Научно-исследовательская деятельность учащихся по литературе
материал по литературе

Елисеева Ольга Николаевна

     В современной школе организации научно - исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность учеников , педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем. Продуманная, логически выстроенная работа, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, всегда сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тезис доклада « Глаза –зеркало души ( По произведениям русских писателей о детях)».

                                   

         Работа  « Глаза – зеркало души» представляет собой анализ языка русских писателей при описании глаз своих литературных героев.

          В наше время, когда  ребята почти не читают книги ,так хочется , чтобы они заинтересовались художественной литературой, чтобы они много читали и понимали прочитанное, учились многому у литературных героев, приобщились к миру прекрасного, а также на примере языка писателей обогащали свою русскую речь.

          Потому   перед собой поставили следующую цель  :  помогать учащимся воспитать в себе внимательного, наблюдательного читателя, умеющего постигать  внутренний мир литературных героев,  понимать их характер , душевное состояние, настроение, а также идею прочитанного произведения, в данном случае через глаза литературных героев , а также обогатить их словарный запас , в частности словами и выражениями, позволяющими ярко описывать внешность.

          Работа состоит из трех частей.  1-я часть – это часть о прочитанных нами произведениях Н.А. Некрасова ,  В.Г. Короленко , Л. Н. Андреева , Н.Г. Гарина- Михайловского , К.М. Станюковича , А.И. Куприна , об их героях. Дается определение портрета литературного героя, психологического портрета, рассматриваются описание глаз героев как способ раскрытия их характеров, состояния души, настроения, эмоций.

       Во второй части анализируется язык писателей при описании глаз по проведенному наблюдению по прочитанным произведениям.

   Найденные нами  115    описаний глаз мы распределили по двум группам: описание формы и цвета глаз и описание выражения глаз, взглядов героев.  Цвет и форму глаз обозначают только 11 описаний . В большинстве случаев авторы уделяют внимание выражению глаз, взгляду героев, что помогает понять внутренний мир, состояние героев.

      А если автор упоминает о цвете и форме глаз, то все равно эти описания используются наряду с описанием выражения глаз.

     Например,  вспомним  при первой встрече ребят глаза Валека в « Детях подземелья» В.Г. Короленко: темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. Глаза у него не только черные, а самое главное, задумчивые. Акцент делается не на цвете глаз, а на выражении . Валек был серьезным, задумчивым, грустным, жизнь у него была нелегкая, он был бедным, за ним не было материнского ухода.

      Далее выявляются и рассматриваются слова и выражения авторов, употребляемые  в переносном значении.  Это и метафоры. Например, вереница вдоль щели внимательных глаз  ( «Крестьянские дети» Н.А. Некрасов) , глаза сверкнули  гневом ( отец « Дети подземелья»), загоревшие огоньком глаза (  Маруся ) и.т.д. Это и сравнения:

Все серые, карие, синие глазки –

     Смешались,  как в поле цветы.( Н.А. Некрасов);

     Небольшие круглые глаза как у ястреба ( командир « Забияки» « Максимка» )

     Добрые ,как у щенка, глаза ( матрос-первогодок из « Максимки») и.т.д.

       А эпитеты и фразеологические обороты , связанные с темой работы включены в небольшие словарики , которые , в свою очередь,  входят в небольшой универсальный электронный словарик для детей, которая представляет собой 3 часть работы.

      Приятно удивляет разнообразие глаз героев. Понять это помогают эпитеты : благодарные,  блестящие, быстрые,  вопросительные,  глупые , горящие, грозные, грустные,  задумчивые,  детски-любопытные, каменные, острые ,стеклянные и.т.д. А взгляд - пристальным, сердитым, затуманенным, каменным, жадным и.т.д.

     В  универсальный электронный словарик включен словарик фразеологизмов , тоже связанных с темой работы и взятых из рассмотренных нами произведений. Например, не спускать глаз, отвести взгляд, смерить глазами, прочитать в глазах и др.

     А также в универсальный электронный словарик  входит небольшой толковый словарик, где даются лексические значения слов, связанные с глазами и взглядом героев, что облегчает понимание содержания прочитанного.

          Проведенная нами работа может иметь продолжения, расширения, так как можно сколько угодно изучать богатство , живость, образность языка наших писателей, который для нас является живым примером для обогащения, развития нашей русской речи. А по проделанной работе сделаем следующие выводы:

1. Изучение, исследование определенной темы при чтении художественных произведений повышает интерес читателя к художественным книгам, помогает воспитывать в нем  внимательного, наблюдательного читателя.

2. Выразительность, образность, яркость , эмоциональность речи русских писателей, их мастерство , владение всеми возможностями языка даже  только при описании глаз героя помогают постигать их  внутренний мир ,  характеры , душевное состояние, настроение, а также идею прочитанного произведения, приобщая нас к миру прекрасного .

3. Количество эпитетов к словам « глаза» , «взгляд»  и их удивительное разнообразие, использованные авторами другие изобразительно-выразительные средства, как метафора, сравнения, а также фразеологизмы в всего нескольких рассмотренных нами произведениях  по-настоящему завораживают читателя и помогают ему обогащать свою русскую речь.

     



Предварительный просмотр:

Дакылаат тезиһэ

     Yлэбит темата : И.С. Тургенев "Сааһыт суруктара" айымньытыгар сахалыы тылбаас уратылара.

Проблемата: саха буоларбыт быһыытынан нуучча да, атын омук да суруйааччыларын айымньыларын ааҕарбытыгар, өйдүүрбүтүгэр , атын омук тылын үөрэтэрбитигэр ыарахаттары көрсөрбүт буолар.

     Актуальноһа:  билиҥҥи күн-түүн олохпут сайдан иһэр кэмигэр нуучча, английскай о.д.а омук тылын билэр хайаан да  наадалааҕын бары өйдүүбүт. Маны  ситиһэргэ ,бастатан туран, төрөөбүт төрүт тылбытын баһылыырбыт төһүү күүс буолар, онуоха тылбааһы дириҥэтэн үөрэтии суолтата улахан.

      Сыала: И.С. Тургенев "Сааһыт суруктара" айымньытыттан сахалыы тылбаас уратыларын үөрэтии холобуругар нуучча уонна атын омук суруйааччыларын уус-уран айымньыларын урут бэйэбит тылбытынан ааҕар, өйдүүр ордугун дакаастааһын, нууччалыыттан сахалыы үрдүк таһымнаах уус-уран тылбаастар элбииллэрин пропагандалааһын.

      Соруктара: 1. Төрөөбүт төрүт тыл суолтатын , И.С. Тургенев олоҕун, айымньыларын, нууччалыы –сахалыы тылбаас туһунан  матырыйааллары булуу, үөрэтии.

2. И.С. Тургенев Записки охотника кинигэтин уонна сахалыыга Г. С. Тарскай тылбааһын ааҕыы.

3. Бу айымньыттан быһа тардыылары сахалыы тылбааһын кытта тэҥнээн көрүү, уратыларын булуу.

4. Үөрэтиллибиккэ олоҔуран бэйэбит  тылбааска холонуубут.

     Сонун өрүтэ: нууччалыыттан сахалыыга тылбаас дириҥник үөрэтиллэн көрө илик, онон биһиги үлэ бу көрүҥэр  холонуубут

     Чинчийии объега: И. С. Тургенев "Сааһыт суруктара" кинигэтин сахалыы тылбааһа

    Чинчийии предмета: "Сааһыт суруктара" Г. С. Тарскай тылбааһын тыла-өһө.

