Подготовка к сочинению по теме "Что такое героизм?" по статье Г. Бочарова "Что человек может?" (7 класс)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Саая Саида Хензиг-ооловна

Научиться писать сочинение- основная и важная часть в изучении русской литературы. Написать свой текст для учащегося очень трудно. Особенно, в национальной школе, как тувинской, где нет среды, нет возможности на практике слышать русскую речь, общаться на русском языке. Поэтому  к урокам развития связной речи я отношусь серьёзно и считаю, самой трудной и главной задачей в своей работе. В данной разработке показана подготовка учащихся к написанию только вступительной части. Урок начинается с эпиграфа, ведётся словарная работа, цель, постановка задач. Чтение статьи Г. Бочарова, опубликованной в 70-ые годы прошлого века, но  актуальной и интересной по сей день. Работа по тексту: определяется тема статьи, основная мысль текста, обсуждение по содержании. Дальше идет составление плана  сочинения. Работа по созданию вступительной части. На уроке рассматриваетсяна только статья, на попытка привести примеры из жизни (истории) тувинского народа.   Разговор о тувинских добровольцах  Вывод. Рефлексия.

На уроке мы должны услышать 1-2 примера учащихся. Домашняя работа.                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_uroka_karapetyan.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык

 Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»

Технологическая карта урока

 развития речи на тему:

Подготовка к сочинению по теме

«Что такое героизм?»

(по статье Г. Бочарова «Что человек может?»)

Урок разработала и провела

учитель русского языка и литературы

Саая Саида Хензиг-ооловна

16 января 2017 года

Технологическая карта урока развитие связной речи по русской литературе  в 6 классе.  

Тема  урока:  Подготовка к сочинению по теме "Что такое героизм?" ( по статье Г. Бочарова «Что человек может?»

 Класс: 6 класс

Тип урока:   урок развития связной речи

УМК:    Русская литература 7 класса. Автор

Цель урока:   обеспечить формирование    умения  составлять сочинение-рассуждение на основе статьи Г. Бочарова, раскрывать основную мысль.

Предметные результаты: понятия «сочинение», «тема», «основная мысль».

Метапредметные результаты: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарями различных типов.  

Личностные результаты: понимание  определяющей роли русского языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: работа с текстом, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

  • ноутбук; проектор
  • презентация
  • словари различных типов
  • Эпиграфы: 1. Умение писать сочинение- это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли.

                                                                                                                           (М. Рыбникова)

                          2. Есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

                                                                                                                                    (Д.С. Лихачёв)                   

                                                                         

Этап урока

  Цель

(формируемые УУД)

        Деятельность

             учителя

      Деятельность

           учащихся

          Результат

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Настрой   на учебную деятельность

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Словарная работа:

доказательный- убедительный, содержащий ясное доказательство.

Убедительный- веский, достаточный, наглядный, яркий.

Убедительный- барымдаалыг, шынзыткан.

- Ребята, научиться писать сочинение- это составная, важная часть изучения русской литературы. Когда работаете над сочинением, у вас как бы идёт внутренний разговор, монолог с самим собой, с героями, с автором. Это очень важно. Особенно, в тувинской школе, где нет среды.

- Прежде чем начать, давайте вспомним теорию:

- Какие бывают сочинения?

(на литературную тему, на свободную тему, на основе личных впечатлений)

- А по типу?

(сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение)

-Хорошо.

-А теперь прочитаем эпиграф нашего урока.

- Логично, т.е. последовательно.

Образно- эмоциональный, меткий, с использованием изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры.

Отвечают на вопросы.

Внутренняя и внешняя готовность

2.

Целеполагание

Л:осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Р:осознают недостаточность своих знаний 

П:устанавливают причинно-следственные связи, деляют выводы

- Теперь посмотрите на презентацию.

Как вы думаете, о чём будет наше сочинение?

Ответы учащихся: война, победа, герой, героизм….

- Кого вы узнали? ( Веру Чульдумовну Байлак- участника войны, ветерана, героя)

- А кто участвовал из наших земляков на войне 1941-45 годов? (Тонгак Таржаа Хорун-оолович)

- Отсюда, давайте сделаем вывод.

-О чём мы будем писать сочинение?

