Выступление на педагогическом форуме "Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы"
статья по литературе (6 класс) на тему

Семенова Ольга Васильевна

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_forume.docx51.22 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Есть прекрасные слова: «Преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

В основе Стандарта нового поколения  лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

  Преимущества групповой формы учебной работы

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся  обратиться за помощью к учителю.
  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  3. У учеников  формируется своя точка зрения, дети  учатся отстаивать свое мнение.
  4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и  применять их в конкретных заданиях.
  5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
  6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи                   

            Дети объединяются в группы, которые могут быть  постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. В них некому руководить, подавать пример познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не способны оказывать друг другу действенную помощь.   Оправдывают себя группы из четырех человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.  Возможно практиковать подобную работу  и при проведении зачетов, семинаров, при этом формируются  группы уже  из 5-6 человек.

Приемы и методы групповой работы.

Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Зигзаг
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Зигзаг 2
Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого "Зигзага", текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

 В настоящее время широкое распространение получила методика совместной работы учащихся в парах сменного состава по карточкам. Большую популярность получила методика взаимообмена заданиями, разработанная М. А. Мкртчяном, И. Г. Литвинской и другими учителями. По этой методике готовятся карточки и в каждой карточке два аналогичных задания.

Методика совместной работы в паре по вопроснику довольно простая. Один ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно. Если возникли затруднения с ответом, то ответ дает проверяющий, но после этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла необходимость, примеры, подтверждающие правило.

Таким образом, даже краткий обзор видов групповой работы на уроках русского языка позволяет сделать следующие выводы.

При использовании групповой работы происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

Академик Х.Й.Лийметс объясняет это тем, что общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности той точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу.

Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки универсальных учебных действий. В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимани

Приведу пример из собственного опыта.

Предмет: литература

Класс: 6

Тема урока:  А.Грин «Алые паруса».  Победа романтической мечты над реальностью жизни в  повести А.Грина «Алые паруса».

Цели урока: знакомство с писательской судьбой А.Грина, художественный анализ произведения «Алые паруса»,относящийся к приключенческому жанру(познакомить с особенностями жанра феерии),   работа над портретной характеристикой героев, обучение навыкам выразительного чтения,формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни,воспитание благородства.

Планируемые результаты: познавательные   УУД:  поиск и выделение  необходимой информации ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ; чтение ;  осмысленное восприятие текстов.

Личностные  УУД: самоопределение, нравственно – этическая  ориентация , способность к самооценке своих  поступков.

Регулятивные УУД : целеполагание ,  саморегуляция, выделение и осознание  обучающимся  того, что уже усвоено.

Коммуникативные  УУД:  планирование  учебного сотруднечиства    с  учителем и сверстниками, соблюдение   правил  речевого  поведения, умение  высказывать и   обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения:  компьютер, проектор, иллюстрации к произведению, ресурсы сети Интернет, соц.сеть работников образования .

Ход урока

Эпиграф: « Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.»  А. Грин.

  1. Актуализация  знаний. (1мин)

Еще в 1919 году А. Грин написал стих-е «Движение»        

Мечта разыскивает путь,-

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь,-

Намечены пути,-

Мечта разыскивает путь,-

                                               Открыты ВСЕ пути.      

 - Как вы думаете, случайны ли эти строки  на нашем сегодняшнем уроке? О чем  у нас сегодня пойдет речь?

-А знаете ли вы,кто такой А.Грин? (Автор повести «Алые паруса»)

2.Повторение. (2мин)

  Мечтатель, романтик А.Грин создал удивительных героев с необычной судьбой.

Но не всем известно, какая нелегкая, а порой и горькая жизнь досталась на долю этому человеку, который умел давать другим столько радости веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик.