    Сабаҕалаан көрүү: нууччалыыттан сахалыыга уус-уран айымньылары таһымнаахтык тылбаас киэҥник тарҕаннаҕына, саха ааҕааччыта аан бастаан бэйэтин төрөөбүт тылынан аахтаҕына, ханнык баҕарар омук суруйуутун чугастык ылыныа, дириҥник өйдүө. Ааҕааччы төрөөбүт да, үөрэтэр да тылын ууһугар – ураныгар, мындырыгар үөрэниэ.

Yлэбит 2 бастан турар. 1 баһа темабытыгар сыһыаннаах үөрэтиллибит матырыйаалларга олоҕурар. 2 баһа – бэйэбит тылбаас тылын уратытын үөрэтиибит буолар.

      1 баспытыгар ытыктыыр учууталбыт В.Г. Слепцова – Санаа, саха тылын уэрэхтээҕэ Т.И. Петрова үлэлэрин көрдүбүт. Бу үлэлэргэ төрөөбүт  тылбыт саха киһитин олоҕор  суолтатын,  табыллыбыт уус-уран  нууччалыыттан сахалыыга тылбаас  быдан чугастык ылыныллалларын туһунан көрөн баран бу  темабытын таллыбыт.

     Ону таһынан нуучча улуу классига И.С. Тургенев быйыл 190 сааһын туолар юбилейдаах сылыгар тубэһиннэрэн кини олоҕун, айымньыларын туһунан билэ сатаатыбыт. Сааһыт суруктара айымньытын дириҥэтэн үөрэтэн көрдүбүт. Бу кинигэттэн кэпсээннэри нууччалыыттан сахалыыга тылбаастаабыт Г. С. Тарскай туһунан тугу билбиппитин киллэрдибит.

    Тылбаас бэйэтэ туһунан ирдэбиллэрдээх буолар. Нууччалыы-сахалыы тылбаас уонна тылбааска ирдэбиллэр туһунан саха  тылын үөрэхтээхтэрин үлэлэрин көрдүбүт.

     2 баспытыгар  биһиги көрөр тылбааспыт туох уратылардааҕын киллэрдибит.     Кэтээн көрүү түмүгүнэн, бу тылбаас маннык уратылардааҕын биллибит :

  1. Туохтуур  атын саҥа чаастарынаа5ар  баһыйар элбэхтик туттуллубут. Дьүьүннүүр , тыаһы үтүктэр туохтуурдар үгүс- тэр.
  2. Ханыыласпыт сыһыаттар элбэхтэр.
  3. Ханыыласпыт аат тыллар.

    4.    Аат тыл кыччатар форматын туттуу.

   5.Күүһүрдэр суолталаах да5ааһын ааттары  туттуу.

   6. Тыл оло5ун хоһулаһыыта.

    Тылбаас бу ньымаларын  холобурдарын аҕаллыбыт, кинилэр тылбааска суолталарын быһаардыбыт.

     Бу үөрэтиибит түмүгүнэн маннык санааларга кэллибит:

  1. И.С. Тургенев "Сааһыт суруктара" айымньытын Г.С.Тарскай үрдүк таһымнаахтык тылбаастаабыт.
  2. Нуучча классигын айымньытын  табыллыбыт тылбааһа саха киһитэ аа5арыгар чэпчэки, быдан чугас, өйдөнүмтүө эбит.
  3. Нуучча да, атын омук да айымньыларын үрдүк таһымнаахтык тылбаастыыр тылбыт да сайдыытыгар, атын омук да тылын үөрэтиибитигэр олус көмөлөөх буолуон сөп эбит.



Предварительный просмотр:

          Тезис доклада « Мотив огня в произведениях русских писателей о Якутии ».

       На сегодняшний день остро встала проблема нравственности, и обогащение духовного мира каждого из нас на основе знакомства с лучшими образцами литературы является необходимостью. Приобщение к художественной литературе очень важно для развития высоконравственного человека. Особую значимость в духовном развитии якутских читателей , по нашему мнению, имеют произведения русских писателей о нашей родной Якутии. Поэтому исследование наше проводится именно по произведениям И.А. Гончарова и В.Г. Короленко, судьба которых по – своему связано с нашей республикой.

        Новизна: творчество И.А. Гончарова и В.Г. Короленко большей частью исследуется со стороны их идейно-тематического содержания. Анализ поэтики отстает, даже остается почти не затронутой. Новизна заключается в том, что нами предпринимается попытка рассмотрения отдельного мотива , мотива огня, в произведениях И.А. Гончарова,  В.Г. Короленко, связанных с Якутией.

      Цель: выявить и рассмотреть мотив огня,  определить его роль в  идейно- тематическом содержании и особенностях языка произведений писателей , связанных с Якутией.

        В нашей работе мы рассмотрели мотив огня как устойчивый повторяющийся смысловой элемент художественного текста, который воплощается в главных темах, символах, сюжетных ситуациях, образах и соотносится с миром авторских мыслей и чувств.   Данный мотив часто встречается  в произведениях многих писателей и поэтов. Нами выявлены особенности мотива огня в творчестве  И.А. Гончарова и В.Г. Короленко. Мотив этот отчетливо проявляется именно в их произведениях о Якутии .

     С  7-9 главы  книги И. А. Гончарова « Фрегат «Паллада»  посвящаются описанию Якутии, быта и нравов якутов того времени. В этих главах четко прослеживается мотив огня , который встречается в тексте 16 раз.

      За все эти главы мотив огня выступает как тепло, уют для путника в суровые якутские морозы или как прием описания интерьера.

      Во всех рассказах В .Г. Короленко о Якутии  четко прослеживается мотив огня. Этот элемент сюжета мы встречаем 12 раз в рассказе « Сон Макара», в рассказе « Соколинец» - 23 раза , «Ат-Даван» -20 , « Марусина заимка» - 31 раз, « Последний луч» - 9 раз, « Мороз» -10 раз . В каждом рассказе огонь выступает в самых разных качествах: Н-р: « …Из-за темного полукруглого облака, вставали, слабо играя, огненные столбы начинавшегося северного сияния.»  Здесь огонь является приемом изображения картины природы. « Голова у него горела….Внутри жгло, точно огнем». Тут изображается состояние души героя. « А маленькие детские души то и дело мелькали в воздухе, точно птички. …Дурная, грубая пища, грязь, огонь камельков и холодные сквозняки юрт выживали их из одного Чалгана чуть не сотнями.» Здесь огонь выступает бедствием, причиной смерти детей. Так мы установили по рассмотренным рассказам  15 значений « огня» . В итоге развитие этого художественного символа своеобразно складывается в  лирической миниатюре « Огоньки». В нем выражается непоколебимая вера в лучшее будущее: « …Но все-таки …все-таки впереди огни!»….

          Далее нами выявлены и анализированы изобразительно-выразительные средства, раскрывающие данный мотив. Н-Р: - метафоры: «…и другой утес, до сих пор утопавший в общей синеве угрюмого фона горы, загорелся», «легкая тучка вся в огне».

