"Любовь в русской литературе"
презентация к уроку по литературе по теме

Болтоногова Светлана Степановна

Конспект и презентация к уроку литературы "Любовь в русской литературе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Любовь в русской литературе»

Конспект урока учителя русского языка и литературы

Болтоноговой Светланы Степановны,

ГБОУ СОШ № 692 Калининского района Санкт-Петербурга

«Любовь в русской литературе»

Цель: составить лингвокультурологический портрет слова «любовь».

Задачи:

образовательные: закрепление лингвокультурологических умений: концептуальный анализ слова «любовь» при помощи анализа и конструирования метафор; умение творчески описывать культурный концепт в предложенном жанре.

развивающие: закрепление умения сообщать новую информацию об эмоционально-языковой картине мира, используя различные источники текста, картины.

воспитательные: достижение гармонии знаний и нравственных установок путём воздействия на морально-этическую и эстетическую сферу характера учащихся.

Технология: кейс-стади.

Форма работы: групповая.

Оборудование: проектор, ноутбук.

Презентация:

1) Сонет И. Сельвинского.

2) К заданию № 3 — первая часть текста.

3) К заданию № 3 — вторая часть текста.

4) К заданию № 3 — третья часть текста.

5) К заданию № 3 — четвёртая часть текста.

6) Ответ на задание № 3 (правильный порядок расположения частей текста).

7) Словарные термины к заданию № 3.

8) Картины М. Шагала «Прогулка» и «Над городом».

9) Размышления о любви художника и композитора М.К. Чюрлёниса (к заданию № 5).

10) Формула любви, выведенная древним философом (к заданию № 6).

11) Высказывание И.С. Тургенева о любви.

Ход урока:

Вступление:

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о любви, о чувстве, которое во все времена и для всех людей было главным, но никто так и не смог дать всеобъемлющего ответа на вопрос «Что есть любовь?» Мы тоже не сможем дать всеобъемлющего ответа. Но важно, чтобы вы не прошли мимо этого чувства, не спутали его с другими, поняли, какое значение имеет это чувство для русской культуры.

Задание № 1

Презентация (слайд № 1): сонет И. Сельвинского.

Прочитайте текст. 

Бывал влюблённым я, но — не любил.

Любовь? Не знаю имени такого.

Я мог бы описать её толково,

Как это мне Тургенев объяснил,

Или блеснуть цитатой из Толстого,

Или занять у Пушкина чернил...

Но отчего — шепну лишь это слово,

И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.

Душа моя томилась и вздыхала,

Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.

И хоть любовь — безбрежный океан,

Ещё мой бриг не трогался с причала.

И. Сельвинский. «Венок сонетов»

Какой момент в жизни лирического героя запечатлён в нём?

(Предчувствие Любви).

Что означает многоточие во втором четверостишии (катрене)?

(Психологическую паузу, символизирующую переход от книжного знания к личностному переживанию).

Выпишите из текста все метафоры любви.

Сформулируйте основную идею сонета.

(Любовь окрыляет и одухотворяет человека).

Напишите, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «первая любовь».

Задание № 2

Прочитайте тексты.

1. Санин шёл то рядом с Джеммой, то несколько позади её, не спускал с неё глаз и не переставал улыбаться. Правду сказать, оба они, он весь бледный, она вся розовая от волнения, подвигались вперёд как отуманенные. То, что они сделали вдвоём, несколько мгновений тому назад, — это отдание своей души другой душе — было так сильно, и ново, и жутко; так внезапно всё в их жизни переставилось и переменилось, что они оба не могли опомниться и только сознавали подхвативший их вихорь. Санин и она — полюбили в первый раз; все чудеса первой любви совершались над ними. Первая любовь — та же революция: однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко бьётся её яркое знамя — и что бы там впереди её не ждало — смерть или новая жизнь — всему она шлёт свой восторженный привет.

(И.С. Тургенев. «Вешние воды»).  

2.  Я присел на стул и долго сидел как очарованный. То, что я ощущал, было так ново и так сладко... Я сидел, чуть-чуть озираясь и не шевелясь, медленно дышал и только по временам то молча смеялся, вспоминая, то внутренне холодел при мысли, что я влюблён, что вот она, вот эта любовь.  

(И.С. Тургенев. «Первая любовь»).

Соотносится ли тургеневский язык «первой любви» с вашим представлением о юношеском чувстве? Напишите, что рождает гармонию и поэзию «первой любви».

