Представление о летописи
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Попова Антонина Алексеевна

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur.predstavlenie_o_letopisi.docx8.7 КБ
Файл tehnokarta.predstavlenie_o_letopisi.docx10.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Представление о летописи”.

Урок открытия новых знаний

Цели и задачи:

  • познакомиться с жанром летописи;
  • узнать особенности;
  • узнать, какие литературные произведения являются представителями данного жанра.

Ход урока:

  1. Организационный этап (1-2 минуты).
  2. Актуализация знаний (5-7 минут).

Беседа.

  • Ребята, скажите, какой сейчас год? (2016)
  • А откуда вы об этом узнали? (из календаря)
  • Скажите, а от какого момента сейчас считается 2016 год? (от Рождества Христова)
  • А как считали до появления Христа? (от сотворения мира)
  • Как вы думаете, сразу ли стали считать годы так, как это делаем мы? (нет: различные варианты учеников)
  • А с какой целью, как вы думаете, люди стали записывать годы? (фиксация важных событий)
  • А кто-нибудь знает, как называлась такая запись важных событий по годам? (если ученик отвечает, переходим к записи темы; если же нет - плавно подвести к слову “летопись” вопросом:“Сколько тебе лет?”)

Формулировка и запись темы.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 минуты).
  2. Первичное усвоение новых знаний (10-12 минут).

Морфемный разбор слова, обсуждение его значения и запись определения.

Слайд (словарная работа).

  • Как назывался человек, который составлял летописи?

Запись в словарь.

  • А каким он изображён на картине?
  • Как он записывает в книгу различные важные события? (от руки)
  • Раньше книги были очень дорогими, так как создание одной книги требовало огромного труда и большого количества времени, поэтому записывали только самое важное. Как вы думаете, а какие важные события могли быть записаны? С какой целью?
  • Как вы думаете, что происходило с летописью, когда летописец умирал?
  • Что вы ещё знаете о летописях? (различные варианты)
  1. Первичная проверка понимания (10-12 минут).

Работа с учебником. Стр. 66-68. Самостоятельно прочитать статью в учебнике, найти ответы на вопросы (вопросы на раздаточном материале):

  • в каком веке и в связи с какими событиями появилась письменность на Руси? (9 в, после крещения Руси)
  • на каком материале записывались первые летописи? (на выделанной коже)
  • как назывались сокращенные слова, которые использовали для экономии места и материалов? (титлы)
  • как называлось умение красиво выводить буквы? (каллиграфия)
  • сколько нужно вычесть, чтобы годы, обозначенные в летописи, перевести в привычные нам? (5509)
  • какая летопись лежит в основе Лаврентьевской и Ипатьевской? (“Повесть временных лет”)
  • на каком языке писали древнерусские писатели? (на церковно-славянском или старославянском).

*фронтальная проверка.

  1. Первичное закрепление (7-10 минут).

Составление собственной ленты времени.

  • Что станет началом вашей ленты?
  • Ребята, скажите, в каком порядке вы будете записывать события? (в хронологическом)
  • Помните, что вы сейчас выступаете в роли летописца, поэтому вам необходимо писать очень красиво и кратко: не забывайте про экономию места и материала.
  1. Рефлексия (подведение итогов занятия) (1-2 минуты).
  • Что такое летопись?
  • Какие события записывались?
  • Почему летописи старались составлять по возможности кратко, без излишнего художественного вымысла?
  1. Д/З (1-2 минуты): Составить летопись основных событий истории Петербурга.


Особенности жанра летописи

  • в каком веке и в связи с какими событиями появилась письменность на Руси? ___________________

____________________________________________________________________________________________

  • на каком материале записывались первые летописи? _________________________________________
  • как назывались сокращенные слова, которые использовали для экономии места и материалов?

____________________________________________________________________________________________

  • как называлось умение красиво выводить буквы? ___________________________________________
  • сколько нужно вычесть, чтобы годы, обозначенные в летописи, перевести в привычные нам? ______
  • какая летопись лежит в основе Лаврентьевской и Ипатьевской? _______________________________
  • на каком языке писали древнерусские писатели? ____________________________________________

Моя лента времени

         о-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------->

год

событие



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФГОС В 6 КЛАССЕ.

Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).

Тема: “Представление о летописи”.

Урок открытия нового знания

Цели и задачи:

  • познакомиться с жанром летописи;
  • узнать особенности;
  • узнать, какие литературные произведения являются представителями данного жанра.

УМК: литература под ред. Сухих

УУД:

  • планирование необходимых действия, операций;
  • решение проблемных задач, добывание необходимых знаний из различных источников (учебник, раздаточный материал, иллюстрации, слова учителя), понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний;
  • построение понятных для собеседника высказываний;
  • самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • рефлексия.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

(1-2 минуты)

Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, просит проверить готовность к уроку.

Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя.

Актуализация знаний.

(5-7 минут)

Задаёт наводящие вопросы, заставляющие учеников задуматься о возникновении летоисчисления и необходимости фиксировать важные события.

Беседа.

  • Ребята, скажите, какой сейчас год? (2016)
  • А откуда вы об этом узнали? (из календаря)
  • Скажите, а от какого момента сейчас считается 2016 год? (от Рождества Христова)
  • А как считали до появления Христа? (от сотворения мира)
  • Как вы думаете, сразу ли стали считать годы так, как это делаем мы? (нет: различные варианты учеников)
  • А с какой целью, как вы думаете, люди стали записывать годы? (фиксация важных событий)
  • А кто-нибудь знает, как называлась такая запись важных событий по годам? (если ученик отвечает, переходим к записи темы; если же нет - плавно подвести к слову “летопись” вопросом:“Сколько тебе лет?”)

Отвечают на вопросы учителя, выстраивают логические цепочки с целью сформулировать тему урока.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(1-2 минуты)

Анализирует знания учащихся.

Ставят перед собой цели. Выясняют, какие знания им необходимо получить, чтобы решить поставленную проблему.

Первичное усвоение новых знаний.

(10-12 минут)

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Организует морфемный разбор слова, обсуждение значения слова летопись и запись определения.

Слайд (словарная работа).

  • Как назывался человек, который составлял летописи?

Запись в словарь.

  • А каким он изображён на картине?
  • Как он записывает в книгу различные важные события? (от руки)
  • Раньше книги были очень дорогими, так как создание одной книги требовало огромного труда и большого количества времени, поэтому записывали только самое важное. Как вы думаете, а какие важные события могли быть записаны? С какой целью?
  • Как вы думаете, что происходило с летописью, когда летописец умирал?
  • Что вы ещё знаете о летописях? (различные варианты)

Выполняют задание с целью расширить представление о приставках и их значениях.

Выполняют морфемный разбор слова летопись, высказывают своё мнение по поводу значения этого слова, записывают определение.

Работают со слайдом. Записывают необходимую информацию.

Отвечают на вопросы учителя, чтобы определить для себя, с какой целью создавались летописи.

Озвучивают то, что знают о летописях.

Первичная проверка понимания.

(10-12 минут)

Устанавливает осознанность восприятия.

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

Работают с учебником. Стр. 66-68. Самостоятельно читают статью в учебнике, находят ответы на вопросы (вопросы на раздаточном материале):

  • в каком веке и в связи с какими событиями появилась письменность на Руси? (9 в, после крещения Руси)
  • на каком материале записывались первые летописи? (на выделанной коже)
  • как назывались сокращенные слова, которые использовали для экономии места и материалов? (титлы)
  • как называлось умение красиво выводить буквы? (каллиграфия)
  • сколько нужно вычесть, чтобы годы, обозначенные в летописи, перевести в привычные нам? (5509)
  • какая летопись лежит в основе Лаврентьевской и Ипатьевской? (“Повесть временных лет”)
  • на каком языке писали древнерусские писатели? (на церковно-славянском или старославянском).

*фронтальная проверка.

Первичное закрепление.

(7-10 минут)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний.

  • Что станет началом вашей ленты?
  • Ребята, скажите, в каком порядке вы будете записывать события? (в хронологическом)
  • Помните, что вы сейчас выступаете в роли летописца, поэтому вам необходимо писать очень красиво и кратко: не забывайте про экономию места и материала.

Составление собственной ленты времени.

Работа с раздаточным материалом.

Рефлексия.

(1-2 минуты)

Организует рефлексию.

  • Что такое летопись?
  • Какие события записывались?
  • Почему летописи старались составлять по возможности кратко, без излишнего художественного вымысла?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(1-2 минуты)

Инструктирует учащихся

Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы, если что-то не было понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "День космонавтики — особая страница в летописи Янтарного края"

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого калининградским космонавтам...

Сценарий"Страницы школьной летописи"

Сценарий конкурсно-познавательной игры, посвященной истории образования в России и истории родной школы...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...

Методическая разработка урока. "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" (к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор , как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро ( 2 февраля 2013 года) страна будет отмечать  70-летие сталинградской битвы. И сегодня время ра...

02Страницы летописи станицы

Фото  о станице Канеловской...

Интегрированный урок по литературе и истории для 6 класса «Русские летописи. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях».

Данная разработка продолжит знакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».«Повесть временных лет» была о...

Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".

Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....