Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Мартынова Галина Александровна

Программа составлена в соответствиии с требованиями ФГОС и основана на авторской программе под редакцией В.Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_rp_lit.docx74.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г.о. ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

О.В. Войнова

«01» сентября 2016 г.

 

Рабочая программа

по литературе

для                5                класса «Б»

(уровень: базовый, расширенный, профильный)

 

  

Учитель Мартынова Галина Александровна

Квалификационная категория – высшая

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с:

- требованиями Федерального закона об образовании от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (стандарт второго поколения (5-9 классы) от 17 декабря 2010 года;

- Основной образовательной программой основного общего образования по литературе МБОУ СОШ №30,

- Примерной программой по учебным предметам. Литература 5–9 классы – М.: «Просвещение», 2011.

- авторской программой «Литература. 5-9 классы»/под редакцией В.Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2011.

Обучение ведется по учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В.П. и Коровина В.И. «Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях» – М: Просвещение, 2013.

В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для обучающихся 5 классов МБОУ СОШ №30.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, по развитию читательской деятельности, формированию умений анализировать художественный текст, воспитанию интереса к чтению, потребности в общении с миром художественной литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, в которых поднимаются вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

В рабочей программе курс представлен разделами:

  1. Устное народное творчество
  2. Из древнерусской литературы
  3. Из русской литературы XVIII века
  4. Из русской литературы XIX века
  5. Из русской литературы XX века
  6. Из зарубежной литературы

В разделах 1-6 даются: перечень произведении художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Цели обучения

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

Задачи обучения

Перечисленные цели обусловливают следующие задачи:

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Устное народное творчество:

Обучающийся научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, для формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приёмы, жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице) и/или придумывать сюжетные линии;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература

Обучающийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 102 часов (34 учебных недель) в 5 классе.

Формы организации образовательного процесса:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
  • индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

В планировании предусмотрены следующие виды и формы контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором и без выбора ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Технологии обучения:

  • информационно-коммуникационная;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • обучение в сотрудничестве;
  • проблемного обучения;
  • развития исследовательских навыков;
  • здоровьесбережения;
  • развития критического мышления через чтение и письмо;
  • интерактивного обучения;
  • метод проектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

Развитие речи

Контрольные работы

1.

Введение

1

---

---

Устное народное творчество

10

---

---

2.

Из древнерусской литературы

2

---

---

3.

Из русской литературы XVIII века

1

---

---

4.

Из русской литературы XIX века

42

9

1

5.

Из русской литературы XX века

33

6

---

6.

Из зарубежной литературы

13

---

1

Итого:

102

15

2

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Фольклор для детей (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ жены-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван-крестьянский сын как выразитель идеи сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» – народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости..

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью близкому человеку.

«У лукоморья…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Отдельные главы поэмы «Руслан и Людмила» (для внеклассного чтения).

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм и «бродячими сюжетами»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для внеклассного чтения) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления), речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» –  поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Русская литературная сказка XX века

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Ю.Ч. Ким. Юмористическое стихотворение-песня «Рыба-кит». Особенности жанра.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.) Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Реальные жизненные проблемы и игровые приключенческие ситуации.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья …», Няне.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)

А.А. Фет. Весенний дождь.

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения  (по выбору учащихся).

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Литература. 5-9 классы/ под редакцией В.Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2011.
  3. Коровина В.Я. «Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях» – М: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Вялкова Г.М. Новые образовательные стандарты. Русский язык. 5-11 классы. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину-Дьяченко) – М: Планета, 2012.
  2. Голодов Е.А., Гроцкая И.В., Бельченко В.Е. Интерактивная доска в школе. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М: Экзамен, 2008.
  4. Дюжева О.А. Развитие речи. Инновационная технология обучения. 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2014.
  5. Кривоплясова М.Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: Тренинговые задания на уроках. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Лёвина Е.В., Андрусова Е.С., Иващенко Г.М. Предметные олимпиады: 5-11 классы. Русский язык, литература. – Волгоград: Учитель, 2015.
  7. Стрелкова Л.Ф. Русский язык. Литература: Технологии проблемного и развивающего обучения. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2013.