Ответ: О героях, о героизме.

- Правильно. Пишем тему сочинения.

- Ребята, как вы думаете? Можно ли совершать героический поступок в мирное время? (Да)

-Когда? (когда нам трудно: во время пожара, во время наводнения)

Работа со словарями:

Героизм- это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Н. героизм защитников Родины.

Героический- отличающийся героизмом.

Герой- человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Н. Герои Великой Отечественной войны.

 Рассматривают презентацию и пишут слова- существительные.

Работа со словарями.

Формулируются собственные мысли.

3

Выявление места и причины затруднения

П:определяют основную и второстепенную информацию

Р:осознанно и произвольно строят высказывания в устной речи

П:устанавливаются причинно-следственные связи, делаются выводы

К:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л:осознают свои возможности в учении

Работа с текстом.

- Какую статью я дала вам для чтения?

- О ком говорится в тексте? (О Шаварше КаКарапетяне)

- Кто он такой? (он спортсмен, рекордсмен по  по прыжкам в воду)

- Что случилось однажды во время         ттттренировки? Кто расскажет?

Пересказ текста учеником.

-Что сделал  Шаварш Карапетян?

(спас жизни многих людей)

- Каким человеком он оказался? (героем)

(Храбрым,смелым. Человеком, который дудумал не о себе, а о других людях).

- Сколько человек он спас? (20)

- Определите тему статьи.(О героическом попоступке Шаварша)

- Определите основную мысль текста.

(автор учит нас быть храбрыми, смелыми, а гглавное, чтобы мы помогали всегда и везде людям). Самое главное оставаться человеком в любой ситуации.

Отвечают на вопросы Формулируют собственные мысли. В сотрудничестве

с  учителем и одноклассниками делают выводы.

Готовность к восприятию новых знаний

Осознание значимости новых знаний

4

Практическая деятельность

Р:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

К:осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Составление плана:

1.Вступительная часть.

(ответ на вопрос)

2. Аргумент № 1(из статьи)

3. Аргумент № 2 (из жизни)

4. Своё мнение.

5. Вывод.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с  учителем и одноклассниками делают выводы

Осознание значимости новых знаний

5

Первичное закрепление

 К :формулируют собственные мысли,

высказывают и обосновывают свою точку зрения

Работа над сочинением.

Составление  текста сочинения по прочитанной статье

Формулируются собственные мысли.

6

Включённость в систему знаний, повторение

К:Обобщение   полученных  на уроке

П: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

- Кто успел написать вступительную часть сочинения?

- Кто-то желает прочитать свою работу?

Чтение учащимися своих работ по желанию. (1- 2 примера)

- Как вы думаете, у вас получилось написать вступительную часть сочинения?

-Что было трудно? (писать текст, сочинение)

- Конечно, ребята, нам труднее подобрать правильные слова, составить предложения. И для этого что нужно делать? Давайте обратимся к словам замечательного человека Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

(Ученик читает эпиграф).

Ценностное отношение к деятельности и её оценка

8

Информация о домашнем задании

Закончить сочинение дома (доработать, проверить ошибки)

Записывают домашнее задание.

Закрепление полученных знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)

Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....

Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе

Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, уяснить жаноровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению...

"Летний калейдоскоп". Подготовка к сочинению по летним впечатлениям. (Русский язык. Развитие речи. 5-7 класс)

Подготовка к сочинению по летним впечатлениям. Универсальные дидактические материалы. (Русский язык. Развитие речи. 5-7 класс)...

Урок по русскому языку на тему "Подготовка к сочинению-рассказу по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка!" 5 класс

Урок прводится в 5 классе. Учащиеся знакомятся с особенностями построения рассказа, работают над его составлением, анализируют жанровую картину. Урок носит интегрированный характер....

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс.

Научить составлять сложный план сочинения, совершенствовать умение собирать и систематизировать лексический материал....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс

Урок развития речи помогает подготовить учащихся  к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...

Русский язык. Подготовка к сочинению на ЕГЭ (учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов

Учебно-методическое пособие предназначено тем, кто готовится к сочинению на проблемную тему: школьникам старших классов и учителям-словесникам, испытывающим необходимость в помощи проектирования алгор...