Задание № 3

Снегурочка, героиня одноимённой пьесы А.Н. Островского, не смогла стать счастливой в идеальном царстве Берендеев, пока не полюбила…

Расположите данные части текста в той последовательности, которая в наибольшей степени способствует раскрытию его темы и основной мысли.

Презентация (слайд № 2): к заданию № 3 — первая часть текста.

1. «Хочу любить — но слов любви не знаю», — жалуется Снегурочка матери-Весне.

Презентация (слайд № 3): к заданию № 3 — вторая часть текста.

2. В ярких лучах солнца погибает Снегурочка, победившая «стужу чувств» и обретшая «горячее сердце»:

Но что со мной: блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О, мать-Весна, благодарю тебя за радость,

За сладкий дар любви! Какая нега,

Томящая, течёт во мне! О Лель,

В ушах твои чарующие песни;

В очах огонь... и в сердце... и в крови

Во всей огонь... Люблю и таю, таю...

Презентация (слайд № 4): к заданию № 3 — третья часть текста.

3. Лель советует холодной Снегурочке узнать, «как сердце говорит, когда оно любовью загорится».

Презентация (слайд № 5): к заданию № 3 — четвёртая часть текста.

4. Весна наделяет чувством любви Снегурочку, даря ей венок из душистых цветов, в котором «родник неистощимый любовных сил».

Презентация (слайд № 6): проверка порядка расположения частей текста: 3,1,4,2.

Выпишите метафоры любви из последнего монолога Снегурочки («сладкий дар любви», «огонь любви», «таять от любви»), а также контекстуальные синонимы к слову «любовь» («блаженство», «восторг», «истома», «радость», «нега»). Проверьте по словарю их значение. Какой из синонимов является устаревшим («нега»)?

Презентация(слайд № 7): словарь:

1) Блаженство — полное и невозмутимое счастье, наслаждение.

2) Восторг — подъём радостных чувств, восхищение.

3) Истома — чувство приятной расслабленности.

4) Радость — ощущение большого душевного удовлетворения.

5) Нега — блаженство, страстное томление, ласка.

Задание № 4

Презентация(слайд № 8): картины М. Шагала «Прогулка» и «Над городом».

Любовь вдохновила М. Шагала на создание двух знаменитых картин: «Прогулка» и «Над городом». Рассмотрите картины.

1) Какие чувства испытывают герои?

2) Какими средствами художнику удалось выразить эти чувства?

3) Сделайте краткое описание чувств главных героев картины (по одной картине на выбор).

(Душа влюблённых стремится в небо, к высокому. Окрылённые герои готовы совершать чудеса — нарушить запретную границу между небом и землёй, налицо победа духа над законами физического тела, торжество гармонии).

Задание № 5

Презентация(слайд № 9): размышления о любви М.К. Чюрлёниса.

Познакомьтесь с записями-размышлениями литовского художника и композитора М.К. Чюрлёниса. Подумайте, какое из определений любви связано с языковой метафорой. Назовите её («На крыльях любви»).

1. Любовь — это качели из радуги, подвешенные на белых облаках. 2. Любовь — это мост из чистого золота через реку жизни, разделяющую берега «добра» и «зла». 3. Любовь — это крепкие белые крылья. 4. Любовь — это мгновение блеска всех солнц и звёзд. 5. Любовь — это дорога к солнцу, вымощенная острыми жемчужными раковинами, по которым ты должен идти босиком.

Любовь — это...

Продолжите предложение определениями, выраженными причастными оборотами.

(1.  Любовь — это музыка, 2.  Любовь — это водопад, 3.  Любовь — это пожар, 4.  Любовь — это родник, 5.  Любовь — это свет и т.д.).

Задание № 6

Презентация(слайд № 10): формула любви, выведенная древним философом.

Принимаете ли вы формулу любви, предложенную одним из древних восточных философов?

ум — дух                ]

сердце — душа        ] гармония чувств = любовь

тело — плоть                ]

Любовь — это сумма трёх влечений: влечение ума даёт уважение, влечение сердца — дружбу, влечение тела — желание.

Что происходит, когда третье влечение превалирует над первыми двумя?

Задание № 7

Прочитайте текст. Выразите устно своё отношение к позиции автора.