- олицетворения: «….огонь принимался за свою игру с новой силой , охватывал их, играл с ними, прыгал, рокотал, шипел и трещал»

- сравнения: : «Юрта сверкает и сыплет, точно маленький вулкан»        

- эпитеты: родное пламя  , блудящий огонь, золотые поленья

  По проделанной работе сделали следующие выводы:

  1. В творчестве обоих писателей о Якутии мотив огня - один  из самых ярких , но более разнообразен  данный мотив в рассказах В.Г. Короленко. Это объясняется жанровым отличием произведений. « Фрегат « Паллада» - путевые заметки , а у Короленко – рассказы. Путевые заметки- это жанр, когда путешественник записывает самые интересные и запоминающиеся моменты поездки и свои впечатления от этого.

2. В книге И. А. Гончарова огонь в основном выступает только как символ тепла для путника или как прием описания интерьера.  А  в произведениях В.Г.  Короленко огонь является:

 -  маяком для путника в зимние морозные якутские вечера

       -  символом жизни

- источником фантазий народа

- ярким приемом описания природных явлений

- приемом описания интерьера

 - отражением душевного состояния и настроения  героев

- бедствием, причиной смерти детей и взрослых

-  символом предстоящей беды

- символом теплых человеческих отношений

- теплый огонь – символ покоя, торжества справедливости

- отсутствие огня- символ одиночества, глубокой тоски по родине

- последний луч «огненного солнечного круга» -  символ угасающего рода

- огонь – способ пробуждения лучших человеческих качеств, как совесть, самопожертвование

- потухший огонь -  символ смерти

- огонь – символ непоколебимой веры в светлое будущее народа.

3. Изобразительно- выразительные средства языка у В.Г. Короленко , которые раскрывают  мотив огня, создают яркие красочные картины природы, передают острые чувства , настроение героев, их душевное состояние, помогают  изображать  тяжелую жизнь в суровых якутских условиях.



Предварительный просмотр:

Тезис доклада " Экспрессивные образы в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова".

                                      В уме моем я создал мир иной
И образов иных существованье,
Я цепью их связал между собой,
        Я дал им вид, но не дал им названья...

- написал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Русская мелодия», имея в виду в этих строках свой художественный мир. Отличительной чертой лирики М.Ю. Лермонтова, как отметил известный литературовед и лермонтовед А.Н. Соколов в работе                     "Художественный образ в лирике Лермонтова", являются экспрессивные образы. При этом он основывается на термине «образ-переживание» Леонида Ивановича Тимофеева  в его работе « Основы теории литературы». По определению А.Н. Соколова, экспрессивный образ - это образ, выражающий мысли и чувства поэта, его настроение, эмоции, раздумья. При создании таких образов задачей не является создание наглядных или воображаемых образов и картин. Здесь на первый план выдвигается выразительная, экспрессивная функция тропов и других средств.

     Можно ли выявить экспрессивные образы в лирике других поэтов? Например, у А.С Пушкина?  Отличаются ли такие образы у разных поэтов? Нас заинтересовали эти вопросы , и мы выбрали тему для исследования: "Экспрессивные  образы в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова".

Актуальность: Официальное объявление 2015 года в России Годом литературы в целях привлечения внимания общества к литературе еще раз  подтверждает, что проблема чтения актуальна как никогда. В наш в XXI век, когда остро встала проблема нравственности, огромное значение в духовном воспитании общества,несомненно, имеет наследие всех классиков- писателей, поэтов. Исследовательская работа по творчеству любого поэта, писателя поможет нам открыть  мир классики.  Особое внимание заслуживает творческое наследие А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, гениальных представителей русской поэзии XIX века .

В данной работе наше внимание будет направлено на исследование наиболее значимых образов, изображающих эмоциональный мир авторов, проявляемых в прочитанных нами лирических произведениях, которые и выступают в качестве объекта исследования .

Предметом является изучение особенностей экспрессивных образов в поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Новизна: в данной работе нами впервые подробно рассмотрены  и классифицированы образы, выражающие чувства, переживания, душевное состояние лирических героевА.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. А также составлены     школьные словарики " Пушкинский словарь экспрессивных средств" и " Лермонтовский словарь экспрессивных средств".

Цель: выявить и анализировать экспрессивные образы в лирике Пушкина и Лермонтова и составить серию школьных словариков " Школьный экспрессивный словарь".

Задачи: 1. Прочитать лирические произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

 2. Познакомиться с литературоведческими терминами ( лирика, лирический герой, художественный образ, образы – символы, экспрессивный образ), собирать литературоведческий материал.

3. Изучить литературу о лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

4. Выявить в прочитанных лирических произведениях экспрессивные образы.

5. Анализировать и классифицировать подобранный материал .

6. Составить серию словариков " Экспрессивные средства в лирике ".

7. Сделать выводы по проделанной работе.

Для реализации поставленных задач нами была использована следующая система методов исследования:

-изучение и анализ теоретической, художественной и критической  литературы;

- наблюдение

- сравнение

- анализ полученных данных

   Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве материала для анализа лирических произведений на уроках литературы, серия " Словарик экспрессивных средств в лирике" по творчеству отдельных поэтов станет полезным материалом  для подготовки учащихся к  ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе. А также надеемся, что эти словари в какой – то степени будут способствовать обогащению  речи учащихся.

  Работа состоит из введения,  3 глав, заключения и приложения.

   В 1-й главе собраны материалы по литературоведению из разных источников.  Здесь рассматриваются такие явления в литературе, как лирика, художественный образ, экспрессивные образы.

   2 и 3 глава содержит материалы об особенностях лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

    В практической части часто повторяющиеся экспрессивные образы двух поэтов мы разделили на такие разновидности:  э.о. как нечто горящее,как природное явление, как живое существо, как нечто, обладающее температурными признаками.  Выявили , что л.г.Лермонтова отличается от лир.г. Пушкина тем, что он более одинок, трагичен и мятежен. У него часто крушатся надежды, мечты. А у Пушкина всегда жизнеутверждающая позиция. Поэтому у Лермонтова можно еще отдельно выделить  группу э.о. как крушение надежды.

     Приложение представляет собой  серию" Школьный словарь экспрессивных средств". В серию входят " Пушкинский словарь экспрессивных средств"и " Лермонтовский словарь экспрессивных средств". Здесь отобраны и размещены по разновидностям в алфавитном порядке изобразительно-выразительные средства из лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, которые создают устойчивые экспрессивные образы их  лирики.  В каждой словарной статье указывается:

1) пример из лирики поэтов

2)из какого лирического произведения взят пример;

3) вид тропа;

4) какой экспрессивный смысл несет троп в данном произведении;

     По проделанной работе сделали выводы:

1. Так как  лирика - род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств лирического героя, экспрессивные образы можно выявить в творчестве любого поэта.

2. Схожие черты лирических героев и А.С. Пушкина , и М.Ю. Лермонтова позволяет их экспрессивные образы делить по таким разновидностям.

3. У М.Ю.Лермонтова также можно выделить группу экспрессивных образов как неоправданные надежды, что подчеркивает тему трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире.

4. Экспрессивные образы создаются изобразительно-выразительными средствами, что дает нам возможность составить серию " Словарь экспрессивных средств в лирике" по творчеству отдельных поэтов.

5. В дальнейшем наше исследование требует продолжения, так как стоит изучать экспрессивные образы в творчестве других художников-лириков и продолжить серию   «Словарь экспрессивных средств» по лирике отдельных поэтов.



