«Строки, опалённые войной»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Пономаренко Наталья Владимировна

Цели урока:

•          рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

•          показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени

     соединялись с глубоко личными переживаниями;

•          помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;

•          развивать навыки выразительного чтения.

•          познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей.

 

Методические приёмы:

•          рассказ учителя;

•          сообщения учеников;

•          выразительное чтение;

•          анализ стихотворений;

•          беседа по вопросам;

•          мультимедийная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroki_opalyonnye_voynoy.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Строки,  опалённые   войной»

Цели урока:

  • рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
  • показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени

     соединялись с глубоко личными переживаниями;

  • помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;
  • развивать навыки выразительного чтения.
  • познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей.

Методические приёмы:

  • рассказ учителя;
  • сообщения учеников;
  • выразительное чтение;
  • анализ стихотворений;
  • беседа по вопросам;
  • мультимедийная презентация.

Задачи:

  • приобщение к литературно-музыкальному творчеству;
  • формирование нравственно-гражданской позиции;
  • расширение знаний  об истории Отечества;
  • развитие кругозора, активности, воспитанности.

Тип: интегрированный

Предполагаемые результаты:

  • формирование устойчивой нравственно-гражданской позиции;
  • развитие  кругозора через литературно-музыкальное восприятие;

Эпиграф урока:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

                                  В.Лебедев-Кумач (1943)

Ход урока:

  • Слово учителя.  

      9 Мая 2013 года исполнится 68 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне, войне, унесшей 27 миллионов человеческих жизней.

      Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага.

Вопрос      До стихов и песен ли в такое время?

  С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.

     В годы войны перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. 1215 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями (впрочем, пули и осколки бомб никого не щадили): многие оказались в строю – воевали в пехотных частях, в ополчении, в партизанах.

В песне Лебедева-Кумача, популярной в годы войны, были такие слова:

Кто сказал, что надо бросить 
Песни на войне? 
После боя сердце просит 
Музыки вдвойне!


Нынче у нас передышка. 
Завтра – вернемся к боям, 
Что ж твоей песни не слышно, 
Друг наш походный, баян? 

Кто сказал, что сердце губит -
Свой огонь в бою? 
Воин всех вернее любит 
Милую свою! 
Кто сказал, что надо бросить 
Песню на войне? 
После боя сердце просит 
Музыки вдвойне!

     Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

        В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу  с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей».

А. Александров писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева... С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею - песни...»

        Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

Прослушивание фонограммы песни «Священная война»

- Почему война названа «священной»?  (Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков оправдана.)

    1. История создания песни «Священная война»

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны.

        24 июня 1941 года газеты “Известия” и “Красная звезда” опубликовали стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: “Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…”

        Их прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

     - Будем разучивать новую песню – “Священная война”.

 

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще один день – на репетицию с оркестром, и вечером – 27 июня 1941 премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

 

Из воспоминаний одного из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню…

Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены».

Так начинался славный и долгий путь песни. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией и всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

    2. История создания песни «Катюша». Авторы песни Матвей Исаакович Блантер и Михаил Васильевич Исаковский. Эту песню знают все. Как вы думаете, о чем эта песня?...

        Самой популярной песней Михаила И. Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».

Почему? (Да, вероятно, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета).

Звучит песня «Катюша».

  • Сообщение ученика «История создания песни «Катюша».

Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера.

        Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!

        Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце, Катюше-медицинской сестре. С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых.

Все мы любим милую «Катюшу»,

 Любим слушать, как она «поет»:

Из врага выматывает душу,

 А друзьям отваги придает...

В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления. Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня. Когда Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!

Композитором было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

  3. Как много замечательных строк родилось во время Великой Отечественной войны. Кто может назвать самых известных писателей и поэтов того времени?

Как точно передали чувства советского народа в годы войны писатели и поэты: А.Твардовский, М. Шолохов, А. Ахматова, К. Симонов.

С 1941 года юная поэтесса Ю. Друнина окунулась в кровавый ужас войны. Она добровольно ушла в санитарный взвод медицинской сестрой, спасая на своих хрупких плечах с поля боя раненых солдат.

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне!

   

А.А. Сурков "Как сложилась песня"

 


История песни, которая родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного  фронтового дня под Истрой.

 Эта песня  "Бьется в тесной печурке огонь...".

  «Из воспоминаний Героя Социалистического Труда Алексея  Суркова»
А дело было так. 27 ноября 1941года, корреспонденты газеты "Красноармейская правда" прибыли в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, чтобы написать о боевых делах.