Для русского менталитета более характерно понимание понятия любовь как отношения, а не как связи. Можно сказать иначе: в нашей культуре плотское начало «земной любви» или одухотворяется, или же вообще выводится за рамки понятия «любовь». Сравните народные этические представления: любодеяние, любодейство — то же, что блуд. Любодействовать, любодейничать — впадать в блудный грех. Прелюбодействовать — грешить против седьмой заповеди (Даль). На этом фоне поистине чудовищно звучит с теле- и киноэкрана калька (то есть дословный перевод) англо-американского сочетания to make love to... как заниматься любовью. Низведение высшей ценности русской культуры до животного инстинкта несёт на себе печать цинического пренебрежения этническими и культурными традициями. То же разрушительное по отношению к русскому менталитету начало несёт на себе широко распространяющееся слово секс, внедряющее термин физиологии как самоценное понятие, не ассоциирующееся ни с духовной близостью, ни с отрицательной оценкой.

(По Л.В. Савельевой).

Задание № 8

Прочитайте текст.

Без любви

(Из письма к сыну)

Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нём просыпается и им овладевает. И это дано нам от Бога и от природы. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам не свойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению...

Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни. Жизнь подобна огромному, во все стороны бесконечному потоку, который обрушивается на нас и несёт нас с собою. Нельзя жить всем, что он несёт... Кто попытается это сделать, тот растратит и погубит себя: из него ничего не выйдет... Надо выбирать: отказываться от очень многого ради сравнительно немногого; это немногое надо привлекать, беречь, ценить, копить, растить и совершенствовать. И этим строить свою личность. Выбирающая же сила есть любовь: это она «предпочитает», «приемлет», «прилепляется»; ценит, бережёт, домогается и блюдёт верность. А воля есть лишь орудие любви в этом жизненном делании. Воля без любви пуста, черства, жестка, насильственна и, главное, безразлична к добру и злу... Нет, нам нельзя без любви: она есть великий дар — увидеть лучшее, избрать его и жить им.

Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная творческая сила человека. Человек творит не из пустоты; он творит из уже сотворённого, из сущего, создавая новое в пределах данного ему естества... Он должен научиться созерцать сердцем, видеть любовью... И все великое и гениальное, что было создано человеком, — было создано из созерцающего и поющего сердца.

Нельзя человеку прожить без любви и потому, что самое главное и драгоценное в его жизни открывается именно сердцу. Только созерцающая любовь открывает нам чужую душу для верного, проникновенного общения, для взаимного понимания, для дружбы, для брака, для воспитания детей. Все это недоступно бессердечным людям. Только созерцающая любовь открывает человеку его родину, т.е. его духовную связь с родным народом... Только созерцающая любовь открывает человеку доступ к религиозности и к Богу...

Нет, мой милый! Нельзя нам без любви. Без неё мы обречены со всею нашею культурою. В ней наша надежда и наше спасение.

(Иван Ильин).

Запишите исходную мысль текста-рассуждения, её развитие (система аргументов в виде тезисов) и вывод. Какой смысл вкладывает в понятие «любовь» русский философ?

Исходная мысль: человеку нельзя без любви, она дана от Бога и Природы.

1) Любовь помогает выбрать в жизни главное, лучшее.

2) Любовь — главная творческая сила человека.

3) Самое важное открывается любящему сердцу.

4) Любовь открывает чужую душу, Родину, народ, Бога.

Вывод: без любви мы все обречены.

Презентация(слайд № 11): высказывание И.С. Тургенева о любви («Только ею, только любовью держится и движется мир»).

Учитель: Уметь любить — большая духовная работа. Первое чувство — это только первая ступень. Вам предстоит ещё многое узнать и испытать. Этот путь проходят все. Только умеющий по-настоящему любить человека научится видеть в жизни главное и второстепенное, отличать добро от зла, научится творить и совершать, казалось бы, невозможное.

Задание № 9

Напишите эссеистический текст на тему «Любовь», который вбирал бы в себя разные её смыслы. В качестве зачина для каждого абзаца можете использовать фразу: «Есть любовь...», а в качестве заключительной фразы — строчку Г. Аполлинера: «Вот из чего рождается симфония любви».

Источники:

1. Ильин, И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин. — М. : Даръ, 2006.

2. Мишатина, Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классе (русский язык, литература, развитие речи): учебно-методическое пособие / Н.Л. Мишатина. — СПб. : Наука, 2004. — 256 с.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / C.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М. : Аз, 1996. — 928 с.

4. Островский А.Н. Снегурочка / А.Н. Островский. — СПб. : Азбука, 2007.

5. Савельева, Л.В. Языковая экология / Л.В. Савельева. — Петрозаводск, 1997.

6. Сельвинский, И.Л. Избранная лирика / И.Л. Сельвинский. — Москва, 1980.

7. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. — М., 1997.

