Урок развития речи. Подготовка обучающихся 10 класса к итоговому сочинению.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Лобанова Галина Васильевна

Данный урок  поможет усовершенствовать работу по подготовке обучающихся 10-11 классов и ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.podgotovka_k_ekz._sochin._10_klass_-_kopiya.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

муниципальные общеобразовательное учреждения Расловская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области

Конспект урока

Закрепление знаний, совершенствование умений и навыков школьников по теме

«Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе»

 ( урок развития речи)

                                                                                                               Урок литературы в 10  классе

 Разработчики урока:  Лобанова Галина Васильевна – учитель русского языка и литературы

        

                                                                                                                  П.Раслово – 2016 г

2

       Место занятия в системе уроков

      Урок составлен по учебно-методическому комплекту «Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.И.Коровина. Допущен министерством образования и наука РФ. М. Просвещение. 2013год.» На тему «Подготовка к итоговому сочинению» отводится несколько уроков. Данная тема является достаточно актуальной. Усовершенствование работы с литературными произведениями способствует более успешному написанию итогового сочинения. Работа учащихся над сочинением данного типа  развивает  внимательное отношение к литературному тексту, способствует углублённому пониманию проблематики  литературных произведений.

       Система уроков развития речи по теме «Подготовка к итоговому сочинению» включает в себя  системные  уроки развития речи в 5-9 классах. В 10  классе знания по данной теме углубляются, систематизируются, совершенствуются после изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир» . На данную систему  уроков в 10 классе отводится 11 часов: на первом уроке уточняются, углубляются,  совершенствуются, закрепляются  знания по теме «Структура,  тема , микротема, основная мысль текста».  Именно уроки закрепления обеспечивают полноценное усвоение содержания знаний на уровне умений. Данный урок является восьмым в системе уроков развития речи в 10 классе, так как на нём проводится работа по подготовке к итоговому сочинению по четвёртому направлению, предложенному в 2016-2017 учебном году для экзаменационного сочинения в 11 классе. На девятом уроке проводится проверка умений, навыков написания итогового сочинения по направлению «Опыт и ошибки».

    С помощью системы уроков по данной теме можно добиться высоких результатов  в подготовке обучающихся 10 класса к написанию экзаменационного сочинения в 11 классе.

      Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.

      Задачи:

        I.Образовательные:

- познакомить учащихся с новым направлением итогового сочинения, приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования;

3

- учить устанавливать связи между частями   сочинения;

- учить различать главную и второстепенную информации

     II. Развивающие

   а) в группе повторения:

       -повторить материал  о структуре  сочинения ;

        - повторить  информацию о теме и основной мысли текста ;

     -  формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;

      - развивать критическое мышление через заполнение  таблицы, составление кластеров, синквейнов;

    б) в группе развития речи:

     - развивать языковое чутьё;

     - развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;

     - обогащать словарный запас обучающихся;

    в) в группе развития мышления:

     - совершенствовать  умение обобщать и делать выводы;

      - совершенствовать умение логически мыслить;

      - формировать умение критически мыслить, рассуждать через  самостоятельно выполняемые  задания.

    III. Воспитательные:

4

    - формировать интерес к чтению художественной литературы;

    - воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

    - воспитывать ответственное отношение к учёбе;

    - воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;

    - воспитывать стремление научиться писать экзаменационное сочинение в 11 классе;

      Методическое обоснование

     Тема урока «Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе» является актуальной, так как обучение написанию сочинения в 10 классе особенно необходимо  в связи с тем, что именно в этом классе изучаются великие произведения мировой классики, в которых содержится много материала, необходимого для написания, практически, сочинений всех направлений.   Тем более, что значимость ключевых слов всех предложенных направлений  напрямую относится   и  к современной жизни подростков.

      Тип урока – комплексное применение знаний. Данный тип урока  имеет важное значение в системе обучения. Его целесообразно проводить  в 10 классе в данной форме, т. к. необходимо  совершенствовать самостоятельную работу над текстом художественного произведения ;  этот вид деятельности  проверяется на письменном экзамене  в 11 классе.

