Спецкурс по литературе для учащихся 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Хахилева Ирина Георгиевна

КТП спецкурса по литературе для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_po_literature_v_5_klasse.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Спецкурс по литературе в 5 классе

«В мире литературы»

( для учащихся 11 – 12 лет)

Хахилева Ирина Георгиевна– учитель

русского языка и литературы

Пояснительная записка

Спецкурс основан на изучение и проживание произведений устного народного творчества, духовной литературы, писателей XIX и XX века. При составлении программы учитывались интересы, способности и желания учащихся. Занятия проходят в виде игры, семинара, творческой мастерской, драматизации произведений. Творческие работы звучат на праздниках, родительских собраниях, по радио, готовится выпуск литературного альманаха.

Программа спецкурса «В мире литературы» рассчитана на 34 часа.

Цель: разностороннее развитие личности подростка посредством организации его деятельности с учетом интересов и способностей к художественному творчеству.

Задачи:

  • Дать возможность учащимся осознать себя как часть славянской нации, познакомится с культурой, историческими традициями, литературой славян.
  • Научить созидать, т.е. украшать жизнь. Развивать поэтические, писательские и артистические возможности учащихся.
  • Раскрыть духовный мир ребенка, снять скованность и эмоциональное напряжение.
  • Создать комфортные условия для творчества и самовыражения учащихся.

В процессе изучения курса с учащимися будут проведены аналитические занятия, упражнения на развитие воображения и логического мышления, которые усовершенствуют речь учащихся, дадут необходимые навыки публичных выступлений.

Во время изучения курса учащиеся будут поделены на две группы.

Рефлексия: на первом занятии учащимся будет предложен опросник:

- Любишь ли ты художественную литературу?

- Сочинял ли ты стихи или прозу?

- Чего ждёшь от занятий курса?

На последнем занятии учащиеся поделятся своими впечатлениями:

- Что понравилось?

- Что можно было бы добавить?

- Где полученные знания и умения могут пригодиться?

Перспективность программы: содержание программы предполагает развитие творческих способностей учащихся, приобретение ими знаний в области литературоведения;

Данная программа основана на следующих педагогических принципах:

- ценностно-смыслового равенства (у педагогов и воспитанников общая цель, совместная деятельность);

- культуросообразности;

- креативности (воспитание в творческой обстановке);

- доступности;

Методы и формы занятий

  1. Беседы о писателях и поэтах, особенностях литературных методов, о проблемах анализа авторского текста.
  2. Творческие встречи и мастер-классы по литературоведению, сценической речи, и т.д.
  3. Организация коллективного и индивидуального художественного творчества.
  4. Проектная, исследовательская деятельность.

Формы контроля

  1. Защита докладов (практическое задание для самостоятельного выполнения).
  2. Работа над проектом «Сборник творческих работ учащихся».

Контрольные точки

Название

Функция

На какой вопрос отвечает?

Мини-сочинение

«Что я знаю о художественной литературе»

(Вступительный)

Определение, на каком уровне учащийся будет обучаться наиболее эффективно.

На какой уровень определить учащихся?

Мозговой штурм

«Создаём авторское произведение»

(Прикладной)

Определение, что ученик способен сделать в предметной области и за её пределами с использованием полученных знаний.

Что могут делать ученики, пользуясь средствами предмета?

Самостоятельная работа

«Я в сборнике творческих работ»

(Прогрессивный)

Выяснение, насколько успешно учащиеся выполняют текущие задачи обучения.

Как ученики успевают на данный момент?

Презентация сборника

(Обобщающий)

Определение степени готовности учащихся перейти к следующему этапу обучения.

Что усвоено за истекший период?

Аналитическая шкала оценивания соответствует системе портфолио.

Данный курс обеспечен различными вспомогательными материалами из фондов городских библиотек, хрестоматиями, дидактическими материалами.

Результативность курса

  1. Обучающие результаты:
  • Умение спланировать дальнейшую работу
  • Умение разработать сценарий
  • Умение презентовать проект
  • Умение анализировать текст
  • Умение создавать авторский текст
  1. Развивающие результаты:
  • Развитие коммуникативных умений
  • Развитие творческих способностей личности
  • Развитие умения творчески использовать жизненный опыт подростка
  1. Социальные результаты:
  • Стимулирование стремления к самостоятельной деятельности
  • Презентация проекта «Сборник творческих работ учащихся» для учащихся и учителей школ города.

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование

Кол-во часов

Дата

I

Вводное занятие

1

II

Устное народное творчество

7

2.1.

