Интеллектуальный ринг
материал по литературе (10 класс) на тему

Морозова Юлия Александровна

Внеурочное мероприятие  для обучающихся 10 - 11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Конспект внеклассного мероприятия

«Интеллектуальный ринг»

Составитель – Морозова Ю.А.,

учитель русского языка и литературы

Первомайский, 2016

Игра «Интеллектуальный ринг»[1]

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники, болельщики, члены жюри. Мы рады приветствовать вас на нашем поединке между старшеклассниками, который называется «Интеллектуальный ринг». В качестве ведущих будем выступать мы – Габанова Юлия и Выставкин Тимур. Участниками нашего поединка станут 2 команды – команда 10 класса в составе 6 человек – Комарова Алексея, Бондаренко Илоны, Сельковой Агафьи, Ершовой Анастасии, Мекуш Домники и капитана – Сухаревой Кристины, и команды 11 класса в составе 6 человек – Плеховой Ольги, Пыстиной Кристины, Ильясова Семена, Старцевой Ирины, Свекловой Виктории. Капитаном команды выступит – Мамедгасанова Сабина.

Как подобает настоящему поединку наше мероприятие будет состоять из нескольких раундов.

Оценивание нашего поединка – балльное. Баллы командам будет начислять жюри в составе – Каневой Н.В, Истоминой Н.А., Томовой Н.В.

Командам ни пуха, ни пера! Да победят сильнейшие!!!

Для того, чтобы подготовится к серьезному поединку, нужна разминка. Итак, 1 раунд – «Разминка» (слайд 1)

Ведущий: В «Разминке» содержится 10 коварных вопросов. Задача команд – дать на них верный ответ. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Капитаны команд подойдут к столу и потянут жребий, чьей команде отвечать первой.  (Вытягивают листочек с пометками)

Вопросы для 1 раунда:

 1. Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова:

«Ба! Знакомые все лица».

«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

«Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам»

А) Чацкому                                 Б) Репетилову                     В) Фамусову

2. Кому из персонажей комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума» принадлежат эти слова:

«Счастливые часов не наблюдают!»

«Герой не моего романа».

«Что гений для иных, а для меня чума».

А) Софье                                            Б) Лизе                         В) Молчалину

3. Назовите автора критической статьи «Мильон терзаний», посвященной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

А) Некрасов                               Б) Жуковский                         В) Гончаров

4. Какого литературного героя можно увидеть в серии картин М. Врубеля «Демон»?

А) Ленского                               Б) «Мцыри»                                  В) Печорина

 

5. Какой композитор написал оперы на сюжеты пушкинских произведений «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»?

А) Чайковский                              Б) Мусоргский                               В) Бородин

6. Откуда эти строки:

Царь  с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет – пождет с утра до ночи…»

  1. «Руслан и Людмила»
  2. «Сказка о царе Салтане»
  3. «Сказка о Спящей царевне…»

7. Откуда эти строки:

Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас,

Зачем?.. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах,

Душой дитя, судьбой монах…

  1. «Песня про купца Калашникова»
  2. «Мцыри»
  3. «Демон»

8. Куда был сослан М.Ю. Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?

  1. Закавказье
  2. Сибирь
  3. на юг, в Одессу.

9. Куда был сослан Печорин за дуэль с Грушницким по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)?

  1. В Белогорскую крепость
  2. В Сибирь
  3. На Кавказ

10. Кому из героев принадлежит этот портрет (Н.В. Гоголь «Мертвые души»): «Это был среднего роста. Очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами»?

  1. Чичиков
  2. Собакевич
  3. Ноздрев

Ведущий: Спасибо командам за ответы. Прошу жюри озвучить итоги 1 раунда.

2 раунд «По страницам любимых книг»

Ведущий: Итак, мы приступает ко второму испытанию, которое называется «По страницам любимых книг». На столе каждой команды лежат карточки с названием произведений. Ваша задача -  сгруппировать по принадлежности перу какого-либо писателя. Время на выполнение этого задания – 2 минуты. Прошу жюри выставить по баллу за каждую правильно составленную группу произведений.

Карточки: (см. Приложение)

Л.Н.Толстой: 

«Война и мир»

«Анна Каренина»

«После бала»

М.Ю.Лермонтов:

 «Герой нашего времени»

«Мцыри»

«Песня про купца Калашникова…»

А.С.Пушкин: 

«Руслан и Людмила»

«Евгений Онегин»

«Барышня-крестьянка»

А.П.Чехов: 

«Толстый и тонкий»

«Лошадиная фамилия»

«Чайка»

Н.А.Некрасов:

 «Кому на Руси жить хорошо?»