Предварительный просмотр:

                                                                         Тезис.        

      На сегодняшний день остро встала проблема нравственности, и обогащение духовного мира каждого из нас через приобщение к художественной становится необходимостью. Так в наш XXI век, в век развития современных технологий,  проблема чтения становится все актуальнее, и исследовательская работа по творчеству любого писателя поможет нам открыть  мир литературы.

     Тема нашей работы: Модификация мотива полета литературных героинь в русской литературе.

     Модификация - это  видоизменение, преобразование чего-либо,   характеризующееся появлением новых свойств.

     Таким образом, в данной работе  впервые предпринимается попытка рассмотрения отдельного мотива, мотива полета литературных героинь, в произведениях  русской литературы и устанавливается их изменение или модификация с XIX по XXI век, что и является новизной работы.

             Цель: выявить особенности мотива полета литературных героинь разных эпох и проследить за   модификацией данного мотива в русской литературе. 

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве материала для анализа художественных  произведений на уроках литературы, а также для подготовки к экзаменам по литературе.

              Для достижения цели поставили перед собой следующие  задачи, определили систему методов исследования.

     Мотив - это повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью.

   Мотив полета существовала в литературе с незапамятных времен, начиная со сказок. В основном полет в них означает стремление к свободе.

      Наше исследование  основывается на сравнительном анализе изучаемого мотива в движении эпох. В работе выявляются  сходства и различия женских образов; уясняется как , трансформируясь, данный мотив демонстрирует свою устойчивость, оставаясь способом художественного осмысления.    Так, мотив полета литературных героинь довольно частое явление в  литературе 19-го века. В силу своей романтичности, одухотворенности, желания обрести свободу многие мечтали иметь крылья и подняться в небеса. Но каждая героиня своеобразна, их характеры меняются в соответствии требованиям времени. Например:

    Катерина из «Грозы» А.Н.Островского жаждет свободы, всеми силами старается вырваться из «темного царства», но не знает куда идти. Невозможность осуществления своей заветной мечты приводит к трагедии, полет ее превращается в падение в бездну.

   Ася  И.Тургенева обладает «благородной душой и удивительной силой характера». Она томится от избытка жизненных и духовных сил, ее тяготит праздность. Ася всем своим существом стремиться ввысь. Она мечтает о подвиге. В течение всей повести героиня духовно обогащается, взрослеет и, как она сама говорит, у нее вырастают крылья. Она приобретает уверенность, решительность и готовность к подвигу.

   Другой тургеневской девушке Елене Стаховой тоже свойственны мечтательность, нравственная чистота, но у нее, в отличие от предшественниц, готовность к подвигу соединяется со способностью его совершить.

   Наташа Ростова Л.Н.Толстого тоже романтичная натура, одухотворенная личность. Истинно народный характер, доброта и чистота души сочетаются в ней с огромной силой, способностью помогать другим людям. Ее мечта подняться в небеса возвращает Андрею Болконскому желание жить.

   В первой половине 20-го века мотив полета литературных героинь – редкое явление. Желание полететь мы встретили только у героини А.И.Куприна в повести «Гранатовый браслет». Анна Фриессе - мечтательная, одухотворенная женщина, несчастливая в браке. Очень эмоциональная, чувствительная, «женщина - огонь » остро воспринимает свое несчастье. Но ее дар – умение чувствовать природу, общаться с ней дает успокоение. Именно в такие моменты ей хочется полететь.

   Вторая половина 20-го века ознаменовалась Великой Отечественной войной. Этот период в литературе требовал совершенно другие женские образы. В связи с этим резко меняется значение мотива полета литературных героинь.

   Гуля Королева из повести «Четвертая высота» Е.Я.Ильиной -  целеустремленная, сильная духом героиня. Еще до войны она ставит перед собой жизненные цели и, воспитывая в себе силу воли,  железный характер, и уверенно идет к ним. Она чувствует себя птицей, для нее полет – наслаждение от достижения своих целей. Именно из такой девочки вырастает настоящий герой своего времени, которая ценой своей жизни защищала свою родину в годы  войны.

    Такими же героями стали Любовь Шевцова и Ульяна Громова из романа А.А.Фадеева «Молодая гвардия». Патриотичные, сильные, смелые девушки твердо отстояли родину на войне. Не зря автор их образы связывает с полетом.

   А в литературе нынешнего века мотив полета женщин приобретает совсем иной смысл.

В  начале 21 века появляется «религиозная проза». Появляются Тема новые литературные формы.

  Тема религии ярко представлена в творчестве Ю. Вознесенской.    «Мои посмертные приключения» (2001) - повесть-притча с элементами фантастики.

    Главная героиня Анна - представительница нашего века, прототипом которой является сам автор.

Анна – эмигрантка, которую обвиняли в "антисоветской пропаганде". Она познала, что такое тюрьма, у нее не сложились семейные отношения.  После травмы душа главной героини Анны отделяется от тела и совершает полет  в загробный мир с целью познать истину, ответить на "вечные вопросы" человечества.

Отдаляясь от земной жизни с ее проблемами, она летит на крыльях, но не как птица. Она не похожа на своих предшественниц, не тянется ввысь. Анна была даже в аду. По небу летала, но не была уверена в том, что есть лучший мир. А ведь ее предшественницы из 19-го века и начала 20-го века даже не искали этого мира, а думали, что он где-то существует. В конце Анна выбирает земную жизнь, уверившись, что идеального мира не бывает. Но она увидела мир другими глазами, оценила жизнь, поняла, что человеку следует искупить свои грехи, исправлять жизненные ошибки. И тогда он приобретает высшую степень духовности.

     Проследив, как происходит модификация мотива полета литературных героинь в русской литературе, мы пришли к следующим выводам:

  1. Модификация данного мотива в движении эпох происходит в основном под влиянием внешних факторов (исторического контекста, потребностей общества, художественного метода, жанровых особенностей).
  2. Наше исследование доказывает то, что в современное время духовно богатых девушек, тянущихся ввысь, становится все меньше. А это, в свою очередь, говорит о том, что духовность в обществе пропадает.
  3.  Обращение к классике русской литературы поможет сохранить духовность во все времена. Ведь классические произведения, выдержав строгое испытание временем, переходят в разряд книг, получающих литературное бессмертие. Это происходит благодаря тому, что они отличаются совершенством во всем – высоким уровнем художественного исполнения и непреходящим смыслом, волнующим людей разных эпох и различных поколений.   Изучение вершинных произведений русской литературы помогает нам лучше понимать      человека и мир, в котором мы живем, способствует выработке эстетических и духовных ориентиров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модификация мотива полета литературных героинь в русской литературе. Выполнила: ученица 11 класса, МБОУ « Алагарская СОШ им. Г.Д.Протодьяконова » Сивцева Сардана

Слайд 2

На сегодняшний день остро встала проблема нравственности , и обогащение духовного мира каждого из нас на основе знакомства с лучшими образцами литературы является необходимостью. Приобщение к художественной литературе имеет огромное значение в развитии высоконравственного человека. Так в наш XXI век, в век развития современных технологий, проблема чтения становится все актуальнее , и исследовательская работа по творчеству любого писателя поможет нам открыть мир литературы. В данной работе наше внимание будет направлено на исследование женских образов в русской литературе , начиная с XIX по XXI век , которые и выступают в качестве объекта исследования . Предметом является мотив полета литературных героинь у писателей разных эпох.

