Лирика Н.Некрасова
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Материалы к урокам по творчеству Н.Некрасова, 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekrasov.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А.Некрасов. О поэте. Работа со статьей В.Приходько. знакомство со стих-ми «Еду ли ночью по улице темной…»и «В больнице».

                                                                                                                     

                                                                                                   

                                                     Это было раненое сердце, раз и                                                                                                                      

                                                  на всю жизнь, и не закрывшаяся  

                                                      рана                                    

                                                  эта и была источником всей его            

                                                  поэзии, всей,                

                                                  страстной до мучения, любви этого          

                                                  человека ко всему, что страдает от        

                                                  насилия, от жестокости    

                                                  необузданной воли, что гнетет нашу    

                                                  русскую женщину, нашего ребенка в              

                                                  русской семье, нашего простолюдина            

                                                  в горькой так часто доли его.                      

                                                                     Ф.М.Достоевский

Прочитает вслух эти стих-я учитель или специально подготовленный ученик, после чего учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

  1. С каким образным рядом связано лирическое «я» рассказчика? Каковы его думы? Его настроение?
  2. Что является темой этих стих-ий? Чем необычен Некрасов? Тема горя, страданий народа. Содержание поэзии – сама жизнь народа, даже в ее самых печальных, не поэтических проявлениях.
  3. Вернемся к словам Достоевского о Некрасове (эпиграф). Подтвердите справедливость этих слов отрывками из данных стих-ий.
  4. Можно ли выделить сюжет в этих стих.? – Особенность стих. Некрасова в их сюжетности.
  5. Покажите особенность лексики Некрасова. Какие слова до Некрасова нельзя было увидеть в поэтических текстах? Больной и голодный, с горя да с голоду, нищета горемычная, больница и др.

Стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Знание на уроке: понятие об антитезе и ее художественной роли в изображении, сатира, обобщенный образ, колоритный образ.

I. История создания стих. Чтение отрывка из воспоминаний А.Панаевой, приведенного в учебнике.

II. Выразительное чтение стих.

III. Каким образом в первой строфе раскрывается мнимая торжественность парадного подъезда особняка знатного вельможи?

Задание. Проследить по тексту развитие темы «парадного подъезда» в торжественные дни. (Это – «холопский недуг», «с испугом», а также употребление автором сарказма в определении «признанья и целого города».)

Задание. Соответствует ли определение «парадный подъезд» содержанию первых строк стих.?

Учащиеся убеждаются, что содержание контрастирует с определением.

Задание. Проследить по тексту развитие темы «парадного подъезда» в «обычные дни».

Соответствует ли определение «этот пышный подъезд» содержанию следующих строк?

Наблюдение над текстом позволяет убедиться, что «пышный подъезд» оказывается в следующем лексическом ряду: «убогие лица», «старик», «вдовица», «просители плачут», «осаждают подъезд».

Убеждаемся, что содержание и второй части строфы контрастирует с темой торжественности и парадности. Антитеза снижает образ: торжественность подъезда - мнимая.

Таким образом, обычай, по которому в праздничные дни в домах крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся к хозяину лично, превращался в парад холопства, холуйства. Возникает образ холопствующего города.

IV. Стихи Некрасова имеют особенность – они сюжетны.

  1. Какие события запечатлены во второй строфе стих.? Задание. Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков. Это: уважительное «деревенские русские люди», «помолились и встали вдали», «некрасивы на взгляд», «пилигримы», «крест на шее и кровь на ногах», «суди его Бог!»
  2. Возникает образ России, трагический, молчаливый и цельный. Мужики не перестают быть реальными мужиками, в то же время – это обобщенный образ.
  1. Как в стих. Возникает образ вельможи?

Сначала в реплике швейцара: «Наш не любит оборванной черни!»

Каким авторским отношением проникнуто изображение образа жизни и образа мыслей вельможи? Отметить элементы сатиры в изображении барина.

  1. Какова основная тема концовки?

В конце стих возникает образ родной земли. Средством раскрытия образа родной земли служит «песня, подобная стону».

Но не песней-стоном заканчивается стих., а вопросом, обращенным к народу, главным размышлением – о судьбе России: «Ты проснешься ль, исполненный сил?»

Д./з. Выучить отрывок наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Но где-то есть душа одна..." (Образ матери в лирике Н.А.Некрасова)

Урок по лирике Н.А.Некрасова, посвященной матери поэта. На уроке анализируется стихотворение "Внимая ужасам войны..." и рассматриваются вопросы антигуманности войны, особая роль матери для любого чело...

Анализ лирики на примере стихотворения Н.А. Некрасова

Анализ лирики - наиболее сложный вид творческой работы  учащихся, максимально приближённый к научной. Успех анализа возможен при кропотливой совместной работе ученика и учителя. Использование пла...

Особенности любовной лирики Н.А.Некрасова.

Творчество Н.А.Некрасова широко представлено в литературоведении, но до сих пор нет научных трудов, посвященных комплексному анализу любовной лирики поэта. В работах лишь нескольких авторов мы о...

Городские мотивы в лирике Н.А. Некрасова

Презентация к уроку по лирике Н.А.Некрасова...

Любовная лирика Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета.

Урок литературы в 10 классе на тему: Любовная лирика Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета....

Своеобразие лирики А.Некрасова. 10 класс.

На уроке рассматривается вопрос своеобразия лирики русского поэта А.Некрасова....

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....