Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Мартынова Елена Анатольевна

Рабочая программа по литературе для 7 класса создана по новому Положению о рабочих программах педагога. Она состоит из трёх разделов: 1) Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета "Литература"; 2) Содержание учебного предмета; 3) Календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Литература»
  1. в познавательной сфере:

 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

       2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

        3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

         4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

  1. Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе

п/п

Содержание учебного предмета

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Введение

Теория – 1 час

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы

2.

Устное народное творчество

Теория – 5

Проекты

Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи

3.

Древнерусская литература

Теория – 2

Проекты

Научиться понимать смысл произведения древнерусской литры, применять навыки проектной деятельности на уроке

4.

Произведения русских писателей 18 века

Теория – 2

Давать определения понятиям, пользоваться изучающим видом чтения, оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек Интернета, осуществлять анализ, излагать содержание прочитанного текста выборочно, строить рассуждения

5.

Произведения русских писателей 19 века

27 часов

Теория – 25

к/р – 1

соч. – 1

Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно- художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно- художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно- выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.

6.

Произведения русских писателей 20 века

23 часа

Теория – 23 часов

Проекты

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

7.

Зарубежная литература

Теория – 5 часов

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов

8.

Контрольная работа (защита проекта)

2 часа

Урок контроля

9.

Итоговый урок

1 час

Задания для чтения на летний период

Итог

68 часов


п/п

                          Название раздела, тема урока

Количество часов

               Дата

План

Факт

1

Введение

 Вводный урок. В мире литературы. Знакомство с учебником-хрестоматией.

1

Устное народное творчество.

5

2

Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-воровки», «Петр и плотник».

         1

3

 Художественный мир былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

1

4

Былина «Садко»

1

5

 Карело-финский эпос

1

6

Древнейшая эпическая поэма «Песнь о Роланде»

1

7

Пословицы и поговорки.

1

Древнерусская литература

2

8

 «Повесть временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения» Владимира Мономаха.

1

9

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

Произведения русских писателей XVIII века

2

10

 М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

1

11

 Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

Произведения русских писателей XIX века

27

12

 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

1

13

 А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

1

14

 «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1

15

 «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

1

16

 «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

1

17

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

18

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

19

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

1

20

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел»…

1

21

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». История создания повести. Художественные особенности повести.

1

22

Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев.

1

23

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1

24

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

25

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

1

26

Стихотворения в прозе. «Русский язык» (наизусть), «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

1

27

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1

28

 «Размышления у парадного подъезда»

1

29

А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. Цели: дать уч-ся представление о поэте; раскрыть тематику и нравственную проблематику баллад, цельность характера главного героя, образ Ивана Грозного

1

30

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

1

31

 Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

32

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

1

33

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

1

34

 Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

1

35

Два лица России в рассказе А.П.Чехова Злоумышленник».

1

36

 Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

1

«Край ты мой, родимый край…»

37

Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».

1

Произведения русских писателей XX века

23

38

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1

39

 И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1

40

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

41

 «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

1

42

«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

43

 Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

1

44

В.В.Маяковский. Слово о поэте.  «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

1

45

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.

1

46

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

1

47

Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

1

48

А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

1

49

Час мужества

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

1

50

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

1

51

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

52

«Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1

53

 Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

54

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

1

Писатели улыбаются

          1

55

 М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

          1

«Тихая моя Родина…»

2

56-57

Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».

2

Песни на стихи русских поэтов XX века 

2

58-59

И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

2

Из литературы народов России

1

60

 Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

1

Зарубежная литература 

5

61

Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1

62

Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».

1

63

 Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

1

64

 О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

1

65

 Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение.

1

66

Мечта о победе добра в рассказе Р.Д. Бредбери

1

67

Самостоятельная работа по итоговым вопросам и заданиям

1

68

Итоги года

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Данная рабочая  учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...