Слайд 3

Модификация мотива полета литературных героинь в русской литературе.

Слайд 4

Новизна: в данной работе нами впервые предпринимается попытка рассмотрения отдельного мотива, мотива полета литературных героинь, в произведениях русской литературы и устанавливается их модификация с XIX по XXI век. Цель: выявить особенности мотива полета литературных героинь разных эпох и проследить за модификацией данного мотива в русской литературе.

Слайд 5

Задачи: 1. Прочитать художественные произведения : пьесу " Гроза А.Н. Островского, повесть "Ася", роман "Накануне" И.С. Тургенева, роман-эпопею " Война и мир", повесть "Гранатовый браслет" А.И. Куприна, повесть Е.Я.Ильиной " Четвертая высота", роман " Молодая гвардия" А.А. Фадеева, повесть-притчу "Мои посмертные записки" Ю. Н.Вознесенской. 2. Познакомиться с литературоведческими терминами (мотив, образ), собирать литературоведческий материал. 3. Изучить литературу о прочитанных произведениях. 4. Выявить в прочитанных произведениях мотив полета героинь, раскрыть своеобразие данного мотива в каждом произведении. 5. Анализировать женские образы, связанные с мотивом полета, сопоставить их. 6. Сделать выводы по проделанной работе. Для реализации поставленных задач нами была использована следующая система методов исследования: - изучение и анализ теоретической, художественной и критической литературы; - наблюдение - сравнение - анализ полученных данных Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве материала для анализа художественных произведений на уроках литературы, дополнительных занятиях, а также для подготовки к экзаменам по литературе.

Слайд 6

Мотив (фр. motif , нем. motiv от лат. moveo - двигаю) - термин, перешедший в литературоведение из музыковедения. Впервые термин зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703). Понятие мотива в литературоведении было впервые теоретически обосновано в «Поэтике сюжетов» А.Н. Веселовского (1913). Далее определение конкретизировали: А.Бем , Б.В.Томашевский, А.А.Блок, Б.Н.Путилов, Б.Гаспаров . Мотив в литературоведении - это устойчивый компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью).

Слайд 8

В основном полет означает стремление к свободе, но иногда и приобретает совершенно разную смысловую наполненность. Это может быть приход новой жизни, возвращение, стремление к чему-то новому, к любви. Наше исследование основывается на сравнительном анализе изучаемого мотива в движении эпох. В работе выявляются сходства и различия женских образов; уясняется как, трансформируясь, данный мотив демонстрирует свою устойчивость, оставаясь способом художественного осмысления и организации событий. Индивидуально-авторское сознание моделирует новые варианты, выстраивает историческую систему модификаций одного и того же мотива.

Слайд 9

Катерина из пьесы Островского «Гроза» «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица . Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь . Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...»

Слайд 10

Ася из повести И.С.Тургенева «Ася» " Я глядел на нее, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Все радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском. – Посмотрите, как хорошо! – сказал я, невольно понизив голос. – Да, хорошо! так же тихо отвечала она, не смотря на меня. – Если бы мы с вами были птицы , – как бы мы взвились, как бы полетели … Так бы и утонули в этой синеве … Но мы не птицы. – А крылья могут у нас вырасти , – возразил я. – Как? – Поживите – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья». «– Умеете вы вальсировать? – спросила она вдруг. – Умею, – ответил я, несколько озадаченный. – Так пойдемте, пойдемте … Я попрошу брата сыграть нам вальс … Мы вообразим, что мы летаем , что у нас выросли крылья.» "– Ах, не смейтесь, – проговорила она с живостью, – а то я вам скажу сегодня то, что вы мне сказали вчера: «Зачем вы смеетесь?» – и, помолчав немного, она прибавила: – Помните, вы вчера говорили о крыльях?… Крылья у меня выросли – да лететь некуда ."

Слайд 11

Елена Стахова из романа Тургенева «Накануне» «Ее душа и разгоралась и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке , а клетки не было: никто не стеснял ее, никто ее не удерживал, а она рвалась и томилась... Иногда ей приходило в голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чем никто не мыслит в целой России». « …но внезапно что-то сильное, безымянное, с чем она совладеть не умела, так и закипало в ней, так и просилось вырваться наружу. Гроза проходила, опускались усталые, невзлетевшие крылья... «...Чего мне хочется? Отчего у меня так тяжело на сердце, так томно? Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела – куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда ... А кажется, я бы умела любить!» ...«долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки;

Слайд 12

Наташа Ростова из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! … Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. … Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы . Вот так!

Слайд 13

ХХ век (первая половина ) Анна Николаевна Фриессе из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - Прошлым летом мы из Ялты поехали большой кавалькадой верхом на Уч-Кош . Это там, за лесничеством, выше водопада. Попали сначала в облако, было очень сыро и плохо видно, а мы всё поднимались вверх по крутой тропинке между соснами. И вдруг как-то сразу окончился лес, и мы вышли из тумана. Вообрази себе: узенькая площадка на скале, и под ногами у нас пропасть. Деревни внизу кажутся не больше спичечной коробки, леса и сады — как мелкая травка. Вся местность спускается к морю, точно географическая карта. А там дальше — море! Вёрст на пятьдесят, на сто вперёд. Мне казалось — я повисла в воздухе и вот-вот полечу . Такая красота! Такая легкость! "

Слайд 14

Гуля Королева из повести «Четвертая высота» Е.Ильиной - "И, зажмурив глаза, она опять разбежалась по площадке, подпрыгнула и снова полетела, как птица, с распростёртыми, будто крылья, руками . Она летела всего несколько секунд, но эти секунды показались ей бесконечно длинными. – Ой, как долго я летела ! – сказала Гуля, высовываясь из воды и отфыркиваясь." "Гуля снова поднялась на восьмиметровую площадку и уже без всякого страха, словно у неё и на самом деле крылья выросли , легко оторвалась от дощатого помоста и прыгнула вниз, в прозрачную воду."

Слайд 15

Любовь Шевцова из романа А.А.Фадеева «Молодая гвардия» " Лицо у нее было крупных черт, сильно прокаленное на солнце; руки, обнаженные до локтя, смуглые до черноты, были крупные, красивые; темные волосы необыкновенной гущины, тяжелыми завитками, как бы вылитыми из бронзы, обрамляли ее лицо, спускались на круглые сильные плечи. И в широком лице ее было одновременно выражение необычайной простоты - где-то в полных губах, в мягком подбородке, в смягченных линиях носа, очень простоватого, - и выражение силы, вызова, страсти, полета , - где-то в надбровных буграх лба, в раскрылии бровей, в глазах, широких, карих, с прямым, отважным взглядом."

Слайд 16

Ульяна Громова из романа А.А.Фадеева «Молодая гвардия» "- Уля ! - сказала Валя, - Уля ! Я не поеду никуда, я... Уля ! - сказала она с силой. - Ты необыкновенный человек, да, да, в тебе есть что-то сильное, большое, ты все можешь, и правду говорит моя мама - бог дал тебе крылья... Улечка , ты мое счастье на свете, - говорила Валя с жаром любви, - самое счастливое, что у меня было на свете, это ты, но я... я не поеду с тобой. Я самый обыкновенный человек, я это знаю, и я всегда мечтала о самом обыкновенном..."

