Современные технологии, методики и приемы обучения написанию сочинений в основной и старшей школе в 5-11 классах
статья по литературе по теме

Кочетова Ольга Борисовна

Статья содержит технологии, методики и приемы обучения написанию сочинений в основной и старшей школе. Уделено внимание просчетам в работе по обучению написания сочинений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_napisaniyu_sochineniy.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии,   методики и приемы  обучения написанию сочинений в основной и старшей школе в 5-11 классах

О.Б.Кочетова, учитель русского языка и литературы

Нижнеспасского филиала МБОУ Верхнеспасской сош

       Задача научить детей читать и понимать прочитанное, устно и письменно выражать и аргументировать своё мнение стоит перед учителем-словесником на протяжении всех лет обучения. Эти умения проверяются и на экзаменах. Стандарты второго поколения представляют собой систему требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным, направлены на развитие личности выпускника.

        Сочинение как вид учебной письменной работы сегодня приобретает новое значение и начинает осмысляться как метапредметный результат образования. Сочинение позволяет отследить, проанализировать и оценить уровень развития  личностных, метапредметных и  предметных компетенций, функциональную грамотность обучающихся. Недаром сочинение снова рассматривается как продуктивная и целесеобразная форма итоговой аттестации выпускников.

        В современной школе приоритеты отданы развивающему обучению. Работа над сочинением является важным элементом развивающего обучения. В работе над сочинением развивается мышление, воля, выдержка, настойчивость, повышается работоспособность, усиливаются воображение, внимание и память. Л.Выготский подчеркивал, что литературное творчество становится доступным для ребенка только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира. Эта психологическая предпосылка успешной творческой работы, выдвинутая ученым, и должна определять всю систему  последовательного обучения написанию сочинений.

              Творческая деятельность находится в прямой зависимости от полноты и разнообразия прежнего опыта. Его накопление происходит разнообразными путями: в процессе обучения, общения, чтения книг, просмотра кинофильмов, телевизионных передач, экскурсий и т.п. Опыт приходит постепенно, поэтапно, у одних быстрее, у других медленнее, но это процесс управляемый. В силах учителя ускорить его, придать ему целенаправленность.

            Избавив школьников от обязательного экзамена по литературе, их избавили от стимула учиться внятно излагать свои мысли о чём бы то ни было. Известный публицист А.Привалов сетовал о том, что люди, которые не умеют  и не учатся связно говорить и писать,    как правило, не умеют и не научатся думать. Чтобы написать сочинение самостоятельно, нужен систематический труд, но важна и роль учителя, который заботится о методике обучения работе над сочинением, о методике анализа произведения, особенно в тех аспектах, которые определяют его глубину, качество и объём.

Некоторые просчеты в работе по обучению написанию сочинениям

  1. В школьной практике  проведению написанию сочинений внимания уделяется все-таки недостаточно.
  2. Учащимся не даются указания, как  следует работать над сочинением, а предоставляется так называемая полная самостоятельность.
  3. Школьникам даются советы общего характера: опишите интересно, рассмотрите внимательно картину и т.п.
  4. Практикуются однообразные письменные работы, темы предлагаются без учета интересов и возрастных возможностей школьников.
  5. Проводится мало работ  обучающего характера.
  6. Практически не проводится редактирование детьми собственных сочинений (совершенствование написанного).

На что следует обратить внимание учителю:

  1. Подготовку к любому сочинению необходимо  начинать с глубокого её осмысления. Ученик должен четко представлять то, о чем он будет писать. (четко сформулированная тема даёт ученику направление в работе. Предлагая темы сочинений, учителю необходимо представлять, какие вопросы  интересуют школьников. Это могут быть вопросы социальные, философские, связанные с отношениями между людьми, между взрослыми и детьми, вопросы профориентации и т. д. Размышляя над возможным преломлением этих вопросов в той или иной теме сочинения, учителю необходимо иметь в виду и некоторые специфические возрастные особенности мышления школьников.
  2. Условием успешного написания сочинений следует считать и планомерную систематическую работу на уроках русского языка и литературы, выполнение разнообразных письменных работ (словарно-стилистические упражнения, цитирование, составление характеристики персонажа, изложения, составление плана, письменные ответы на вопросы и др)
  3. Работа над конкретным сочинением условно может быть разделена на три этапа: подготовительная работа, написание сочинения, анализ написанного

В чем же суть подготовительной работы? Схематически она может быть представлена так:

1) глубокое осмысление темы и расширение круга впечатлений по ней;

2) составление плана;

3) сбор чернового материала, словарно-фразеологическая работа, подбор цитат;

4) проведение устных сочинений;

5) самостоятельное написание сочинения (или части его)

Совершенствование написанного должно включать в себя:

  1. редактирование с помощью учителя ( на уроке или на индивидуальной консультации)
  2. анализ сочинений одноклассников (взаиморецензирование)

Эффективность развития коммуникативно-речевых умений достигается прежде всего включением в учебный процесс высказываний малой формы (сочинений –миниатюр, творческих заданий на основе заданной темы).