-  А.Грина называют сказочником?  Как вы думаете,почему?(Его роман  необычен - это роман-феерия - волшебная сказка похожая на быль; его   герои  мечтатели, все, что с ними происходит больше похоже на сказку)

- Знаете ли вы такую страну Гринландию? (Удивительную страну «Гринландию» придумал А. Грин - «человек светлой мечты».  Её не найдёшь на карте Земли, это страна вымышленная, страна мечты, но каждый, кто хоть однажды побывал в ней, убедился в её реальности. Писатель создал книгу о МЕЧТЕ, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей былью.    

3. Проблемный вопрос. (2мин)

Каждый из нас мечтает.

- А что нужно делать, чтобы мечта сбылась?

- Скажите, о чем вы думаете,когда слышите слово «мечта»?

( Мечта - что-то светлое, что делает краше нашу жизнь.

Мечта - полет человека, который не должен прерваться.

Мечта - цель, к которой нужно идти.)

-Подберите синонимы к слову «мечта»

      МЕЧТА=СКАЗКА=ЧУДО

-У каждого термина есть научное толкование.Обратимся к толковому словарю.

 В толковом словаре, слово «мечта» помечено как многозначное:

Мечта - 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

-  Некоторые и звас затруднились ответитьна вопрос отом,что нужно делать,чтобы мечта сбылась. А вот А.Грин знал точный ответ наэтот вопрос. Обратимся к его произведению.

4. Постановка целей и задачи урока. (2мин)

- Что мы будем исследовать? (повестьА.Грина «Алые паруса»)

- Как будем исследовать?(Работать с текстом)

-Какие вопросы перед началом исследования поставим перед собой?

Задачи урока (формулируют дети):

-О каких мечтах написано в произведении А.Грина «Алые паруса»?

-Сбылись ли мечты главных героев?

-Что делали герои А.Грина для того,чтобы их мечты сбылись?

-Какова цель нашего урока?

Цель урока:

-Что нужно делать,чтобы сбылась мечта?

-А как человек идёт к своей мечте?

-Можем ли мы на примере героев романа проследить этот путь? Как каждый из них идет по этому пути?

- Какова цель нашего исследования на уроке?

-Составим кластер, вспомнив главных героев произведения (на доске)

(1мин)

Так будут называться наши группы

5. Работа в группах (7мин)

Задания  для групповой работы

1 группа  «Жители Каперны ».

Задание: Ответьте на вопросы. Подтвердите свои выводы примерами.

-Какими изображены жители Каперны?

- Какой образ жизни они вели?

- Как относились жители Каперны к Лонгрену и его дочке? Почему?

-Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

-Умели ли мечтать жители Каперны?

 (Мрачные люди живут в этом селении, много злых, но есть и добрые (угольщик, Лонгрен). В городе не поют песен, не рассказывают сказок, не любят людей. "Там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ночи, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом:" "Там в работе, как в драке".

2 группа  «Лонгрен» 

Задание: Ответьте на вопросы. Подтвердите свои выводы примерами.

-Как жили Лонгрен и Ассоль?

- Как  Лонгрен переживал смерть жены?

-Как Лонгрен относился к Ассоль?

- Как он  отнесся к мечте дочери об алых парусах?

-Как вы  думаете, была ли мечта в жизни Лонгрена?

3 группа «Ассоль» 

Задание: Ответьте на вопросы. Подтвердите свои выводы примерами.

-Как автор описывает свою героиню?

-Каков ее внутренний мир?

-Что вы можете сказать о её характере?

-Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

- Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

-Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль

- Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

-В чем заключалась главная  мечта Ассоль?

4 группа «Артур Грей»

 Задание: Ответьте на вопросы. Подтвердите свои выводы примерами.

-Почему рос одиноким Грей?

- Чем был заполнен мир его детства?

-В каких поступках Грея  проявляется его характер и душа?

-Как он шел к своей  мечте? 

-Повесть Грина не только о мечте. Она о море и о паруснике.

Физкультминутка (1мин) Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки.

Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и вправо.  

6. Выступление групп (3-мин на выступление)-12 мин и 7 мин

Во время выступления 3группы звучит выразительное чтение отрывка «Встреча Ассоль с Эглем». Вовремя выступления 4 группы –кинофрагмент из фильма (финал)

7. Обобщение: (3 мин)

      1. Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Артура Грея и Ассоль? 