8. Тургенев, И.С. Ася. Первая любовь. Вешние воды / И.С. Тургенев. — Л., 1988.

9. Чудинов, А.П. Россия в метафорическом зеркале // Русская речь. — 2001. №№ 1;3;4; 2002. №№ 1-3.

10. Шмелёв, А.Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души» // Русский язык в школе. — 1996. — № 3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «Любовь в русской литературе» Автор: Болтоногова Светлана Степановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 692 Калининского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Бывал влюблённым я, но — не любил. Любовь? Не знаю имени такого. Я мог бы описать её толково, Как это мне Тургенев объяснил, Или блеснуть цитатой из Толстого, Или занять у Пушкина чернил... Но отчего — шепну лишь это слово, И за плечами очертанья крыл? Но крылья веяли, как опахала. Душа моя томилась и вздыхала, Но паруса не мчали сквозь туман. Ничто, ничто меня не чаровало. И хоть любовь — безбрежный океан, Ещё мой бриг не трогался с причала. И. Сельвинский. «Венок сонетов»

Слайд 3

1 . «Хочу любить — но слов любви не знаю», — жалуется Снегурочка матери-Весне. Виктор Михайлович Васнецов Снегурочка.1885.

Слайд 4

2 . В ярких лучах солнца погибает Снегурочка, победившая «стужу чувств» и обретшая «горячее сердце»: Но что со мной: блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома! О, мать-Весна, благодарю тебя за радость, За сладкий дар любви! Какая нега, Томящая, течёт во мне! О Лель, В ушах твои чарующие песни; В очах огонь... и в сердце... и в крови Во всей огонь... Люблю и таю, таю...

Слайд 5

3 . Лель советует холодной Снегурочке узнать, «как сердце говорит, когда оно любовью загорится». Виктор Михайлович Васнецов Снегурочка и Лель.1885.

Слайд 6

4 . Весна наделяет чувством любви Снегурочку, даря ей венок из душистых цветов, в котором «родник неистощимый любовных сил».

Слайд 7

Порядок расположения частей текста: 1 3 4 2

Слайд 8

Словарь: 1) Блаженство — полное и невозмутимое счастье, наслаждение. 2) Восторг — подъём радостных чувств, восхищение. 3) Истома — чувство приятной расслабленности. 4) Радость — ощущение большого душевного удовлетворения. 5) Нега — блаженство, страстное томление, ласка.

Слайд 9

Перед вами две самые знаменитые картины Марка Шагала: «Прогулка» и «Над городом». Выберите одну из двух предложенных картин и ответьте на вопросы. « Прогулка » « Над городом » 1) Какие чувства испытывают герои? 2) Какими средствами художнику удалось выразить эти чувства? 3) Сделайте краткое описание чувств главных героев картины.

Слайд 10

Размышления о любви художника и композитора М.К. Чюрлёниса: 1. Любовь — это качели из радуги, подвешенные на белых облаках. 2. Любовь — это мост из чистого золота через реку жизни, разделяющую берега «добра» и «зла». 3. Любовь — это крепкие белые крылья. 4. Любовь — это мгновение блеска всех солнц и звёзд. 5. Любовь — это дорога к солнцу, вымощенная острыми жемчужными раковинами, по которым ты должен идти босиком.

Слайд 11

Любовь — это сумма трёх влечений: влечение ума даёт уважение, влечение сердца — дружбу, влечение тела — желание. ум — дух сердце — душа гармония чувств = любовь тело — плоть

Слайд 12

Только ею, только любовью держится и движется мир. И. С. Тургенев

Слайд 13

Источники: 1. Мишатина, Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классе (русский язык, литература, развитие речи): учебно-методическое пособие / Н.Л. Мишатина. — СПб. : Наука, 2004. — 256 с. 2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / C .И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М. : Аз, 1996. — 928 с. 3. Иллюстрации к слайдам 3,5,6: http://yassena.livejournal.com/229991.html 4. Картина М. Шагала «Прогулка»: http://prof-artist.ru/photo/foto_megamax.php?uk=kyh_1311843751&page= 5. Картина М. Шагала «Над городом»: http://karina-kartina.blogspot.ru/2012_01_01_archive.html 6. Фон презентации: http://www.goodfon.ru/wallpaper/212649.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-консультация "С любовью к русскому, родному"

Интересный материал для уч-ся среднего звена и выпускников...

Испытание любовью – традиционная тема для русской литературы ( по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ее , только любовью держится и движется жизнь.( И. С. Тургенев)...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...