Пословицы

1

2.2.

Загадки (основные темы и образы. Способы создания загадок. Тематика и происхождение пословиц)

1

2.3.

Сказки (Тематика, образы, нравственные законы сказочного мира)

2

2.4.

Былина «Ставр Годинович» (Образ человека в бытовом эпосе. Народная оценка героя, способы ее выражения)

2

2.5.

Историческая песня (Основные темы и образы, Изображение народной жизни)

1

II.

Календарные обряды и обрядовая поэзия древних славян: а). Коляда, гаданья; б). Масленица; в). Закликание весны; г). Праздник Ивана Купалы; д). Похороны Ярилы)

2

Ш.

Семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия древних славян

а) Жизненный круг; б) Свадьба; в) Похороны

2

IV.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ № 1

(Создание песни, сказки, пословицы, загадки, былины учащимися)

1

V.

Духовная литература

4

5.1.

Детская Библия (Нравственный мир Детской Библии)

1

5.2.

Житие Сергия Радонежского (Способы создания характеристики в жанре жития. Идеальный герой)

1

5.3.

Молитва Господня и «Молитва» А.С. Пушкина (Религиозные произведения и религиозные мотивы в художественной литературе. Влияние религиозной литературы на светскую)

1

5.4

Духовные стихи Хомякова, Вяземского и Лермонтова

1

№ п/п

Наименование

Кол-во часов

VI.

ЛИРИКА

2

6.1.

Лирическая песня.

1

6.2.

Лирическое стихотворение (Тютчев, Фет - тематика, настроение, лирический герой)

1

VII.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ № 2

(Создание или исполнение лирического произведения)

1

VIII.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

4

8.1.

А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел» (Мастерство в построении сюжета. Основа конфликта. Понимание чести, Благородство как нравственная категория)

2

8.2.

М.Ю.Лермонтов Поэма «Мцыри»(Образ романтического героя. Тема родной земли. Свобода физическая и духовная)

1

8.3.

П. Мериме, «Маттео Фальконе»(Героический характер в литературе)

1

8.4.

Дж. Лондон, Рассказы

1

IX.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ № 3

(Герой литературного произведения как художественный образ. Как создает героя автор и как - читатель. Разговор с литературным героем)

1

X.

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

5

10.1.

Драматическое произведение Е. Шварц, «Тень». Жанр сказочной притчи.

2

XI.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСТКАЯ № 4

(Инсценировка драматического произведения)

2

11.1.

Юмор в произведениях современных авторов (Жванецкий, Задорнов)

1

XII.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСТКАЯ № 5

1

12.1.

Презентация смеха

1

12.2

А. Беляев, Фантастические повести

2

12.3

Заключительное занятие. Итоги курса. Выставка работ

1

Литература

  1. А.Г. Кутузов, М.Б. Ладыгин, А.Б. Есин. Программа лит. Образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (5-11 кл.).
  2. Русская народная словесность (сост. Н.Н. Костанян. - М. Просвещение, 94 г.)
  3. Словарь славянской мифологии.
  4. Журнал «С нами Бог».
  5. Газеты «Литература», «Русский язык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 класса

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 классавключает в себя:·        пояснительную записку с определением целей и задач курса; ·...

Программа спецкурса по профориентации для учащихся 8 классов "Мой выбор"

В программе спецкурса представлены пояснительная записка, учебно - тематический план...

Спецкурс "Литература Ставрополья" 8 класс

        Спецкурс  «Современный литературный  процесс на Ставрополье» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполаг...

Программа спецкурса "Русская речь" для учащихся 5 класса

Данная программа составлена с опорой на учебник Е.И. Никитиной "Русская речь" 5 класс, рассчитана на 34 часа. Занятия на уроках спецкурса предполагают решение следующих задач:дать учащимся представлен...

Программа спецкурса по литературе. Анализ лирического произведения. 11 класс

Основная идея программы: продолжить формирование у одиннадцатиклассников эстетического вкуса, гуманистического мировоззрения, интереса к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественно...

Программа спецкурса по теме "Подготовка учащихся 9-х классов к ОГЭ"

Данный материал может быть использован учителем русского языка при подготовке учащихся к экзаменам...

Спецкурс по литературе "Перечитывая заново" (10-11 классы)

В программе нашел отражение деятельностный, личностно-ориентированный подход, который, прежде все­го, проявляется в установке на формирование у школьни­ков потребности и способности личностно-значимог...