Эссе учителя русского языка и литературы
статья по литературе на тему

Профессиональная компетенция учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_dlya_kursov_okonchatelno.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Курс повышения квалификации

«Профессиональная компетентность педагога общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС» (72 часа)

 Юлаева Ирина Алексеевна

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга

Электронный адрес: iyulaeva@bk.ru

Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

                                       На свете ни единому уму, 
                                                             Имевшему учительскую прыть, 
                                                            Глаза не удалось открыть тому,

                                                                            Кто сам не собирался их открыть.      

                                                                                                               И. Губерман

        Начало 21 века… Кризисные явления в экономике Российской Федерации, нестабильность политической обстановки, военные конфликты, обострение религиозных и межэтнических отношений, другие вызовы требуют от российской школы серьезных структурных преобразований, обновления технологий, пересмотра содержательного компонента на всех уровнях образования.

       Ситуация в российском образовании кардинально меняется, стратегические направления   определены в  концептуальных  документах:  Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, Стратегии  инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и других. А нормативной  «основой», безусловно, является ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Определена цель – создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации; определены пути и механизмы  реализации этой цели. Вне сомнения, что одним из главных составляющих единого инновационного

« механизма» становится совершенствование «учительского корпуса».  

Поскольку много лет работаю в школе, глубоко убеждена: современному школьнику  необходим  современный педагог – профессионал и в науке, и в психологии, и в информационной сфере, успешный в профессии и в жизни.

Успешный учитель – счастливый человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность?  Ибо в ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал; она дает широкий круг общения.

         Неслучайно в  последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Педагогическая общественность ожидает вступления в силу « Профессионального стандарта педагога», в соответствии с которым в нашей школе уже  разработаны должностные инструкции для педагогических  работников.

Что определяет степень профессионализма педагога? Учителя русского языка и литературы? Новые компетенции , то есть совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественно продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность педагога состоит прежде всего из компетенций. Вот, например, некоторые компетенции,  необходимые для деятельности учителя русского языка и литературы   :

  • работа с одарёнными обучающимися;
  • работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • преподавание русского языка обучающимся, для которых он не является родным;
  • работа с « проблемными» обучающимися и обучающимися группы риска;
  • новые формы ГИА в формате ОГЭ и ГИА.  

            А что необходимо понимать, говоря о компетентности педагога, учителя?

Компетентность – это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счёт усвоенных эффективных стратегий. Слагаемых развития профессиональной компетентности педагога достаточно много, их перечисление займет немало времени. Да и нужно ли это делать?  Остановлюсь лишь на тех, которые, на мой взгляд, обеспечивают эффективность преподавания моего предмета и качественную результативность процесса обучения ,  а также определяют радость и наслаждение от любимого дела, что тоже немаловажно осознавать учителю.

Учителю русского языка и литературы ( в силу специфики предмета) особенно важно осознавать себя одухотворенной личностью. Без этого невозможна высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, невозможно сохранение активной профессиональной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала. Состояние душевного подъема необходимо учителю и для эффективного осуществления целостного педагогического процесса, решения задач обучения, воспитания, развития школьников.

Состояние творчества является основой педагогического мастерства . Оно приобретается только в процессе значимой деятельности. Сама профессиональная деятельность многое дает педагогу для развития его творческого потенциала. Современный учитель всегда в поиске.

Привлекательная сторона моей профессии именно в творчестве! По мере усиления творческой составляющей возрастает интерес учителя к профессии, становление педагога приобретает личностный смысл и набирает оптимальный темп. Это позволяет  работает с перспективой. не распыляться на сиюминутные педагогические задачи, знать им цену и место. Учитель русского языка и литературы и креативная личность, и исследователь, ставящий перед  собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой обучающихся к творческому труду, к успеху, к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Высшей потребностью личности является потребность в реализации своих возможностей. Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, быть востребованной обществом личностью. Полноценно функционирующий человек открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. А значит, личностью высокоинтеллектуальной и эрудированной.

 Из собственного опыта знаю: наиболее успешными и популярными среди современных школьников становятся учителя общительные, умеющие устанавливать  контакт с учениками, открытые для диалога,  дипломатичные, обладающие тактом, эмпатией. Совокупность этих качеств определяет партнерский тип личности,

 Профессионализм учителя – его, учителя, «личностное содержание»: и культура, и ценности, и характер находят в нем свое отражение. В успешном обучении и воспитании подрастающего поколения личность учителя не могут заменить ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации. Личность педагога надо рассматривать в неразрывном единстве с методами и средствами достижения качественных показателей его деятельности. Именно в контексте таких умозаключений  можно говорить о его призвании, природой данной способности выполнять особую миссию в жизни общества.

Известно, что чем больше усилий человек прилагает к работе, чем более она для него стимулирующий и привлекательный фактор, тем выше результативность деятельности и удовлетворенность ею. И напротив,  «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться» ( Л.Н. Толстой ).

Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее. Здесь будет уместно предложить несколько способов мотивирования, опробованных на собственном опыте.

  • Настраиваться на успех, на достижение намеченных планов и целей.
  • Брать на себя ответственность за свою мотивацию к жизни, к работе. Чем в большей степени ощущаешь себя хозяином своего положения, тем выше мотивация и удовлетворенность достигнутым.
  • Определять приоритеты своих целей, которые в разной ситуации выстраиваются в разную по значимости шкалу.
  • Ставить перед собой четкие и ясные цели,  планировать их достижение, ориентируясь на успех.
  • Аналитически относиться к различным вызовам, воспринимать их как необходимый этап развития, личностного роста.
  • Уважать себя, стараться себе нравиться. Неуверенность в себе блокирует социальную активность. Помнить: каждый человек обладает уникальностью, исключительностью.

         Мое педагогическое кредо: «Творить, пробовать, искать и развиваться»

Часто для учителя именно ученики становятся источником обретения силы и веры.  В этом смысле мы – счастливые люди. Мы каждый день смотрим в широко раскрытые глаза детей и вместе вновь и вновь переживаем детство и юность. Их достижения и успехи,  радость взаимного доверительного общения позволяют обрести внутреннюю устойчивость, уверенно глядеть в будущее, обновлять свои  взгляды и позиции. Если  обратить внимание на людей, чье творческое долголетие вызывает восхищение, то можно обнаружить, что оно связано, прежде всего, с постоянными контактами, обменом мнениями, взаимодействием с молодыми людьми.

       Народная мудрость гласит: много званых, но мало избранных. Учитель  не просто «званый», а «избранный», - не это ли главная профессиональная компетентность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе учителя русского языка и литературы "Современный учитель. Кто он?"

В работе отражена моя точка зрения о том, каким должен быть современный учитель...

ЭССЕ «ПОЧЕМУ Я УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ?»

ЭССЕ «ПОЧЕМУ Я УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ?» - это рассуждение о выборе профессии учителя. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может с...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Эссе учителя русского языка и литературы

Эссе учителя русского языка и литературы...

Эссе учителя русского языка и литературы Агасбековой М.С.

Эссе учителя русского языка и литературы Агасбековой М.С....