Слайд 17

Анна из повести-притчи Ю.Вознесенской «Мои посмертные записки» " … - Сейчас и здесь. Сделай это, и ты полетишь с нами. Умри и освободись!» «….Ну вот, теперь все ясно: это сон, это бред , я летаю во сне. В таком случае, почему бы не полетать где-нибудь в более приятном месте ? Так я подумала и тут же свое намерение осуществила, вылетев через открытую кем-то дверь в больничный коридор." "Мы остановились в воздухе. Хранитель накрыл меня своим крылом, стало не так страшно." "И вновь продолжался полет в тишине, полной тревоги . Я не знаю, на какой мы были высоте, но мимо нас не пролетали птицы, я не видела и не слышала ни одного самолета. Мне пришло на ум, что пересекаемое нами пространство находится не в атмосфере или стратосфере, а в каком-то другом измерении. Иногда мне казалось, что мы висим в синеве неподвижно, я не чувствовала сопротивления воздуха, и только редкие клочья неприятного тумана проносились мимо нас, да шумели чуть слышно огненные крылья , струясь за плечами Ангела. И тогда становилось ясно, что мы летим с немыслимой скоростью . " Я взвизгнула, раскинула руки и... полетела . — Лечу! Лечу! Смотри, Хранитель, посмотри, как я лечу! — Ангел уже плыл в воздухе рядом и улыбался. Полет был упоителен . Я летала стоя, сидя, летала на спине, кувыркалась в воздухе. Ангел меня инструктировал, веселясь, кажется, не меньше моего. Я очень скоро научилась различать и ловить восходящие воздушные потоки и парить на них. Я с восторгом промчалась сквозь одинокое облачко и вылетела из него вся мокрая , но тут же обсохла на ветру.« " Летать пониже оказалось значительно неудобнее : надо было остерегаться врезаться в дерево или удариться о землю, но вскоре я освоила и эти премудрости. Какой ас во мне погиб, когда я слетела со своего мюнхенского балкона!" " Часто в часы школьных занятий Ангел приглашал меня совершить дальнюю прогулку. За пределами "Долины летать самостоятельно мне не разрешалось, и Хранитель брал меня на руки. Эти полеты под его крылом, в его больших и крепких руках приводили меня в состояние ликующего счастья."

Слайд 18

Модификация мотива полета литературных героинь. 19 век 20 век

Слайд 19

20 век 21 век

Слайд 20

Выводы: 1.Модификация данного мотива в движении эпох происходит в основном под влиянием внешних факторов (исторического контекста, потребностей общества, художественного метода, жанровых особенностей). 2.Наше исследование доказывает то, что в современное время духовно богатых девушек, тянущихся ввысь, становится все меньше. А это, в свою очередь, говорит о том, что духовность в обществе пропадает. 3.Обращение к классике русской литературы поможет сохранить духовность во все времена. Ведь классика отличается совершенством во всем – высоким уровнем художественного исполнения и непреходящим смыслом, волнующим людей разных эпох и различных поколений. Ведь она помогает нам лучше понимать человека и мир.

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                                                        Актуальность:

      Работа по данной теме ведется второй год . В 2013 году , в  год начала работы, В.Г. Короленко исполнилось 160 лет  ,  что тоже определило наш интерес к творчеству данного писателя.

                                                                       Новизна:

Творчество  Короленко исследуется:

Часто

Редко

  1. Идейно-тематическое содержание

1.Поэтика произведений

  1. Анализ поэтики: « Сон Макара»,

« Слепой музыкант»

  1. Не затронутые анализом произведния

« Соколинец», «Последний луч», , « Мороз» и др

Новизна   заключается в том, что нами предпринимается попытка рассмотрения отдельного мотива , мотива огня, в произведениях  В.Г. Короленко, связанных с его якутской ссылкой.

Цель: выявить и рассмотреть мотив огня,  определить его роль в  идейно- тематическом содержании и особенностях языка произведений , связанных с якутской ссылкой писателя.

     

Задачи: 1. Познакомиться с жизнью и творчеством В.Г. Короленко.

2. Изучить  критическую литературу о произведениях В.Г. Короленко.

3. Познакомиться с термином « мотив» в литературоведении.

4 . Прочитать рассказы якутского периода В.Г. Короленко ( « Сон Макара», « Соколинец») и произведения , написанные на основе наблюдений и впечатлений, вынесенных из якутской ссылки ( «Мороз», « Последний луч», « Огоньки»).

5. Выявить и проследить за мотивом огня в прочитанных произведениях.

6. Сделать анализ изобразительно-выразительных средств, раскрывающих мотив огня в творчестве В.Г. Короленко.

7. Определить роль мотива огня в идейно- тематическом содержании и особенностях языка произведений , связанных с якутской ссылкой.

8. Сделать выводы по проделанной работе.

   350px-Vladimir_Korolenko

В.Г. Короленко  и Якутия

         

В период жизни в Амге написаны:  

На основе личных наблюдений и впечатлений,

вынесенных из якутской ссылки, написаны:

«Сон Макара», «Марусина заимка», «Соколинец».

«Государевы ямщики», «Ат-Даван», «Мороз», «Последний луч», «Огоньки», «Феодалы», «История моего современника» и др..

                                                 Понятие « мотив» в литературоведении.

        Произведение

« Сон Макара»

« Соколинец»

Сколько раз встречается  образ огня?

12 раз

                                 23 раза

Примеры

1.« …из-за темного полукруглого облака, вставали, слабо играя, огненные столбы начинавшегося северного сияния.»

2.« Голова у него горела....Внутри жгло, точно огнем».

3. « Конечно, он не знал, какое горе лежало на сердце чужих людей, какие воспоминания теснились в их головах в этот вечер, какие образы чудились им фантастических переливах огня и дыма.»

4. « А маленькие детские души то и дело мелькали в воздухе, точно птички. ...Дурная, грубая пища, грязь, огонь камельков и холодные сквозняки юрт выживали их из одного Чалгана чуть не сотнями.»

1. «Молчаливая юрта наполнилась вдруг говором и треском. Огонь сотней языков перебегал между поленьями, охватывал их, играл с ними, прыгал, рокотал, шипел и трещал. Что-то яркое, живое, торопливое и неугомонно болтливое ворвалось в юрту, заглядывая во все ее углы закоулки.»

2. « На берегу в темноте виднелись кое-где огни..».  «Впереди задвигались огни», «Арестанты двинулись на огонь».  « Действительно, среди влажной ночи подымался ветер; огни фонарей неровно мерцали под его порывами».

  Что означает огонь?

1.Описывается зимнее небо, северное сияние. Огонь-прием пейзажа.

2. Огонь- отражение душевного состояния героя

3. Огонь-источник фантазии народа

4. Огонь – бедствие, причина смерти детей

1. Огонь-прием описания интерьера

    камелек

2. Огонь – признак –жизни

Сколько значений

« огня » установлено?

                               7 значений

                       8 значений

Мотив огня в произведениях  на основе впечатлений и наблюдений ,

вынесенных  из якутской ссылки.

Произведение

« Последний луч»

« Мороз»

Огоньки»

Сколько раз встречается  образ огня?

 9 раз

10 раз

Развитие художественного символа – символа  огня -  своеобразно складывается в этой  лирической миниатюре.

ПримерыВосход Солнца

    01848devchonkaFire

1.«…вспыхнула и засветилась верхушка сосны».

