Послетекстовая деятельность как читательская интерпретация авторского смысла
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Калашникова Татьяна Игоревна

В материале представлены некоторые приемы смыслового чтения на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.rar2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Калашникова Татьяна Игоревна

«Послетекстовая деятельность как читательская интерпретация авторского смысла»

Чтение — вот лучшее учение.

 Следовать за мыслями великого человека —

 есть наука самая занимательная»

 А.С. Пушкин

Отмечая сложность процесса чтения,  большинство исследователей выделяют две его стороны:  техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова,  речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму. Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания или перевод авторского кода на свой смысловой код.

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова,  а у опытного –  смысловая сторона опережает техническую,  о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения.

Смыслообразование – основная категория текста.

Этапы понимания

1. Понимание слова.

2. Понимание фразы. – Значение.

3. Понимание текста. - Смысл

Структура понимания

1. Уровень значения.

2. Уровень смысла.

Смысловое чтение – чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения 

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

 II этап. Работа с текстом во время чтения 

1.Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  2. Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

       III этап. Работа с текстом после чтения 

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Стратегии послетекстовой деятельности

1."Сенкан (синквейн)"

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.

Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура сенкана.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов  (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Пример:

1. Васютка.

2. Наблюдательный, находчивый.

3. Увлекся, заблудился, выдержал.

4. Природа не только источник жизни, но и воспитатель души.

5. Герой. Победитель.

2. «Составлением диаграммы Эйлера-Венна»

Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

Пример: Басня «Стрекоза и муравей»

Пример: C:\Users\PROcompany\Desktop\20579408.jpg

Пример: Сопоставление братьев и их жен в сказке «Царевна-лягушка»…

«Тайм-аут»

Целью этой стратегии является самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

C:\Users\PROcompany\Desktop\img5.jpg

«Толстые» и «тонкие» вопросы

«Заполни анкету от лица героя»

Например: Меня зовут Том Сойер. Я люблю заниматься …

«Кластер» (в виде таблицы)

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим

Невежа, выполняет всю работу с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый

Деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, отзывчивый, предприимчивый, находчивый

Отношение к лошади

Наотмашь ударил коня по губам

Заплакал перед конем

Речевая характеристика

«Да ну тебя»                                         «Я умолю наших ребят, они хорошие»

Вывод

Филька прошел свой путь к доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Осознал все содеянное.

Итак, работа по формированию навыков смыслового чтения должна вестись в системе, на всех возрастных этапах обучения при использовании различных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...

КРИВЦУНОВА Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Актуализация читательского восприятия на разных этапах постижения смысла произведения (рассказ В. Распутина «Мама куда-то ушла»).

В методической разработке представлены этапы урока, виды деятельности учителя и ученика, а также описание умений как предметных, так и метапредметных на разных этапах урока....

Формирование компетенции чтения через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов на уроках онлайн и офлайн.

В настоящее время чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.  Данные разработки онлайн и ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие читательской грамотности при подготовке к итоговому сочинению»

В основе занятий курса «Развитие читательской грамотности при подготовке к итоговому сочинению» в 11 классе лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование и развитие ко...

Развитие читательской грамотности на уроке английского языка (послетекстовые упражнения)

разработка поможет учащимся самостоятельно проанализировать и пересказать прочитанный текст...

Литература, 7 класс - Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)

План-конспект урока литературы 7 класса на тему "Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)"...