Образовательные электронные ресурсы:

Художественная литература:

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
  • http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
  • http://www.litmir.co/ – Литмир. Электронная библиотека


КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г.о. ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2016-2017 учебный год

Мартынова Галина Александровна

Литература

предмет

5 класс/ 3 часа в неделю                        5 класс/ 102 ч. в год

класс/количество часов в неделю                         класс/количество часов в год

Литература. 5-9 классы/ под редакцией В.Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2011.

название программы

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. (В.П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин); под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013

название учебника


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Даты

Тема урока

Скорректированные сроки

Примечание

Введение (1ч)

01. – 02.09

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Устное народное творчество (10ч)

01. – 02.09

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

01 – 02.09

Сказка как особый жанр фольклора

05 – 09.09

Поэтика волшебной сказки «Царевна-лягушка»

05 – 09.09

Народная мораль в характерах и поступках героев

05 – 09.09

Волшебная сказка героического содержания «Иван-Царевич и чудо-юдо»

12 – 16.09

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

12 – 16.09

Сказка о животных. «Журавль и цапля».

12 – 16.09

Бытовая сказка «Солдатская шинель»

19 – 23.09

Работа над творческим проектом «Сборник сказок собственного сочинения»

19 – 23.09

Защита творческого проекта «Сборник сказок собственного сочинения»

Из древнерусской литературы (2ч)

19 – 23.09

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет».

26 – 30.09

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Из русской литературы XVIII века (1 час)

26 – 30.09

«Случились вместе два Астронома в пиру…»

Из русской литературы XIX века (42ч)

Иван Андреевич Крылов

26 – 30.09

Русские басни. Басня как литературный жанр.

03 – 07.10

И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне».

03 – 07.10

И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

03 – 07.10

Р.р. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова (урок-театр)

Василий Андреевич Жуковский


№ урока

Даты

Тема урока

Скорректированные сроки

Примечание

10 – 14.10

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

10 – 14.10

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

10 – 14.10

Баллада В.А. Жуковского «Кубок»

17 – 21.10

Р.р. Обучающее сочинение-сопоставление на тему «В чем различия и сходства народной и литературной сказок?»

17 – 21.10

Р.р. Обучающее сочинение-сопоставление на тему «В чем различия и сходства народной и литературной сказок?»

Александр Сергеевич Пушкин

17 – 21.10

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

24 – 28.10

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

24 – 28.10

Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

24 – 28.10

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.

07 – 11.11

Королевич Елисей. Победа добра над злом.

07 – 11.11

Вн. чтение. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отдельные главы).

Антоний Погорельский

07 – 11.11

Антоний Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

14 – 18.11

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание произведения.

Петр Павлович Ершов

14 – 18.11

Вн. чтение. П.П. Ершов. «Конек-горбунок».

Всеволод Михайлович Гаршин

14 – 18.11

Вн. чтение. В.М. Гаршин. «Attalea Princeps».

Михаил Юрьевич Лермонтов


№ урока

Даты

Тема урока

Скорректированные сроки

Примечание

21 – 25.11

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

21 – 25.11

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

Николай Васильевич Гоголь

21 – 25.11

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место».

28.11  – 02.12

Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место».

28.11  – 02.12

Вн. чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

Николай Алексеевич Некрасов

28.11  – 02.12

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» – отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

05 – 09.12

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Некрасова

Иван Сергеевич Тургенев

05 – 09.12

И.С. Тургенев. История создания рассказа «Муму».

05 – 09.12

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

12 – 16.12

Герасим и Муму. Счастливый год.

12 – 16.12

Р.р. Сочинение эпистолярного жанра на тему «Письмо герою рассказа И.С. Тургенева «Муму»».

