фотография на комоде, стершиеся лица отца, сестер, братьев. И мать хранит ее, выставив на видное место. Замечание сына о том, что она давно устарела, немного обидело ее.

Всегда ли нам понятно, что дорого сердцу наших родителей? Всегда ли мы к ним добры и справедливы? Понять это герою поможет та самая скрипящая много лет половица, которую он приколотит и этим похвастает матери, на что она ответит: «Зря, сынок, ты это сделал. Сегодня обозналась, а теперь и вовсе не буду отличать твои шаги. Пусть бы скрипела…». Автор «смотрит на себя», чувствует «искушение  взять отцовские клещи и выдернуть вколоченные, злополучные гвозди – пусть бы скрипела старая половица».  Замысел автора определяется его позицией: только тогда жизнь продолжается, если  живет в человеке память о родном доме. Нравственные начала, заложенные в семье, навсегда дают право человеку идти по жизни с высоко поднятой головой.

Произведения П.Г.Сальникова вместе с творчеством К.Д.Воробьева, Е.И.Носова, В.П.Деткова воспитывают в читателе ту основу, которую называют личность – высоко духовную, нравственно стойкую.

 И вновь хочется вернуться  к словам В.П.Деткова:

«Зерна сии вызревали в Ладе нашем… Нелегко, но радостно… По любви и согласию с жизнью…  в  стремлении постичь

Высшие светлые Мысли…

Ясные сокровенные Слова…

Великие отрадные Чувства..»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кедровский А.Е. Земляки: творчество К.Д.Воробьева и Е.Носова./ -Изд-во КГПУ, 1999.- 2-74
  2. В.П.Детков «Три повести о любви» Курск, Крона, -1992г.
  3. В.П.Детков «Зерна истины» Курск, Крона - 2007г.
  4. Издательский дом «Славянка» Толока  - № 57 - 2007г.
  5. Толока № 32-2000г. статья о П.Г.Сальникове
  6. «Краеведение в урочное и внеурочное время» -  сборник статей учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска, изд-во ГМЦ - 2006г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (размышляя над прочитанным)

Панова Н.М.,зам. директора по научно-исследовательской работе, учитель русского языка и литературы  г.Курск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева М.А.Каргалова, учит...

Сочинение – рассказ "Жизнь продолжается…"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 30»г.о. Саранск Республика  Мордовия       Конкурс сочинений и творчес...

Жизнь продолжается!

Жизнь и успехи коллектива театра за последние три года....

Статья "Связной"(Размышляя над прочитанным)

Размышление над стихотворением Н.Корнеева "Связной".Стихотворение о долге оставшихся в живых поэтов- фронтовиков перед павшими товарищами....

Открытый урок по теме "Жизнь продолжается" 5 класс к учебнику Э.Л.Введенский, А. А. Плешаков

Урок биологии по теме " Жизнь продолжается " (новые ФГОС) Предмет: Биология Класс 5 (Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс. / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков) Тема урока: Жизнь продолжает...

СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

Размышления о прочитанных произведениях школьниками вне программы, о  роли в духовно-нравственном развитии детей, которую сыграли произведения литературного краеведения....

Классный час "И жизнь продолжается..."

Классный час посвящен теме инвалидности....