"Летний калейдоскоп". Подготовка к сочинению по летним впечатлениям. (Русский язык. Развитие речи. 5-7 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Котельникова Елена Валериевна

Подготовка к сочинению по летним впечатлениям. Универсальные дидактические материалы. (Русский язык. Развитие речи. 5-7 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова»

 г. Новокузнецка

Котельникова Елена Валериевна,

учитель русского языка и литературы

Подготовка к сочинению по летним впечатлениям ( 5 - 7 класс)

Тема: Подготовка к сочинению по летним впечатлениям: «Летний калейдоскоп»

Цель:

Подготовить обучающихся к написанию сочинения по летним впечатлениям своего одноклассника.

Задачи:

Образовательные: 

активизировать лексический материал по теме «Лето»; совершенствовать умения задавать различные типы вопросов и отвечать на них.

Воспитательные: 

содействовать эстетическому воспитанию школьников; совершенствовать культуру труда на уроке, способствовать воспитанию чувства взаимопомощи и навыков взаимодействия с другими учащимися.

Развивающие:

содействовать развитию слухового внимания, творческих способностей, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы, выступать перед аудиторией; развивать  навыки диалогической и монологической  речи по предложенной теме.

Оборудование: 

 Словарь Ожегова, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК, листы с вопросами.

Тип урока по ведущей дидактической цели и логике усвоения знаний: комбинированный.

Форма организации педагогической деятельности: урок.

 

Ход урока:

  1. Организационный этап

(Приветствие, положительный настрой на урок, проверка подготовленности учеников к уроку, запись в тетрадь: число, классная работа.  Тему урока обучающиеся формулируют самостоятельно после предложенного задания, затем учитель знакомит их с целью урока).

В каждой строчке поставь все предложенные слова в таком порядке, чтобы получилось четверостишие; расставь необходимые знаки препинания.


а) Солнца, света, сколько, сколько

б) Кругом , зелени, сколько

в) Это, это, же, лето, что

г) К, в, наконец, дом, спешит, нам

(Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это ЛЕТО,
Наконец,  спешит к нам в дом!)


Проверяем задание, дочитываем отрывок стихотворения Татьяны Боковой  «Здравствуй, лето!»

Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, чтоб лето
Было целый год со мной!

Выясняем, что темой этого  урока будет подготовка к сочинению по летним впечатлениям. Можно предложить дополнительное название «Летний калейдоскоп».

  1. Этап разносторонней проверки знаний и умений

  1. Вступительное слово учителя

(На музыкальном фоне учитель размышляет о лете)

Лето… Что может быть прекраснее и удивительнее этого времени года?! Сладковатый аромат первых лесных ягод, легкая рябь на речной глади, неповторимой красоты ромашковые поля, задумчивый треск походного костра под синевой звездного неба, заливистый детский смех и самый настоящий отдых от школьных забот… Действительно, что может быть лучше? Но все хорошее быстро заканчивается… И сегодня мы с вами с удовольствием поделимся друг с другом своими летними воспоминаниями. Итак, приглашаем Лето на свой урок!

  1. «Загадочная» словарная работа

Запишем  те слова, которые напомнят нам о летнем отдыхе.

(Зачитываю загадку, ребята записывают отгадку. Один ребенок работает у доски. Возможно использование сигнальных карточек. По мере необходимости  вспоминаем правила написания тех или иных слов. Можно использовать предложенные загадки выборочно)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это вы все меня, я …
(Лето)

Теплый, длинный-длинный день,
В полдень – крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)

Листья клена пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи!

(Август)

Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется ...

(Перрон )

В таком порту бывал мой друг,

Где вовсе нет воды вокруг.

Но в этот порт все время шли

С людьми и грузом корабли

(Аэропорт)

              Это  слово ёмкое, веское,
Он -  место встреч и прощаний.
Здесь всегда интересно.
И есть даже “Зал ожиданий”.
Кто-то нашёл собеседника,
Кто-то попутчика встретил,
Вот земляки обнимаются,
А там расшумелись дети.
Кто-то здесь ищет спасения
От холода и одиночества.
Он  в постоянном движении.
Он -  дороги высочество!

              (Вокзал)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

(Вагоны)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.
(Автомобиль)

            В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

            Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...

            (Паровоз)

         

            На большие расстояния

            Мчится он без опозданья;

            Пишется в конце два С,

            Называется…

            (Экспресс)

 

            Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет
Что такое? ...

            (Самолет)

 

            По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? ...

            (Пароход)

 

            Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка,
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет.
(Железная дорога)

 

            Два колесика подряд,
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Сам хозяин крючком.
(Велосипед)

На стене висит тарелка

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед

            Нам погоду узнает.

            (Барометр)

 

            Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
(Солнце)


Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)

В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? ...
(Облака)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
(Роса)

Живут сестра и брат:
Одну всякий видит,
Да не слышит,
Другого всякий слышит,
Да не видит.
(Молния и гром)

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.
(Радуга)

В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует
- Бежим по воде.
(Волны)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в руке.