Речь наших детей часто бедна потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно, учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться, уроки развития речи не направлены на развитие умения мыслить с помощью языка, общепринятая методика не ориентирована на подготовку детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи.  

В зависимости от образовательных задач задания при подготовке к сочинению можно разделить на 2 большие группы: творческие задания и задания лингвистического характера.

Задания творческого характера отличаются жанровым своеобразием: рассказы, сказки, эссе, стихотворения, письма, заметки, сценки, составление диалогов, придумывание загадок.

Творческие задания можно разделить на несколько видов:

- творческие задания на основе заданной темы (употребите слова в переносном значении, используйте как можно больше слов тематической группы и т.п)

- подберите как можно больше эпитетов к слову –лицо, снег…

- составьте текст на основе заданной схемы, например:

Каким я хочу стать? Больше всего я хочу стать ..

Во- первых,

В-третьих,

Когда я стану взрослым…

- напишите текст по опорным словам, используя глаголы

- продолжи текст

- вырази свое мнение

- объясни смысл текста

- опиши картину, которая возникла при чтении данного текста

- создай собственный оригинальный текст по образцу

- упражнения, в основе которых лежит иллюстративный материал (репродукции картин, рисунки, фотографии, фотоколлажи: опиши картину, объясни, почему картина так называется, напиши, что вы видите на картине, какое настроение она передает, составьте текст, включающий описания всех составных частей коллажа

- упражнения, включающие различные речевые ситуации (представьте себе, что вам вручили большую коробку с подарками, напишите, что хотелось бы вам обнаружить в этой коробке, пофантазируйте, о чем могли бы поспорить чайник и кофейник, вообразите, что вы сказочный герой, придумайте его биографию, напишите её, начиная словами: разрешите представиться…

Задания, основанные на лингвистическом материале:

- докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой

- объясните, для чего нужно знать алфавит

- упражнения исследовательского характера, представляющие собой лингвистический эксперимент ( в течение нескольких дней понаблюдайте за теле и радио передачами и составьте краткий список иноязычных слов, которые сравнительно недавно вошли в русский язык. Напишите небольшой текст, отвечая на вопрос: почему в русском языке появляются заимствованные слова?)

Такие задания воспринимаются учащимися естественно, в них отражены и личный опыт, и впечатления, и собственное мнение)

Виды учебных работ

1)Работа со зрительной опорой(устный диалог, устный рассказ по комиксу, письменный рассказ по комиксу)

Понять тему и сюжет и заметить как можно больше деталей

2). Творческие работы на основе личных впечатлений (музыкальные, читательские, жизненные, фантазийные)

Дети прослушивают небольшой муз фрагмент и устно высказываются на тему какое состояние природы я представил себе, слушая музыку (средние классы) в  старших- что я чувствовал, слушая музыку

Жизненные – моя дорога в школу

Фантазийные – их мечты могут стать темой устных или письменных рассказов

3.Устные дискуссии

( слушать и слышать)

Суд над Обломовым ( как осудила Обломова жизнь)

4. Устная или письменная газета

Что происходит в школе, селе районе

5. Языковые игры

На одну букву, одним словом

6.Лингвистическая работа с опорой (сигналом или конспектом)

(точность, ясность речи, умение правильно употреблять термины, объяснять их, извлекать знания из доступных источников)

7. Доклады и сообщения

8.Пересказ от имени героя

Девочки пересказывают сказку Руслан и Людмила от имени Людмилы, мальчики- от имени Черномора

9.Письма

Переписка со сверстниками из другого города, страны, со своими одноклассниками

10. Издание альманаха

11. Театрализованные     сценки

Без заранее написанного текста, но с заданными героями и сюжетом

Методика развития речи Соболевой

  • Развитие ассоциативного мышления (ассоциативный алгоритм)

Береза-белый

  • Ассоциативная методика запоминания и усвоения

Берёза так была бела,
Что буква "Е" из слова "б
елый"
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.