  (Думаю, нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, "его как бы позвал кто-то". Ассоль неожиданно услышала "нечто, подобное отдалённому зову", и это позвало её на берег.

2.  Что роднит Грея и Ассоль? (Умение тонко чувствовать красоту природы, добры и трудолюбивы, способны фантазировать, мечтать).

3.Помог ли Грей осуществлению мечты Ассоль? 

4.Почему Грею захотелось претворить в жизнь мечту Ассоль? 

Ему нравится Ассоль, он чувствует душевное родство с этой девушкой. Ещё Грэй понял "нехитрую истину". Она заключалась в том, что нужно делать чудеса своими руками. "Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - ЧУДА, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя".

5. Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грей?

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку были слова А.Грина

6. К какому выводу приводит нас Грин  повестью  «Алые паруса»? (Творить чудеса надо своими руками, а не ждать, когда кто-то что-то за нас сделает).

6. Как выдумаете, какими же качествами надо обладать, чтобы достичь своей мечты, чтобы,  несмотря ни на что идти к ней навстречу?

На этот вопрос ответим в парах.( 2 мин )(На столе лежит заготовленная таблица.) Ребята вы должны посоветоваться и записать те качества, которые помогли  Грэю и Ассоль осуществить свою мечту

Качества Ассоль

Качества Грея

Искенность

Трудолюбие

Вера в чудеса

Благородство

Доброта

Чуткость

Целеустремленность

Вера в мечту

.

Примерные ответы: 1. Вера в прекрасное, вера в чудеса, вера в сказку и чудесное исполнение мечты; искренность, трудолюбие, чтение книг - все это ведёт Ассоль к своей мечте. 2. Захватывающая любовь Грэя к морю, мечта быть капитаном, умение преодолевать трудности, целеустремленность, решительность, умение ценить прекрасное, доброта, чуткость, благородство-все эти качества позволили Грэю исполнить свою мечту и мечту Ассоль.

8.Выводы 

Да, герои повести мечтали, верили и знали, что их мечты  сбудутся, если они будут любить жизнь, честно трудиться и стремиться к своей мечте.

9.Рефлексия (2 мин)

Сегодня на уроке у меня получилось…

Я узнал..

Осталось непонятным..

     -Символом чего являются алые паруса?

      (символом мечты и любви,исполнения желания).

    - Как вы думаете,когда мечта сбывается,что чувствует человек?(восторг,счастье,удовлетворение)

-А какие чувства сейчас испытываете вы? У  вас на партах кораблики ,по цвету паруса определите свое внутреннее состояние,свое настроение.

 Пусть цвет ваших парусов будет цветом ваших целей.

Дети выбирают кораблик  и прикрепляют их к доске.  (1мин)

(Алый-радость,восхищение,чувство удовлетворения от урока и своей работы)

Белый-чувствовал себя неуверенно,работал не в полную силу,чувство неудовлетворенности

Черный-многое было непонятно, недоволен собой и своей работой,чувство разочарования)

9. Домашнее задание: (прокомментировать)(2 мин)

1.Сочинение «Что видела Ассоль в своих снах?»

2. Ответить письменно на проблемный вопрос : «Нужна ли человеку мечта?»

2.Иллюстрация  к роману (для художников)

3.Выучить наизуть отрывок  из романа (для чтецов)

Звучит отрывок из песни Грея из спектакля

Учитель: Я желаювам веритьв чудеса,мечтать.бытьпохожими на героев Грина,плытьподалыми парусами,ставитьв жизни высокие цели и стремиться к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.

В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...

Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы

          Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в пар...

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....

Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы

В статье говорится о том, какие типы учебного диалога я использую на своих уроках.Материал может помочь сделать уроки литературы и русского языка более интересными и продуктивными....

Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы

В презентацию включены интересные учебные диалоги, вопросы, составленные учащимися на уроках литературы....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"...