12 – 16.12

Р.р. Сочинение эпистолярного жанра на тему «Письмо герою рассказа И.С. Тургенева «Муму»».

19 – 23.12

Р.р. Анализ сочинений

Афанасий Афанасьевич Фет

19 – 23.12

А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».

19 – 23.12

Контрольная работа за 1 полугодие

Лев Николаевич Толстой

10 – 13.01

Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

10 – 13.01

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

10 – 13.01

Дружба Жилина и Дины

16 – 20.01

Р.р. Язык рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Антон Павлович Чехов

16 – 20.01

А.П. Чехов. «Хирургия».

16 – 20.01

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова

№ урока

Даты

Тема урока

Скорректированные сроки

Примечание

Родная природа в поэзии XIX века

23 – 27.01

Образы природы в русской поэзии. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков

23 – 27.01

Р.р. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

Из русской литературы XX века (33ч)

Иван Алексеевич Бунин

23 – 27.01

И.А. Бунин. Рассказ «Косцы».

Владимир Галактионович Короленко

30.01 – 03.02

В.Г. Короленко. «В дурном обществе».

30.01 – 03.02

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

30.01 – 03.02

Путь Васи к правде и добру

06 – 10.02

Глава «Кукла» – кульминация повести «В дурном обществе». Простота и выразительность языка повести.

06 – 10.02

Р.р. Сочинение-отзыв о повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

06 – 10.02

Р.р. Сочинение-отзыв о повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Сергей Александрович Есенин

13 – 17.02

С.А. Есенин. Образ родного дома в стихах Есенина

13 – 17.02

Р.р. Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

Павел Петрович Бажов

13 – 17.02

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка».

20 – 22.02

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

20 – 22.02

Вн. чтение. Сказы П.П. Бажова.

Константин Георгиевич Паустовский

27.02 – 03.03

К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

27.02 – 03.03

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб»

27.02 – 03.03

Р.р. Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

06 – 10.03

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».


№ урока

Даты

Тема урока

Скорректированные сроки

Примечание

Самуил Яковлевич Маршак

06 – 10.03

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

06 – 10.03

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

13 – 17.03

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

13 – 17.03

Тестовая работа по творчеству писателей первой половины XX века

Андрей Платонович Платонов

13 – 17.03

А.П. Платонов. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

Виктор Петрович Астафьев

20 – 24.03

В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

20 – 24.03

Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»

Александр Трифонович Твардовский

20 – 24.03

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Константин Михайлович Симонов

03 – 07.04

Подвиг бойцов крепости Брест. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

03 – 07.04

Работа над информационным проектом «Поэты военной поры»

03 – 07.04

Работа над информационным проектом «Поэты военной поры»

10 – 14.04

Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Война глазами поэтов»

10 – 14.04

Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Война глазами поэтов»

Иван Алексеевич Бунин

10 – 14.04

Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».

17 – 21.04

Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка». Д.Б. Кедрин «Аленушка».

Николай Михайлович Рубцов

17 – 21.04

Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы».

Саша Чёрный

17 – 21.04

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

№ урока

Даты

Тема урока

Скорректированные сроки

Примечание

Юлий Черсанович Ким

24 – 28.04

Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Юмор произведения. Особенности жанра.

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон

24 – 28.04

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед».

Даниэль Дефо

24 – 28.04

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо».

Ханс Кристиан Андерсен

02 – 05.05

Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

02 – 05.05

Два мира сказки «Снежная королева»

Марк Твен

02 – 05.05

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

10 – 12.05

Том Сойер и его друзья

Джек Лондон

10 – 12.05

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь. «Сказание о Кише».

15 – 19.05

Обобщение изученного материала за курс 5 класса

15 – 19.05

Контрольная работа за 2 полугодие

15 – 19.05

Анализ контрольной работы

22 – 25.05

Вн. чтение. Мои любимые произведения русской и зарубежной литературы

22 – 25.05

Подведение итогов года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...