                   (В. Агафонов)

  • Обращение к эмоционально-образной памяти

Рисунок березы…

На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь интересный всем и каждому. Е. Ильин

Логика урока, выстроенная учителем, и качество материала, определяющего содержание урока, являются решающим фактором, влияющим на сочинения учеников: на их умение отобрать материал, выстроить его в логической и эмоциональной последовательности, определить степень и качество аргументации, найти яркое начало, сделать соответствующее содержанию материала заключение. И здесь важен качественный анализ произведения.  

Профессор    Минералова И.Г –доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы 20 века
о преподавании литературы в школе

  • На уроках должно быть меньше спецэффектов  -

    больше работы с текстом художественных произведений.

  • Современные компьютерные технологии должны

    помочь ярче подать текст художественного произведения.

Как заинтересовать учеников ?
                      Приёмы:

  • 1. Недописанная тема сочинения.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • 5.

             Продолжить самим …..

Тема не дописана

От слова – к самому себе лучшему

    или… ( мечтающему стать таким …)

2.Читать стихи А.С.Пушкина – это…

3. Какое произведение литературы века я бы…

4. Как и почему из сострадательного ребёнка вырос…? ( По роману

     Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание».)

Прием Минераловой Пишем  сочинение вместе

Учимся писать сочинение по коротким рассказам… (Ю.Коваль «Медведица Кая»)

Думаем и пишем вместе.
   Последовательность действий.

  1. Вступительное слово учителя о самом произведении и его авторе.
  2. Чтение текста произведения.
  3. Вопросы по тексту, подсказки.
  4. Время на то, чтобы списать предложения, данные учителем.
  5. Время на выбор продолжения, на

     запись собственных мыслей.

  1. Время на редактирование и  переписывание на чистовик.
  2. Обязательно  читать несколько работ на уроке, но не делать замечаний, а хвалить

      за оригинальные мысли, за искренность…

Такая работа приносит радость общения, открытия, радость от совместной творческой работы учителя и ученика.

2.    На уроке снимается психологический барьер в сознании ребёнка (« Я не умею писать сочинения!»).

3.     Ученик настраивается на волну успешности в обучении, забывает о своём неумении «говорить на заданную тему».

4.    Следуя за мыслями учителя, ученик учится размышлять самостоятельно и делать выводы.

Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока.

(Что помогло главному герою рассказа В.Распутина «Уроки французского» выстоять в суровые и голодные послевоенные годы?

Счастлива ли Вера Алмазова? (А Куприн «Куст сирени»)

В чем смысл жизни Юшки?

              Вся система преподавания литературы  в настоящее время должна быть ориентирована на пробуждение творческого начала в учениках. Для успешного достижения поставленной цели необходимы разные способы и приемы работы.

             Одной из простых и достаточно эффективных форм подготовительной работы является вычленение из произведения слов, фраз, отдельных предложений, которые использует герой.

            Особенность творческой направленности преподавания в старших классах заключается в том, что зачастую учитель ставит творческую задачу перед учениками, дает толчок к поиску. Так, при изучении романа И.Гончарова «Обломов» 10-классникам можно предложить написать о главном герое от лица Ольги Ильинской, Штольца и даже Захара (персонаж ученики выбирают сами).

           Необходимо сдвинуть внимание учеников в сторону неожиданного, непривычного ракурса исследования. Задание «Найти и прочитать описание внешности Базарова» менее интересно с точки зрения пробуждения читательской зоркости  учеников, чем вопросы: чьими глазами мы впервые видим Базарова? На что сразу обращает внимание дворянин Николай Петрович? Что во внешности Базарова с первого взгляда оттолкнет Павла Петровича?

          В начале работы над пьесой Островского «Гроза» можно использовать прием создания воображаемой декорации. Задание звучит так: представим, что мы находимся в зрительном зале. Сейчас откроется занавес. Что мы увидим на сцене? (ремарка автора к 1 действию достаточно лаконична: общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене 2 скамейки и несколько кустов. Кулигин сидит на скамье и смотрит на реку).

         Ученики свободно рисуют воображаемую картину (широкие дали Заволжья, рощи, деревни, луга над рекой…) Зрителю кажется, что и жизнь должна быть прекрасна в этом благословенном месте. Но скоро появится Дикой , и сразу станет грустно. Так ученики начинают осознавать важную для концепции пьесы мысль: Волга противопоставлена всему укладу жизни города Калинова. Природа становится элементом действия.