     

      Вид урока: смешанный ( самостоятельная и практическая работа)

      Ведущая технология: развитие критического мышления через составление синквейнов, кластеров, заполнение таблиц.

5

      Методы:

            - по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично поисковый;

          - по степени активности учащихся: продуктивный творческий;

        - по источнику знаний: словесный, практический, наглядный;

        - по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный, групповой.

      Оборудование: ПК, экран, проектор, толковые словари, текст романа –эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»

   Оформление доски: записи по ходу урока, составление кластера.

Этапы урока

I     Организационный момент.

Цель : включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

II     Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация обучающихся.

III     «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднений)

Цель: проверить имеющиеся знания обучающихся и проработать пути подхода к теме.

IV     Включение нового знания в систему знаний.

6

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

V     Закрепление изученного.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

VI     Самостоятельная работа с проверкой.

Цель: первичный контроль за овладением техники написания сочинения

VII Домашнее задание.

Цель: закрепить и усовершенствовать знания, полученные на уроке.

VIII     Рефлексия.        

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего коллектива.

7

Ход урока.

Тема не записана на доске.

Приветствие.

- На доске спроецированы направления,  по которым вы будете писать пробный экзамен – сочинение. С тремя направлениями («Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Поражение и победа»)  вы уже знакомы. Сегодня на уроке я предложу вам для работы ещё одно направление «Опыт и ошибки». Как вы думаете чем интересна данная тема? А интересной она может быть лишь тогда, когда есть сказать что по ней… На самом деле ключевые слова направления «Опыт и ошибки» многозначные. Они могут нести разную смысловую нагрузку.

Хотелось бы вам сейчас на уроке попробовать очертить круг проблем, связанных с подготовкой к сочинению по этому направлению? Тогда формулируем тему урока и ставим задачи. ( Возможные варианты тем: «Ошибка – это опыт», « На ошибках учатся» и др. Задача: понять, как выстраивать сочинение и на какой литературный материал опираться )

- Итак «Ошибки и опыт» (Записывается тема)

- Какие же цели мы должны поставить сегодня на уроке, исходя из темы? Как мы можем их достичь?

- Как вы считаете, с чего можно начать подготовку к сочинению?

- Конечно, нужно прежде всего осмыслить , что обозначают данные понятия.

Словарная работа. ( Обучающиеся находят слова в толковом словаре Ожегова С.И. после чего на экране проецируется следующая информация:

Ошибка – направленность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях (По Ушакову)

Ошибка – направленность в действиях, мыслях ( По Ожегову С.И.)

8

Ошибка – то, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накопленные знания ( По Ефремовой Т.Ф.)

Ошибка – погрешность ( Из словаря синонимов)

Опыт- совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков. (По Ушакову)

Опыт – воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. ( По Ожегову С.И.)

Опыт- отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания (По Ефремовой Т.Ф.)

Опыт – эксперимент (Из словаря синонимов)

- Какое пояснение слова вам больше всего понятно? (Дети высказывают своё мнение)

Работа с текстами стихотворений, высказываниями по направлению «Опыт и ошибки» ( Тексты проецируются на экране, а ребятам раздаются напечатанные на листочках бумаги для работы ).

- Теперь давайте внимательно вчитаемся в афоризмы и тексты стихотворений , которые написаны в разные времена представителями разных народов:

«Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью». (Филлис Терос)

«Ошибка даёт возможность начать всё сначала». (Генри Форд)

«Кто жаждет совершать великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого духом; человек, знающий свои слабости, может попытаться обратить их себе на пользу» (Л.Вовенарг)

- А теперь постараемся осмыслить данные стихотворения.

        

9

Жизнь не всегда дарует нам свои улыбки,

Порою посылает испытания…

И потому у всех есть право на ошибки,

Но важно, чтоб пришло их осознание…( Из интернета)

 

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных ,

И Гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель (Пушкин А.С.)

- Скажите, ребята, что же нам, современным читателям, близко и понятно в этих бесценных для человеческого опыта строчках…

- Какой мыслью они все объединены?  (Ошибка – это опыт»)

- Объясните, пожалуйста, свою позицию, приводя из  афоризмов  и текстов аргументы…

Составление синквейнов.

- Попробуйте, ребята, составить синквейн по нашей теме, работая в парах .

10

(Возможный пример синквейна:

Опыт

Неожиданный, трудный.

Испытывает, учит, укрепляет дух.

На ошибках учатся.

Мудрость.)

Работа над композицией сочинения.

- Ребята, я надеюсь, что вы достаточно хорошо разобрались с темой сочинения, проанализировав ключевые слова, и чётко представили, о чём надо писать. Теперь нам необходимо вспомнить композицию итогового сочинения.  Позвольте напомнить, что традиционно выделяется 3 части сочинения:    

 1) вступление, задача которого ввести в тему, дать предварительные , общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;

2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируются тексты художественного произведения;

3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.  (Данная информация проектируется на экране).

Работа с таблицей в группах.

- Чтобы у вас, ребята, сложилось более чёткое представление о том, как правильно писать сочинение по направлению «Опыт и ошибки», заполните таблицу:

11

Тема сочинения:

Вступление

Кластер, систематизирующий художественные произведения, содержащие примеры – аргументы, указывающие на героев, приобретавших жизненный опыт через ошибки

В кластере дети могут указать следующую информацию:  Л.Н.Толстой «Война и мир»-

 Пьер Безухов (ошибки – женитьба на Элен, масонство,  присутствие на Бородинском поле; опыт - женитьба на Наташе, уход от масонства, снаряжение ополчения на партизанскую войну).

Андрей Болконский ( ошибки – эгоизм, идеализация Наполеона; опыт- всепрощение, понимание ничтожности  Наполеона – обычного человека) и пр.

Заключение

Защита материала, заполняющего таблицу.

- Теперь необходимо одному представителю группы защитить материал, подобранный в таблице.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

12

- Ребята, дома напишите сочинение. Попробуйте на основе материала урока вывести новые мысли о ценности опыта через допущенные ошибки, об ответственности  человека за свои ошибки. Подумайте и о связи эпох.

 Рефлексия.

- Ответьте, ребята, пожалуйста на вопросы:

- Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить поставленные задачи?_________________________________

- Сегодня на уроке я _______________________

- Самое интересное для меня задание было_____________________________

- Я узнал(а) (новое)________________________

- Я научился(ась)__________________________

- Материал урока был_____________________

- За урок я______________________

- Самое сложное для меня было____________________

- Работал ли я в группе______________

- Урок для меня показался_______________-

- Урок окончен. До свидания, ребята.

13

Методическая и лингвистическая литература, используемая на уроке

  1. Александрова Г.В.Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителей. М.: БАЛАСС. 2010г.
  2. Сулицкая Н.М., Кадашникова Н.Ю. и др. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы. Нестандартные задания, рекомендации, уроки.Волгоград. Учитель. 2011г.
  3. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительной и образной речи. Волгоград. Учитель. 2000 г.
  4. Заир – Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2 издание, доработанное.  М.: Просвещение. 2011 г.
  5. Ксензова. Перспективные школьные технологии. Учебно- методическое пособие. М. 2001 г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи в 7 классе по теме: "Сочинение на дискуссионную тему по картине К. Васильева "Нашествие"". (Программа и учебник под редакцией М. М. Разумовской)

В 7 классе по программе М.М. Разумовской много уроков развития речи. Ребята сельской школы мало знают о художниках и их творении. Уроки развития речи по картине неоценимы в плане воспитания и развития...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Презентация к уроку развития речи в 6 классе по теме: "Сочинение-рассуждение с последующей оценкой".

В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц".

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц". На слайдах представлен подготовительный материал к уроку, сам текст и...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...