«….Огненные искры посыпались пучками вниз, на темные пади и ущелья».

«… в вышине что-то дрогнуло, затрепетало, и другой утес, до сих пор утопавший в общей синеве угрюмого фона горы, загорелся…»

 «Еще несколько секунд горела на нашей стороне одинокая вершина, точно угасающий факел над темными туманами… Потом и она померкла»..

2.«…последние отблески уходящего солнца,  гаснущие в печальных глазах последнего потомка какого-то угасающего рода…»

1. « ….Ночью мне показалось, однако, что кто-то жжет мне пламенем правую щеку. …..Кругом стоял иней, иней покрыл мою подушку, и это прикосновение  казалось мне таким горячим…Все было бело и пушисто от изморози…»

2. « … мой приятель( мы жили с ним в Якутске около года) декламировал их ( стихи) с необыкновенным огнем и увлечением».

3. « Под этот шум я стал засыпать, все еще плохо сознавая происходящее и только радуясь животною радостью при мысли, что я в избе, близко к огню, что все то, что во мне так неприятно застыло и окоченело, - скоро должно оттаять и распуститься… И действительно,  что-то « оттаяло…и распустилось…»

1. « …Но все-таки …все - таки впереди огни!»….

Что означает огонь?

1.Огонь – прием  описания природы.

2.Последний луч «огненного солнечного круга» -  символ угасающего рода.

1.Огонь- прием пейзажа.

2. Огонь- прием раскрытия характера героя, состояния его души.

3. Огонь- пробуждение лучших человеческих качеств, как совесть, самопожертвование, доброта.

1. Непоколебимая вера в лучшее будущее сибирского края и всей России.

Сколько значений « огня » установлено?

2 значения

           4 значения

           1 значение

                                   Изобразительно-выразительные средства, раскрывающие мотив огня

                            в творчестве В.Г. Короленко.        

Метафоры

Олицетворения

Сравнения

Эпитеты

Метафоры  в  пейзаже: «…огненные столбы начинавшегося северного сияния», «сияние полыхнуло и погасло»,  «вспыхнула и засветилась верхушка сосны», «…и другой утес, до сих пор утопавший в общей синеве угрюмого фона горы, загорелся», «легкая тучка вся в огне», «часть огненного солнечного круга».     

«…огонь камельков  выживал детей»,

 «….огонь принимался за свою игру с новой силой , охватывал их, играл с ними, прыгал, рокотал, шипел и трещал»,

«огонь сотней языков перебегал между поленьями», «весело прыгающие искры»,

«…перебегали огни по нагоревшему дереву»,  «огонь станет смолкать», «пламя лениво и томно потянется по раскаленному дереву».

Сравнения при описании интерьера: 

«Юрта сверкает и сыплет, точно маленький вулкан...»

Сравнения при описании состояния души героя, при передаче их чувств: «внутри жгло, точно огнем»,  « ….ночью мне показалось, однако, что кто-то жжет мне пламенем правую щеку.»

печальный свет , яркий и радостный свет ,огненные блестки, огненные искры,  родное пламя  , блудящий огонь, веселый огонь, золотые поленья.

Метафоры, изображающие огонь камелька: «целый сноп огненных искр», «побегут огненные змейки».

 Метафоры , передающие душевное состояние героя, их чувств, н-р: « ..голова у него горела», « … мой приятель декламировал стихи с необыкновенным огнем.» . « Лисица….смотрела ему навстречу своими острыми, горящими глазами».

Сравнения в пейзаже: «Еще несколько секунд горела на нашей стороне одинокая вершина, точно угасающий факел над темными туманами…»

                                                                                              Заключение.

  1. Познакомившись с понятием « мотив в литературоведении» и проследив за мотивом огня в произведениях В.Г.  Короленко якутского периода, выявили, что:

                             

                                                                                                                               

                                                                                 



Мотив огня в творчестве русских писателей.

Мотив огня в творчестве русских писателей.

Значение

1

Мотив  огня в творчестве А.А. Фета

…Как на черте полночной дали

Тот огонек ,

Под дымкой тайною печали

Я одинок…

    В этом стихотворении Фет сравнивает себя с огнем, но не как со стихией, а с «огоньком»  - частичкой всего огня, т.е. Фет – одинокий маленький человек среди всего человечества.

2

Мотив огня в лирике М.Ю.Лермонтова

Я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

               ( Ужасная судьба отца и сына).

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

                                       ( Смерть поэта).

Противостояние несправедливому миру.

Огонь божественный  - дар поэта от бога.

        Произведение

               « Ат-Даван»

         « Марусина заимка»

Сколько раз встречается  образ огня?

                   20 раз

                           31 раз

Примеры

1.«…и  только наполовину из русского сруба, сияло огнями.»

2.«… льдины, вставленные в окна, казалось, горели сами, переливаясь радужными оттенками пламени.»

3.«… в ямщицкой огромный камелек, плотно сбитый из глины, зиял, точно раскрытая огненная пасть сказочного чудовища.»

1.«…долгий летний день все еще горел своим спокойным светом.»

2.«… в глазах мелькнул чуть заметный насмешливый огонек.»

3.«…спросил Абрам, глядя на меня загоревшимся, пылающим взглядом.»

Что означает огонь?

1.Огонь- символ  жизни

2. Огонь-символ теплоты , уюта семейного очага.

3. Огонь-прием описания интерьера.

1, 4. Огонь- прием пейзажа.

2,3. Огонь- прием раскрытия характера героя, состояния его души.

 Сколько значений огня установлено?

                    5 значений

                  3 значения



Предварительный просмотр:

Проблемата: саха буоларбыт быһыытынан нуучча да, атын омук да суруйааччыларын айымньыларын ааҕарбытыгар, өйдүүрбүтүгэр, атын омук тылын үөрэтэрбитигэр ыарахаттары көрсөрбүт буолар

Актуальноһа:  билиҥҥи күн-түүн олохпут сайдан иһэр кэмигэр нуучча, английскай о.д.а омук тылын билэр хайаан да  наадалааҕын бары өйдүүбүт. Маны  ситиһэргэ ,бастатан туран, төрөөбүт төрүт тылбытын баһылыырбыт төһүү күүс буолар, онуоха тылбааһы дириҥэтэн үөрэтии суолтата улахан.

Сыала: И.С. Тургенев "Сааһыт суруктара" айымньытыттан сахалыы тылбаас уратыларын үөрэтии холобуругар нуучча уонна атын омук суруйааччыларын уус-уран айымньыларын урут бэйэбит тылбытынан ааҕар, өйдүүр ордугун дакаастааһын, нууччалыыттан сахалыы үрдүк таһымнаах уус-уран тылбаастар элбииллэрин пропагандалааһын.

Соруктара: 1. Төрөөбүт төрүт тыл суолтатын , И.С. Тургенев олоҕун, айымньыларын, нууччалыы –сахалыы тылбаас туһунан  матырыйааллары булуу, үөрэтии.

2. И.С. Тургенев "Записки охотника" кинигэтин уонна сахалыыга Г. Тарскай тылбааьын аа5ыы.

3. Бу айымньыттан быьа тардыылары сахалыы тылбааьын кытта тэҥнээн көрүү, уратыларын булуу.

4. Уэрэтиллибиккэ оло5уран бэйэбит  тылбааска холонуубут.