         Более глубокому и творческому усвоению характеров способствуют задания, взятые из театральной педагогики: опишите день Катерины в родительском доме. Описывая день Катерины в доме Кабановой, что измените? К репликам Тихона и Катерины в сцене отъезда Тихона (д2, явл 3) напишите режиссерские ремарки, помогающие понять эмоциональное состояние персонажей.

        Активизируют учеников и учат их творчески читать произведения задания, направленные на внимание к деталям: какова фамилия Бориса? Почему она не названа? Как звали его отца? Расскажите историю его семьи. Зачем она излагается в драме?

       Способствует творческому освоению пьесы задание представить и описать город Калинов  по монологам  Кулигина. Важно обратить внимание на выделение в монологах деталей (особенно д3 сц1 явл 3 Вот какой сударь у нас городишко) При обращении к сцене первого свидания Катерины и Бориса предлагается определить, будет ли  у них счастье. Все эти приемы работы являются хорошей подготовкой к сочинению в жанре воображаемого путешествия в город Калинов.

      Как ещё можно работать с учениками на уроке, чтобы получить творческий результат? Во время изучения произведения учитель делает паузы, предлагая ученикам после коллективного анализа проблемы, эпизода записать выводы, к которым они пришли. Этот момент самостоятельной обработки услышанного и понятого очень многое дает впоследствии ученикам при создании собственного сочинения.

        Иногда по ходу анализа произведения учитель сам формулирует тезис, который уместен для данного разговора, и просит привести аргументы для его доказательства. Во время проверки сочинения учитель отмечает места, в которых наблюдается схематизм подачи материала, отсутствие аргументации. Такая индивидуальная работа очень важна, потому что призыв не излагать материал схематично не даст нужного результата, пока конкретный ученик не увидит в собственной работе этих недостатков.

         Для того чтобы ученик мог аргументировать свою точку зрения, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, решать проблемы на помощь приходит технология развития критического мышления через чтение и письмо  (приемы данной технологии: корзина идей, составление кластеров, верные и неверные утверждения, знаю-хочу узнать-узнал, написание синквейна, толстые и тонкие вопросы, ключевые слова, лови ошибку, письмо по кругу, пометки на полях, написание эссе).

       Учитель-словесник, как никто другой, призван воздействовать не только и не столько на ум школьника, сколько на его чувства. И на помощь учителю приходят арт-технологии, основанные на деятельностном подходе и соответствующие стандартам нового поколения. Арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Инсценировка эпизодов(создание образа, новый взгляд на произведение свобода общения, жеста, слова), потребность в дополнительной информации  (Сведений из  культуры религии, искусства, этнографии) – все это элементы данной технологии. Уроки с применением арт-технологии дают пищу для размышления, не заканчиваются со звонком.  

                Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником педагогической мастерской. Это такая форма обучения, технология, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию, к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской скульптора, оружейника или балетмейстера всегда был мастер и …подмастерья, ученики, которые ориентировались на него, иногда как на Бога. Данная технология опирается на новую философию в отношениях учителя и учеников. В основе любой мастерской –диалоги: в парах, группах, с целым классом, с писателем или автором только что созданного текста, с самим собой. Данная технология

-обучает ставить вопросы и понимать, что спросить  важнее, чем ответить;

- обучает пониманию, что ответы могут быть разные с разных т.зрения (времен, идей, литературных направлений, эпох, психологических особенностей читателей и критиков);

- организует современное прочтение классики;

- актуализирует прочитанный текст, делает его нужным, важным для читателя…

По типам мастерские бывают творческого письма, построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и др.

 Мастерская сама, законами построения и создающейся атмосферой, приводит к развитию активной познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

          Совершенствуя универсальные умения логико-аналитического и речевого  характера на уроках русского языка и литературы, школьники готовятся к дальнейшей жизни. Д Лихачев писал: « …по тому, как человек говорит (или пишет), мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Наша речь- важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».  

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

Творческая разработка. Живопись на уроках русского языка. Методика подготовки к написанию сочинения по картине.

Материалы данной работы, возможно, использовать практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине. Наряду с этим, возможно использование разработки урока в школьн...

Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ .Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения.

Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ был проведен для учителей школы.Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения является эффективной формой работы учащихся....

«Преемственность методики изучения и преподавания графиков функций в основной и старшей школе»

В данной статье представлены обоснование выбора темы самообразования и план работы по выбранной теме на 5 лет. Планируемые результаты работы над темой самообразования.        ...

Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня.        В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...