Рабочая программа и КТП по литературе, 10 класс.
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Сергеевых Светлана Анатольевна

Программа и КТП, возможно, помогут в работе начинающим учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_a_literatura_3ch_korovinasergeevyh.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса по литературе

10 класс

Учебник  Литература 10 класс в 2 частях под редакцией В.И.Коровина М.,Просвещение, 2011

Пояснительная записка

Статус документа

 Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

Структура документа.

Программа включает в себя следующие разделы:

пояснительная записка

содержание тем программы

требования к уровню подготовки учащихся

учебно –методическое обеспечение учащихся и учителя.

Общая характеристика  учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.        

 Цели обучения :                                                                                         - способствовать духовному становлению личности;                                         - формировать нравственные         позиции старшеклассников                          - развивать эстетический вкус;                                                                         - продолжить работу над устной и письменной речью ;                          - привить любовь к чтению высоко художественной  литературы.                

Задачи обучения :                                                                        

 -формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;                                        

  - помочь освоить теоретические понятия для постижения художественных произведений;

-  способствовать формированию гуманистического мировоззрения;        

- воспитать чувство любви и патриотизма.

Предполагаемые формы обучения.

   Чтение фрагментов из произведений, включённых в программу по литературе для 10 класса, чтение наизусть отрывков из прозаических и лирических произведений, монологов из драматических произведений, чтение и анализ литературно-критических статей, чтение мемуарной литературы, работа со справочной литературой, тесты, рефераты, конспекты, сочинения, уроки-обзоры, уроки-дискуссии, уроки-зачёты, лекции учителя с элементами беседы.

Предполагаемые результаты обучения.

  Предполагаемые результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 10 класса, которые содержат компоненты, связанные с умениями и навыками целостного анализа текста, литературоведческими знаниями и эстетическим воздействием литературного произведения  на читателя.

Место предмета в федеральном базисном плане.

Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы отводится 102 часа, из расчёта 3 часа в неделю.

Учебно- тематический план.

  1. Обзорный урок. Литература первой половины 19 века. 1 час.
  2. Из произведений русской литературы первой половины 19 века.         8 часов.
  3. Обзорный урок. Литература второй половины 19 века. 2 часа.
  4. Из произведений второй половины 19 века. 83 часа.
  5. Зарубежная литература. 6 часов.
  6. Повторение 2 часа.                                

                                                        

 Содержание тем программы

Литература первой половины 19 века.                                                         1. Обзор русской литературы первой половины 19 века. Основные темы и проблемы. Русская литература в контексте мировой культуры. 1 час

 2. А.С.Пушкин. Жизнь и творчество ( обзор). Гуманизм лирики Пушкина и её национально – историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. 1час.

Стихотворения «Элегия», «Погасло дневное светило» как образцы философской лирики поэта. 1 час.

Поэма «Медный всадник» как реалистическое произведение. Фантастические картины в поэме. Проблема народа и власти в произведении. 1час.

3. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики поэта. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Соотношение романтизма и реализма в произведениях поэта. 1 час.

Художественный мир Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Молитва как жанр в лирике поэта. Тема любви, жизни и смерти в произведениях Лермонтова.        1 час.

4. Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения писателя. Сатирическое и эпико-драматические начала в сборнике «Миргород». 1 час.

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ города в повести «Невский проспект». Правда и ложь, реальность и фантастика в повести. 2 часа.                

Литература второй половины 19 века                

5. Обзор русской литературы второй половины 19 века. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы. 2 часа.

6. А.Н.Островский. Жизнь и творчество (обзор). Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра». 1 час.                Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «кабановских понятий о нравственности». Нравственная проблематика пьесы. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Тема «горячего сердца» в пьесах Островского. 7часов.

7. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор).        1 час.

 Роман «Обломов». Место романа в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения. Что такое «обломовщина»? «Обломов» в русской критике. 6 часов.

8. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (обзор). Тургенев- создатель русского романа. 1 час.

Роман «Отцы и дети». История создания романа. Базаров –герой своего времени. Духовный конфликт героя.  Русские дворяне Кирсановы. Любовь в романе «Отцы и дети». Споры критиков вокруг романа. Накипь» нигилизма и её изображение в романе. Художественное мастерство Тургенева – романиста. 8 часов.

9.Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Мир природы и образ Родины в стихах поэта. 2 часа.

10. А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Любовная лирика Фета. Импрессионизм поэзии Фета. 2 часа.

11. А.К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Любовная лирика. 1 час.