Сонун өрүтэ: нууччалыыттан сахалыыга тылбаас дириҥник үөрэтиллэн көрө илик, онон биһиги үлэ бу көрүҥэр  холонуубут

Чинчийии объега: И. С. Тургенев "Сааһыт суруктара" кинигэтин сахалыы тылбааһа

Чинчийии предмета: "Сааһыт суруктара" Г. С. Тарскай тылбааһын тыла- өһө

Сабаҕалаан көрүү: нууччалыыттан сахалыыга уус- уран айымньылары үрдүк таһымнаахтык тылбаас киэҥник тарҕаннаҕына, саха ааҕааччыта аан бастаан бэйэтин төрөөбүт тылынан аахтаҕына, ханнык баҕарар омук суруйуутун чугастык ылыныа, дириҥник өйдүө. Ааҕааччы төрөөбүт да, үөрэтэр да тылын ууһугар – ураныгар, мындырыгар үөрэниэ.

C:\Users\пользователь\Desktop\М Артем\IMG_0328.JPG

Бу үөһэ ахтыллар К. Д. Ушинскай Төрөөбүт тыл диэн ыстатыйатын өлбөт үйэлээх үтүө ыстатыйа диэн тыл үөрэхтээ5э Т.И. Петрова  сыаналыыр уонна ийэ тыл туһунан улуу Ушинскай эппит тылыттан ордугу этэр  саарба5ын бэлиэтиир.

C:\Users\пользователь\Desktop\М Артем\Turgenev\turgenev.jpg 

C:\Users\пользователь\Desktop\М Артем\IMG_0325.JPG

  C:\Users\пользователь\Desktop\М Артем\IMG_0323.JPG

C:\Users\пользователь\Desktop\М Артем\IMG_0326.JPG

Тылбаас көрүҥнэрэ: - көҥүл тылбаас

                   - уус-уран тылбаас

                   - туруору тылбаас

                   - синхроннай тылбаас

Тылбааска ирдэбиллэр:

 - текст ис хоһооно тэҥ буолуохтаах

- тылбаас тыла- өһө тылбаастыыр тыл сокуонугар сөп түбэһиэхтээх

- текст тыла -өһө сөпкө бэриллиэхтээх

       Уус-уран тылбаас – айымньыны омук тилэри өйдүүрүн , ылынарын, сонургуурун курдук тылбаастааһын. Маннык тылбаас автор этэр санаатын, анараа омук тыынын толору биэрэри эрэйэр. Тылы туттууга, чуолаан айымньы стилин тутуһууга балачча улахан хаарчахтаах.

Сахалыы тылбаастаммыт айымньылар:А.С. Пушкин " Евгений Онегин" романа, поэмалара, хоһоонноро, Л.Н. Толстой "Анна Каренина" ,"Тиллии", "Сэрии уонна эйэ", М.Шолохов "Тиэриллибит кырыс", "Чуумпу Дон", Ш. Руставели "Тиигир таҥастаах бухатыыр". Шекспир "Сонеттар" о.д.а.

                        

                                Тылбааска туохтууру туттуу.

Туохтуур  атын саҥа чаастарынаа5ар  баһыйар элбэхтик туттуллубут. Дьүһүннүүр туохтуурдар : 

разливается – күөгэлдьийэ устар, погрузится – умсаахтаан барар, хлынули – халыс гыналлар, исчезают –сүтэн хаалаллар, тянулась – субуллан сытар, лучезарный – ча5ылыҥныыр, просияет – ча5ылыйар,блеск их подобен блеску кованого серебра – тапталлыбыт үрүҥ көмүс курдук килбэҥнииллэр уо.д.а.

Тыаһы үтүктэр туохтуурдар:

 сильный ветер внезапно загудел – күүстээх тыал эмискэ суугунаата, крупные капли дождя резко застучали – самыыр бөдөҥ таммахтара түһэн дабдыгыраттылар, зашлепали по листьям – сэбирдэхтэргэ табыгыраатылар уо.д.а.

                                    Аат тылы туттуу.

Ханыыласпыт аат тыллар :

 он был маленького роста, сложения тщедушного – кини уҥуо5унан кыра, этэ – сиинэ дьарамай, лицо было довольно незначительно – сирэйэ-хара5а бэрт бөрүкүтэ суох, в голосе у него звучала сила - саҥата-иҥэтэ ол курдук ис-иһиттэн күүстээх , одеждой он щеголять не мог - таҥаһа–саба мара уо.д.а.

  Аат тыл кыччатар формата: 

узкая и длинная тучка –      синньигэс, уһун лоскуй былыт о5ото, небольшой новый армячок – кыра саҥа армяк сыыһа , лицо его было невелико, худо, в веснушках – сирэйин сыысчаана кыра, дьүдэх, эбирдээх

                                                     Даҕааһын ааты туттуу

Күүһүрдэр суолталаах да5ааьын ааттар:

небо ясно – халлаан урсуна ып-ыраас,   солнце светлое  – күн сып-сырдык, с нежными белыми краями - чап-чараас ньалака кылдьыылаах уо.д.а.

Ханыыласпыт даҕааһын ааттар:

 желто-пегая собака  - кугас-эриэн ытым; едва заметный дождь – биллэр – биллибэт самыыр; удивительный человек – дьикти –дьиибэ киһи; смелая удаль – хорсун –хоодуот быһыы

             Тыл олоҕун хоһулаһыыта

сам дивясь своей ошибке - хайдах бу курдук  алҕаһаабыт  бэйэкэбиний диэн бэккиһэнэ-бэккиһэнэ; ... , далеко-далеко, виднелось пустынное поле-ырыых-ыраах иччитэх куурбут- хаппыт хонуу көстөр ;  , пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черноту того круга быстрые отблески- төлөннөрө күлүмүрдүү- күлүмүрдүү, сырдатыллыбыт сири аhары хаа-дьаа түргэн килбиэни ыhыахтыыр; проворно жуя длинную траву - уhун оту ыстаан кумугулдьута-кумугулдьута уо.д.а.

                  Сыһыаты туттуу

Ханыыласпыт сыьыаттар :

к вечеру эти облака исчезают – ибил-дьибил сүтэн хаалаллар; стал глядеть кругом эргим-ургум көрдүм; глядел он очень умно и прямо – сүрдээх өйдөөхтүк уун-утары көрөр.

, изредка вспыхивая длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое- где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака- хаа- дьаа дьирбии уһун  чаҕылҕаннар күлүмнүүллэр; ол эрээри, халлаан онон- манан дьэҥкэрэн, түргэнник көтөр чараас былыттар быыстарынан сулустар дьиримнэстилэр.

 , вишь какую ночку выбрал– собус- соруйан маннык түүнү талан тахсыбытын көр уо.д. а.

Түмүк:

  1. И.С. Тургенев "Сааһыт суруктара" айымньытын Г.С. Тарскай үрдүк таһымнаахтык тылбаастаабыт.
  2. Нуучча классигын айымньытын  табыллыбыт тылбааһа саха киһитэ ааҕарыгар чэпчэки, быдан чугас, өйдөнүмтүө эбит.
  3. Нуучча да, атын омук да айымньыларын үрдүк таһымнаахтык тылбаастыыр буоллар тылбыт  сайдыытыгар, атын омук да тылын үөрэтиибитигэр олус көмөлөөх буолуон сөп эбит.

 


Предварительный просмотр: