Урок развития речи.Подготовка к изложению с элементами сочинения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Абдураманова Сусанна Эшреповна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_izlozh.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:Подготовка к изложению с элементами сочинения

Цель урока: способствовать формированию навыка написания изложения с элементами сочинения через применение технологии критического мышления.

Задачи урока:

обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;

развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков;

воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный этап:

-приветствие;

-проверка готовности материальной обеспеченности урока.

вызов

II. Мотивационно - ориентационный этап.

  1. Постановка темы и определение цели, задач урока.


Учитель. Сегодня мы проводим урок развития речи. Каким образом вы можете продемонстрировать степень овладения вами грамотной устной и письменной речью?

Ответы учеников. Правильно сформулированные ответы без речевых ошибок, отражение позиции автора исходного текста и грамотное изложение собственной точки зрения по теме урока.

Учитель. Что развивать будем, кроме речи, на уроке?

Ответы учеников. Будем учиться размышлять, анализировать, творить, развивать память…

Учитель. Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными.

  1. Регулирующий этап:

- структура урока

Учитель. Мы сегодня работаем над изложением, применяя стратегию «Чтение с остановками», затем вы напишите по теме исходного текста небольшое сочинение-рассуждение.

- система оценки работы учащихся на уроке

Учитель. Ребята, за активную работу на уроке вы получаете оценки. Затем я проверяю ваши изложения с элементами сочинения, ставя отметки за содержание и грамотность.

  1. Раскрытие идеи изложения

Учитель. «Счастье жизни есть (.?!) ». Почему я поставила разные знаки препинания в конце темы нашего сегодняшнего изложения с элементами сочинения?

Ученики отвечают, что знак препинания меняет идею работы и её структуру. Раскрывают нюансы темы.

Учитель. Выберите тот знак препинания, который будет соответствовать идее Вашей работы.

осмысление

III. Операционно-регулирующий этап.

  1. Стратегия «Чтение с остановками»

Учитель читает текст притчи, делает остановки, во время которых ученики прогнозируют дальнейшие события.

Вспомним о жанре притчи.

Притча- рассказ в иносказательной форме,содержащий нравоучение,поучение в примере( например.евангельские притчи,соломоновы притчи).Малый жанр дидактической литературы,по основным признакам тождественный с басней.

Есть на Земле райские уголки. В одном из таких уголков Земли жил Сокол. Бог наделил его силой волшебника. Но он не пользовался ей, потому что жизнь у него была прекрасна, и другой он не хотел. Но вот однажды…

1 остановка.

Однажды покой птицы был неожиданно нарушен одиноким путешественником, которого Сокол повстречал, летая внизу в долине. Человек сидел на извилистом берегу горной реки и тихонько напевал что-то. Соколу очень захотелось поговорить с ним. И человек поведал Соколу о том, что…

2 остановка.

И человек поведал Соколу о том, что путешествует по свету в поисках таких прекрасных мест, как это.

- Здесь всё пропитано удивительной энергией добра и красоты, - сказал путешественник. - Когда я приеду домой, то напишу музыку, в которой передам всю силу этой неиссякаемой энергии.

3 остановка.

Люди, послушав мою музыку, освободятся от зла и жестокости. Добрый свет чистой и прекрасной любви наполнит их души и принесёт им счастье.

Сокол удивлённо слушал рассказ путешественника, не понимая, зачем делать кому-то добро, если тебе это не нужно. Ведь в жизни он ещё никогда ни о ком не заботился, кроме себя. Он уже из любопытства решил слетать к морю, чтобы посмотреть, правду ли ему говорил композитор о том, что людям там живётся не очень счастливо.

Подлетев поближе к берегу, зоркий Сокол заметил далеко в море тонущее судно и моряков, в смятении и страхе изо всех сил пытающихся спасти свой корабль и себя.

4 остановка.

Жаль стало Соколу этих людей. Он обладал силой волшебника, поэтому успокоил Море и заставил Ветер пригнать судно к берегу.

Моряки выходили на сушу, не веря в свое спасение.
- Это чудо! Просто чудо! – повторяли они. – Какое счастье, что мы спаслись!

С того времени Сокол всё чаще и чаще стал покидать свой уголок спокойствия и благодати и отправляться на помощь несчастным.

Однажды он увидел девушку необыкновенной красоты с добрыми и печальными глазами.

5 остановка.

Красавица шла вдоль берега. А навстречу девушке - молодой парень. И Сокол решил помочь им обоим. Он послал к ним с неба волшебную силу любви. Как только парень и девушка посмотрели друг на друга, их сердца и души соединились с помощью этого прекрасного чувства. Молодая пара подружилась и с того времени никогда не расставалась, прожив долгую и счастливую жизнь.

6 остановка.

С той поры Сокол уже долго не засиживается в своем райском уголке. Он понял, что его счастье в том, чтобы дарить хоть крупицу радости людям, помогать и спасать тех, кто попал в беду или очень несчастлив…

  1. Приемы работы с текстом.

Проверка уровня запоминанияПрием «Верно - неверно»

Учитель читает фразы, которые встречались в тексте и ложные. Ученики отмечают под цифрами: верно – неверно.

Фразы:

  1. Бог наделил его силой волшебника. Но он не пользовался ей, потому что жизнь у него была прекрасна.
  2. . Человек сидел на извилистом берегу горной реки и тихонько играл на скрипке.
  3. Люди, увидев картины художника, освободятся от зла и жестокости
  4. Он уже из любопытства решил слетать к морю, чтобы посмотреть, правду ли ему говорил композитор о том, что людям там живётся не очень счастливо.
  5. Он взмахнул крыльями, успокоил Море и заставил Ветер пригнать судно к берегу.
  6. Однажды он увидел девушку c волосами необыкновенной красоты.
  7. Как только парень и девушка посмотрели друг на друга, их сердца и души соединились с помощью волшебной силы любви.
  8. Сокол понял, что его счастье в том, чтобы дарить хоть крупицу радости людям, помогать и спасать тех, кто попал в беду или очень несчастлив…

Взаимопроверка по шаблону (на слайде) с правильными ответами. Обсуждение ошибок.

Структура изложенияПрием «Ключевые слова».

В условиях фронтальной работы с опорой на предыдущую проверочную работу выстраиваются в колонну опорные слова текста изложения.

Формулировка выводаПрием «СМС».

Напишите, в чем мораль притчи, в виде смс – сообщения.

Фронтальная проверка задания, корректировка ответов учащихся.

  1. Написание изложения.

рефлексия

IV. Итоги урока.

приём «Интервью»

Учитель:Я прошу  взять интервью у своих одноклассников. Вопросы формулируются по теме изложения «Счастье в жизни есть», но ответы ребят базируются на литературном и жизненном опыте.

Оценивание работы журналистов.

Домашнее задание: написать сочинительную часть изложения, отразив в ней свои ответы (и одноклассников) на интервью.

Учитель. Какие ваши впечатления от урока? С какими задачами справились? Что особенно запомнилось? Кто был наиболее активен?

Отметки за активную работу на уроке учащимся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.

Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Урок развития речи. Подготовка к изложению по тексту рассказа В.Астафьева "Музыка"

      9 класс- период нравственного  самопознания  и самоуглубления, а также этап более глубокого литературного образования, этот период играет огромную роль в формиров...

Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения

Интегрированный урок в 9 классе -  подготовка к  написанию изложения с элементами сочинения   по тексту рассказа  В.П.Астафьева «Музыка»...

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"...

Урок развития речи. Подготовка обучающихся 10 класса к итоговому сочинению.

Данный урок  поможет усовершенствовать работу по подготовке обучающихся 10-11 классов и ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ....

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц".

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц". На слайдах представлен подготовительный материал к уроку, сам текст и...