12. Н.С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор). 1 час.

 Повесть «Очарованный странник». Жанровое своеобразие произведения. Смысл названия повести. Изображение русского национального характера в повести. 3 часа.

13.М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). 1 час.

«История одного города» как сатирическое произведение. Образы градоначальников. 1час.

14. Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (обзор).1 час. «Вечные темы» в поэзии Некрасова. Решение поэтом проблемы роли поэта и поэзии в жизни людей. Гражданский пафос поэзии Некрасова. 3часа.                        

«Кому на Руси жить хорошо» как эпическое произведение о жизни народа в пореформенное время. Образы народных заступников в поэме. Особенности языка поэмы. Фольклорное начало в произведении. 5 часов.                         15. Ф.М.Достоевский .Жизнь и творчество ( обзор). 2 часа.

Роман «Преступление и наказание». История создания произведения. «Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова. Значение образа Сони Мармеладовой. Роль эпилога романа. 10 часов.        

 16. Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество (обзор). 2 часа.

        Роман – эпопея «Война и мир». История создания произведения. Особенности жанра. Образ автора в романе. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Женские образы в романе. Тема народа в романе. Кутузов и наполеон в изображении Толстого. Проблемы истинного и ложного в романе. Художественные особенности романа. 12 часов.                                                        

 17. А.П.Чехов. Жизнь и творчество        (обзор). 2 часа.

 Анализ рассказа «Ионыч». 2 часа.                                .                         

Рассказы «Палата №6», «Дама с собачкой» (анализ) 2 часа.                                Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. Символ сада в комедии. Своеобразие чеховского стиля.         6 часов.                                                                

18. Повторение. Основные темы русской литературы и эволюция героя.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса :         

- учащиеся должны знать основные факты жизни и творчества писателей -  классиков;

- знать  и  уметь  воспроизводить  содержание изученных произведений;

- анализировать и интерпретировать художественные произведения, используя сведения  по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, художественная деталь);                

- определять род и жанр произведения;                                                 - выявлять авторскую позицию и формулировать свое отношение к прочитанному  произведению, писать сочинения разных жанров на литературные темы.        

 Учебно-методическое обеспечение

для  учащихся                                                                                 1.Лебедев Ю.В. Литература : 10 класс : Учебник: В 2 ч. – М. : Просвещение,2011.        

 2. Литература : 10 класс : Учебник  : В 2 ч. / Под ред. В.И.Коровина.  – М. : Просвещение,2012.

3. Русская  литература 19 века: Практикум : 10 класс / Под  ред. В.И.Коровина.  –М. : Просвещение,2011.

для учителя.

1.Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе : Практическая методика : Книга для учителя. – М. : Просвещение, 2002.        

2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе 19 века 10 класс 1-е и 2 –е полугодие. – М. : Вако, 2003.

3. Тодоров Л.В. Поэзия : образы и понятия. – М. : Русское слово, 2009.        4. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература 19 века . Материалы для подготовки к экзамену. – М. : Русское слово», 2003.


Календарно – тематическое планирование по литературе
в 10 классе.

Тема   урока

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

1.

Обзор русской литературы 1-й половины 19в. Русская литература 19в. в контексте мировой литературы

2.

Краткий обзор жизни и творчества А.С.Пушкина. Романтическая лирика

3.

«Вечные темы и их философское осмысление в поэзии А.С.Пушкина

4.

«Великое и малое» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

5.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Адресаты любовной лирики

6.

Художественный мир поэзии М.Ю.Лермонтова

7.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество ( обзор)

8,9

Повесть «Невский проспект». Образ города в повести

10

Сочинение по произведениям русской литературы 1-й пол. 19 века

11.

Литература 2-й пол. 19в. (обзор ). Общественно – политическая обстановка в стране. Герой времени в литературе

12.

Пути развития России. Проблемы судьбы, веры и сомнения, нравственного выбора

13.

А.Н.Островский. «Колумб Замоскворечья». Роль  драматурга в создании национального театра

14.

Драма «Гроза». Один день в городе Калинове

15.

«Отчего люди не летают так, как птицы?»  своеобразие внутреннего конфликта Катерины

16.

Семейный и социальный конфликт в  драме «Гроза»

17.

Смысл названия и символика пьесы. Драматургическое мастерство А.Н.Островского

18.

«Гроза» в оценке русской критики

19,20

Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

21.

И.А.Гончаров. Слово о писателе и его творчестве

22.

Один день из жизни Обломова  (по роману «Обломов»)

23.

Два типа любви в романе И.А.Гончарова (Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына )

24.

 Обломов и Штольц . Прием антитезы в романе

25.

Художественное своеобразие стиля романа. Роль художественной детали в произведении

26,27

Письменная работа по роману И.А. Гончарова «Обломов»

28.

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество писателя

29.

История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы

30.

Сила и слабость нигилизма Е.Базарова

31.

 Сущность конфликта «отцов и детей»

32.

«Накипь» нигилизма и её изображение в романе

33.

Болезнь и смерть Базарова

34.

Художественное мастерство И.С.Тургенева

35,36.

Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

37.

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество (обзор).Мир природы и образ Родины в стихах поэта

38.

Любовь как стихийное  чувство и «поединок роковой»

39.

А.А.Фет. Жизнь и творчество (обзор). Поэзия и судьба Фета

40.

Природа, любовь и красота в лирике поэта

41.

А.К.Толстой .Жизнь и творчество (обзор). Любовная лирика

42.

Жизнь и творчество Н.С.Лескова

43.

Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета.

44.

Образ Ивана Флягина. Этапы духовного пути личности

45.

 Смысл названия повести

46.

М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). Судьба русской сатиры

47.

Сатирическая летопись истории Российского государства по «Истории одного города»

48.

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова

49.

«Вечные темы» в поэзии Н.А.Некрасова

50.

Гражданский пафос поэзии, ее основные темы, идеи, образы

51

Решение темы поэта и поэзии

52.

Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет, жанровое своеобразие

53.

Нравственный смысл поисков счастья в поэме.

54.

Сатирический портрет русского барства в поэме

55.

Художественные особенности поэмы

56.

Сочинение на самостоятельно сформулированную тему

57.

Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества

58.

Обзор произведений писателя. Художественный мир писателя

59.

Роман «Преступление и наказание» как психологический роман

60.

Петербург Достоевского

61.

Униженные и оскорбленные на страницах романа

62.

Соня Мармеладова

63.

Причины преступления и наказания Раскольникова

64.

Лужин  и Свидригайлов. «Демоны» Родиона Раскольникова

65.

Три встречи  - три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича

66.

Образы  - символы в романе

67.

Коллективная работа над развернутым планом сочинения

68.

Сочинение на тему «Базаров и Раскольников : можно ли строить жизнь по теории?»

69.

Л.Н.Толстой. Личность писателя

70.

Духовные  искания писателя, их отражение в произведениях. «Севастопольские рассказы»

71.

История создания романа «Война и мир». Эволюция замысла

72.

Салон А. П. Шерер

73.

Болконские в романе

74.

Ростовы  в романе

75.

Изображение войны 1805 -1807 г.  Шенграбенское сражение

76.

Аустерлицкое  сражение. Подвиг Андрея Болконского

77.

Канун Отечественной войны. Бородинское сражение.

78.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев

79.

«Взлеты и падения» Пьера Безухова и дорога чести Андрея Болконского

80.

Женские образы в романе

81.82.

Анализ одного из эпизодов  романа по выбору учащихся

83.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество

84.

Чехов улыбается, Чехов смеется, Чехов издевается…

85.

«Ионыч» - деградация личности  Старцева

86.

Люди, которые проглядели жизнь

87.

Анализ рассказа «Палата № 6»

88.

«Нет, больше так жить невозможно…» Рассказ «Дама с собачкой»

89.

«Вишневый сад» -новаторство драматургии А.П.Чехова

90.

Бывшие хозяева вишневого сада

91.

Загадка Ермолая Лопахина: «хищный зверь» или  «нежная душа» ?

92.

Будущее в пьесе

93,94.

Драма или комедия?  Сочинение по пьесе «Вишневый сад» А.П.Чехова

95.

Зарубежная литература.  Оноре де Бальзак . «Гобсек». Тема власти и денег в повести

96.

Образ ростовщика  - папаши Гобсека. Образы скупцов и накопителей в произведениях русской литературы

97.

Ги  де Мопассан «Ожерелье». Система  образов

98.

Мастерство психологического анализа в новелле

99.

 Гете «Фауст».  Фауст и Мефистофель

100.

Философские проблемы трагедии

101.

Повторение. Основные темы в русской литературе 19 века

102.

Эволюция героя в русской литературе

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса  предназначена  для изучения  русского языка на базовом уровне и составлена из расчета  6 часов в неделю, 204 часа в год....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа русский язык к учебнику ЛадыженскойРабочая программа литература к учебнику Коровиной...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"

Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....