  Быстро темнело. Немцы начали обстрел.
Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки...

   Стихи мои "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву, и не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". И тут я, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, и спел свою новую песню, назвав ее "В землянке".
    Песня действительно "пошла". По всем фронтам - от Севастополя до Ленинграда и Полярного.
Вот коротко о том, как сложилась песня "В землянке".

Между кровопролитными боями, в минуты тишины, солдаты писали письма, читали стихи, пели песни, отдыхали.

Не только написаны стихи и сложены песни о войне, снято много и кинофильмов.

Ребята, кто из вас может назвать известные песни из кинофильмов о войне, фронтовом братстве, беззаветной любви и преданности.

История создания песни "На безымянной высоте"

 «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…»

     Это было в начале шестидесятых годов. На «Мосфильме» кинорежиссер Владимир Басов начал работать над картиной «Тишина» по роману Юрия Бондарева, а музыку он предложил написать молодому ленинградскому композитору Вениамину Баснеру. Объяснил: очень нужна одна главная песня фильма, которую будет исполнять человек, недавно вернувшийся с войны, — песня о тех, кто не вернулся...

   Композитор чувствовал огромную необходимость написать ее: ведь сам был опален пламенем Великой Отечественной — служил в артиллерии, потерял близких... И поэт Михаил Матусовский тоже знал ту войну не понаслышке: работал в редакции фронтовой газеты, был ранен... Вот и принес он Баснеру стихи о троих ребятах, что остались в живых из восемнадцати, принявших бой «у незнакомого поселка на безымянной высоте».

   Лишь картина вышла на экран, как тревожный, суровый мотив подхватили тысячи, миллионы голосов.

Впрочем, с этого история песни только начиналась.

Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что все это — именно из его биографии, именно о его высоте, только, мол, бойцов там было не восемнадцать, а другое количество. Между тем Матусовский отлично помнил, как коллега из фронтовой газеты рассказал ему о восемнадцати сибиряках.

Эта песня посвящена 18 смельчакам, добровольцам, закалённым в боях, принявшим бой на себя, на Безымянной высоте 224,1 в 1943 году, что находится в 30 км южнее Варшавского шоссе у деревни Рубежанка Калужской области.

Из восемнадцати героев Безымянной, девять работали до фронта на заводе «Сибсельмаш».

Сержант Даниленко Николай Федорович. Родился и вырос в деревне Лягушье Купинского района Новосибирской области. Ему не было и двух лет, когда был убит его отец, красный партизан. Николай вступил в комсомол, стал работать механизатором. Четыре года служил в Морфлоте. В декабре 1940 г. коммунист Николай Даниленко вернулся в Сибирь и стал работать на заводе.

Уроженец Куйбышевского района (на территории которого и находится высота 224.1) писатель Сергей Михеенков написал повесть «Безымянная высота». Когда читаешь, что за события здесь развернулись в ночь с 13 на 14 сентября 1943г., понимаешь, как же сильны духом были наши воины, самоотверженны, непобедимы.

Стихи и песни военных лет!.. От самых первых выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну, прошагали они в боевом солдатском строю. Стоит им только прозвучать –  распрямляются плечи, наполняются глубоким раздумьем глаза фронтовиков.

Поэт-ветеран Великой Отечественной войны А. Аркадьев посвящает своё  стихотворение песням о войне.

Песням тех военных лет поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырёх шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели –

Как он был нелёгок и нескор.

Песни вместе с нами постарели,

Но в строю остались до сих пор.

В рамках нашего урока звучали нестареющие стихи и песни военных лет, сумевшие перенести нас в военные годы. Надеемся, что никто не остался равнодушным  к подвигам героев Великой Отечественной войны, воспетых известными поэтами и композиторами. Они навсегда останутся в наших сердцах!

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

IV. Заключительный

Стихи, положенные на песни, помогали людям выстоять, найти друг друга. А когда человек знает, что его любят, ждут, когда у него спокойно на душе, он и воюет лучше.

VII. Итог урока.

Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку песенного творчества периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строки,опалённые войной

Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....

Строки, опалённые войной

Сценарий литературной гостиной о  творчестве поэтов, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне: М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Лапшин, В.Багрицкий, Б.Смоленский....

" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная

В материалы литературно- музыкальной  гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен  средствами поэзии ...

строки, опалённые войной

открытый  урок  о  ВОВ....

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.

В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10  класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...

Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...