(Удочка)

Хочешь
- В воду ты ныряй,
Хочешь
- На песке играй.
Сколько замков
Здесь создашь!
Что это за место? ...
(Пляж)

Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу.
(Гамак)

На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
(Кузнечик)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел
(Бабочка)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
(Гусеница)

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(Осы)

Не зверь, не птица, носок как спица.
Летит – пищит, сядет – молчит.
(Комар)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

Как кровь, красна.
Как мед, вкусна.
Как мяч, кругла,
Мне в рот легла.
(Вишня)

Было зеленое платье – атласное,
Нет, не понравилось выбрала красное,
Но надоело также и это
Платье надела синего цвета.
(Слива)

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид – похож на мяч.
(Арбуз)

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
ягоды сорвешь
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Две сестры:
Летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая зеленеет.
(Смородина красная и черная)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)

Сижу верхом не на коне,

А у туриста на спине.

(Рюкзак)

Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

Когда лежу на месте,

Не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести,

Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето!

И люди будут класть

Дорожные предметы в мою большую пасть.

Мне, видно, от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье,

На то я…

(Чемодан)

  1. Этап речевой и орфографической подготовки текста

  1. Расскажите, пожалуйста, а как прошли ваши летние каникулы?

Продолжи предложение.

Это лето я провел в  …

Мне очень понравилось…

Особенно запомнилось…

Мне хочется…

  1. Лексическая работа.

(Предлагаю ребятам записать некоторые слова и выражения, которые возможно использовать при написании сочинения)

Летний отдых, летние каникулы, долгожданные каникулы, к счастью, к сожалению, удивительно, необычно, интересно, увлекательно, чудесно, каждый день не похож на предыдущий, каждый день по-своему хорош, пролетели, пробежали, поспешили закончиться, интересное место, достопримечательность, путешествие, курортная зона, круиз, загородная дача, заповедные места, купание в реке (море, озере…), плавание, катание на велосипеде (лодке, яхте, катере, роликовых коньках…), игра в мяч (бадминтон, теннис…), аттракцион, развлечение.

  1. Рассказ учителя о том, как провели летний отпуск педагоги школы, учителя, которые ведут уроки в данном классе. В речи учителя звучит слово интервью, которое требует дополнительного пояснения. (Мультимедийное сопровождение)

  1. Работа по обогащению словарного запаса

Интервью [тэ] – Предназначенная для печати беседа журналиста с кем – либо. (С.И. Ожегов)

Интервьюёр – журналист, берущий интервью.

Интервьюированный – человек, у которого берут интервью.

Интервьюировать – брать интервью.

  1. Игра «Корреспондент»

            (Ребята берут интервью у соседа по парте, задают ему серию вопросов о том, где и как он провел лето.  В помощь ученикам  предлагается серия вопросов, желающие могут ими  воспользоваться. Смотри Приложение №1 )

  1. Этап  оформления  обучающимися  сочинения

  1. Работа с черновиком сочинения

(Ученики пишут сочинение о том, как прошло лето их соседа по парте )

  1. Этап  обработки первичного текста

  1.  Проверка черновиков

(Несколько сочинений заслушиваем, вместе вносим необходимую корректировку)

  1. Этап информирования  обучающихся  о домашнем задании, инструктаж выполнения.

Написать чистовой вариант сочинения.

Литература:

1. В.В. Волина Занимательное азбуковедение.  М., Просвещение, 1994. – 400 с.

  1. С.И. Ожегов  Словарь русского языка. М., «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2005.- 895 с.
  2. http://www.vampodarok.com

                                                                Приложение №1

Вопросы, которые можно использовать при интервьюировании

 своего одноклассника на тему  летних впечатлений.

  1.  Как прошло твое лето?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Удалось ли тебе побывать где – либо этим летом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем знамениты те места, где ты побывал на каникулах?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С кем ты проводил свое свободное время?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем любил заниматься?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что интересное или необычное посчастливилось тебе увидеть за это время?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Твой отдых не был омрачен какими – либо неприятными событиями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Хочется ли тебе вернуть это лето и что – либо изменить в лучшую сторону?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Удалось ли тебе хорошо отдохнуть этим летом и набраться сил на предстоящий учебный год?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что ты ждешь от следующих летних каникул?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С кем и как ты хотел бы их провести?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пожелания отличного следующего летнего отдыха  ученика, который брал интервью, своему однокласснику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"

Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят....

"Как я провёл лето". Подготовка к сочинению по летним впечатлениям. (Русский язык. Развитие речи. 6 класс)

Урок - подготовка к сочинению-воспоминанию "Как я провел лето". Предложенный материал возможно использовать дифференцированно  для учеников 5-7 классов....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.Место урок...

Урок русского языка (развития речи) в 5 классе.

Приводится  план-конспект урока русского  языка (развития речи) в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...