Проект по литературе на тему"Проблема взаимоотношений между Настей и Митрашей в сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
творческая работа учащихся по литературе (6 класс) на тему

Карманова Анна Александровна

Исследовательская работа по заданной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kl.solntsa_galya.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вожгорская средняя общеобразовательная школа»

                  Проект

                  по литературе

                        на тему:

«Проблема взаимоотношений между Настей и Митрашей в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

                                                               

                                                                     автор: Саукова Галина,

                                                                ученик (ца) 6 класса    

с. Вожгора,

2015 год.

Возраст участника: 12 лет

Продолжительность: краткосрочный (неделя).

Форма: сочинение-рассуждение.

Цель:

  • учиться развивать логическое и критическое мышление, письменную и устную  речь.

                 

Задачи:

  1. найти и целесообразно использовать дополнительную информацию об авторе произведения;
  2. провести исследовательскую работу с текстом произведения  по заданной теме;
  3. защитить исследовательскую работу в виде сообщения;
  4. дать самооценку исследовательской работе и защите своего проекта.

                                    План.

1.Вступление (об авторе).

2. Какое произведение мы прочитали? Какова тема произведения? Сформулировать проблему.

3. Позиция автора (его отношение к героям и природе). Привести примеры из текста.

4. Согласен (согласна) ли ты с позицией автора? Привести примеры из текста. Моё личное отношение к детям.

5. Заключение: вывод о том, как складываются взаимоотношения между братом и сестрой в течение всего повествования, и что помогает им понять друг друга и преодолеть все трудности.

         

          М. М. Пришвин  родился 4 февраля 1873года в селе Хрущёво-Лёвшиво (Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская империя). Это русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Одним из первых рассказов  писателя был «Сашок». Однако Пришвин в теме человек и природа ищет не взаимоисключающие начала, а начала родственные, перекидывающие мост от стихийного природного творчества к культурному, творческому человеческому труду. Эта тема в сущности осталась основной у Пришвина на всем протяжении его творчества. Но во всю широту развернуть ее смог Пришвин только после революции. Мир нетронутой, первобытной природы и примитивного крестьянского быта составляет содержание первых книг П. - "В краю непуганных птиц" [1906], "Колобок" [1908], "Черный араб" [1911] и пр. Уже в этих своих произведениях Пришвин определился как художник с исключительно острым и глубоким чувством природы и простотой народной речи, как мастер словесной живописи. В 1912-1914 выходит первое собрание сочинений Пришвина в трёх томах. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина — не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей… » Но события, описанные автором, происходили в действительности и в жизни любых героев бывают светлые времена, а бывают и грустные.

         Я прочитала сказку-быль «Кладовая солнца», ее написал Пришвин.  Главная тема в ней — тема единения человека с природой. Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку, надо только уметь слышать, понимать, любить её. Автор написал о трудной жизни детей в послевоенное время, о необходимости жить дружно, проявлять заботу, любовь и доверять друг другу. Он ставит перед читателями проблему взаимоотношений между людьми, а в данном произведении - между Настей и Митрашей.

        Настя и Митраша — главные герои произведения — Золотая Курочка и «мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пяти стенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех животных, Настя «хлопотала по хозяйству до ночи», а Митраша занимался «мужскими» делами. Жили они дружно, в согласии друг с другом и с миром живой природы. Но иногда и ссорились, потому что не всегда ладили друг с другом. Дети по-разному смотрели на некоторые вещи: Настя, как старшая, считала себя главней, а Митраша был очень упрямым.  Мальчик чувствовал, что у Насти жизненного опыта было больше, поэтому он всё-таки прислушивался к её словам. Это были, пишет автор, милые, умненькие дети, называет их любимцами.  В рассказе автор подчёркивает доброту и трудолюбие, которые были у детей. Это авторская оценка брата и сестры.

         С позицией автора я полностью согласна, потому что эти дети, мои ровесники, вызывают у меня только чувство радости и восхищения. Ими можно гордиться, потому что они попытались найти выход из трудной ситуации, и это им, к счастью, удалось при помощи собаки Травки и природы. Насте с Митрашей довелось с честью пройти через испытание, преподнесённое жизнью.  

        Рассказ о приключениях детей на болоте начинается с описания жизни несчастных деревьев не просто так. Деревья жестоко борются за жизнь. Эгоизм делает их жизнь невыносимой. Сосна и ель предупреждают путешественников о том, что нельзя следовать такому примеру. Но дети, к сожалению, не услышали их. Отношения между братом и сестрой складываются не всегда хорошо, особенно возник опасный момент тогда, когда они разошлись по разным тропинкам в поисках палестинки. Именно тогда захватило их обоих эгоистическое чувство жадности. Настя бросила брата, хотя хорошо знала, что хлеб, бутылка молока, картошка остались у неё в корзинке. А брат может заблудиться в лесу и останется голодным. Митраша, как мужчина, должен был защищать Настю, но он оставил её. На мой взгляд, они поняли, что неправильно ведут себя тогда,  когда возникают угрозы для их жизни. И только тогда они вспоминают друг о друге.  Наверное, Настя и Митраша больше никогда не будут ссориться, а будут жить в мире и согласии. Мне кажется, что преодолеть трудности во взаимоотношениях им помогает природа, соседи, собака Травка и Антипыч и, конечно, родители, советы которых они всё время вспоминают. Всё-таки от воспитания родителей зависит очень многое, порой даже жизнь.

        М. М. Пришвин на примере Насти и Митраши осуждает в людях жадность. Ещё он говорит о кладовой солнца (о природных  залежах торфа), о людях, добрых, трудолюбивых, умных, мудрых.  Получается, что кладовая солнца это не только торф, а ещё мудрая природа и сами люди. Самым важным в жизни, я считаю, являются взаимоотношения между людьми, чтобы человек мог разумно использовать природные богатства и сохранять лучшие человеческие качества.  Природа в ответ может принести человеку благополучие и процветание, как солнце приносит свет, тепло и радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблема выбора Насти и Митраши по сказке -были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочн...

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Конспект урока и презентация по литературе на тему сказка-быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе

Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были "Кладовая солнца" в шестом классе. На пе...

беседа с родителями на тему "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

рассматрены основные проблемы взаимоотношений родителей и детей...

Заключительный урок - проект по сказке – были Пришвина М.М. «Кладовая солнца» «Все прекрасное на Земле - от солнца»

Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения  М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека...

Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.

Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...