«Мороз Красный нос»

«Дед Мазай и зайцы»

Ф.М.Достоевский:

 «Преступление и наказание»

«Братья Карамазовы»

«Униженные и оскорбленные»

А.Н.Островский:

 «Снегурочка»

«Гроза»

«Бесприданница»

Ведущий: Прошу Вашего внимания!  Предоставим слово жюри. (Жюри подводят итог раунда).

3 раунд  «Литературные примеры» (см. Приложение)

Ведущий: Объясняю правила этого конкурса: сейчас на столе у каждой команды появятся  литературные примеры. (Тимур раздает, Юля в это время спрашивает у болельщиков) Все знают, что такое ребус? Ваша задача – решить эти зашифрованные примеры и правильные ответы записать в бланки. Победит та команда, которая правильно и раньше соперника выполнит задание.

«Литературные примеры»:

1.В существительном, которое называет время года, заменим первую букву на букву, которой оканчивается вторая нота, и прибавим  суффикс притяжательного прилагательного. Фамилия какого поэта у Вас получилась? (Есенин)  

2. Первый слог фамилии известной поэтессы - междометие. Второй - дающая жизнь всему живому (без последней буквы). Добавим к получившемуся разговорную форму имени «Владимир», отняв у этого слова первую букву. Что получим в итоге? (Ахматова)

3. Возьмем  существительное КОЛБА, поставим его в форму множественного числа родительного падежа и вывернем наизнанку. Что мы получим? (Блок)

4. К огромному московскому универмагу прибавим самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют «царем зверей». В переводе с латинского фамилия этого поэта означает «смиренный». Кто это?  (Гумилев)    

5. Первая часть этой фамилии - это предмет, который освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова «московский». Фамилия какого поэта у Вас получилась? (Маяковский)

6. К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит «эго». К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Угадайте, кто это? (Северянин)

Ведущий: Обратите  внимание на экран: вот и разгадки к нашим примерам. (жюри сверяют результаты и подсчитывают баллы).

*Во время 3 раунда можно провести конкурс для болельщиков, которые добавят командам баллы. Задание для конкурса: по цепочке вспоминаются строчки из стихотворений, поэм, сказок А.С.Пушкина или названия произведений (0,5 балла за каждый правильный ответ). Повторяться нельзя, кто останавливается – выбывает из игры. Играют до того момента, пока в игре не останется только одна команда.

4 раунд  «Сражение капитанов»

Ведущий: Внимание, мы приблизились к итоговому конкурсу – конкурсу Капитанов. Команды могут расслабиться и поболеть за своих капитанов. Сейчас мы попросим одного из капитанов выйти за дверь, а второго пригласим к доске.

 

Времени на ответы дается 30 секунд (Тимур засекает время). Ваша задача – дать как можно больше правильных ответов на заданные вопросы за 30 секунд.

Итак, начали!

Вопросы:

1. Как правильно назвать того, кто плетёт интриги?  (интриган)

2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (орфоэпический)

3. К какому типу лексических единиц относятся слова КЛЕВЫЙ, ТУСОВКА, СНОСИТ БАШНЮ? (жаргонизмы)

4. Какого рода существительное ЗУБРИЛА? (общего)

5. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово ПОЛ-ЛИТРОВЫЙ? (Через дефис)

6. Фамилия автора современного толкового словаря. (Ожегов)
7. Синоним к слову антитеза. (Противопоставление)

8. Автор сентиментального романа «Белые ночи»   (Достоевский)
9. Ж
Алюзи  или жалюзИ? (ЖалюзИ)

10. Пароним к слову эффективный. (Эффектный)

11. Продолжите: Онегин - Татьяна,  Базаров- Одинцова, Болконский - …     (Наташа).

 12. Любимое дерево Сергея Есенина  (Береза)

13. Со школы или из школы? (Из школы)

14.  Разносклоняемое существительное м.р.? (Путь).

Ведущий: Спасибо командам за участие! А теперь мы предоставим слово жюри.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


[1] Внеклассное мероприятие проходило в ходе декады русского языка и литературы. Игра рассчитана на обучающихся 10 – 11 классов. Командный состав – 6 человек.  Игра состоит из 4 раундов и конкурса для зрителей. Система оценивания верных результатов – балльная. Разработан также лист оценивания для работы жюри.



Предварительный просмотр:

Лист оценивания

Команда 10 класса

Команда 11 класса

Раунд 1

«Разминка»

Раунд 2

«По страницам любимых книг»

Раунд 3

«Литературные примеры»

Игра со зрителями

Раунд 4

«Сражение капитанов»



Предварительный просмотр:

«Бесприданница»

«Война и мир»

«Анна Каренина»

«После бала»

«Герой нашего времени»

«Мцыри»

«Песня про купца Калашникова…»

«Руслан и Людмила»

«Евгений Онегин»

«Барышня-крестьянка»

«Толстый и тонкий»

«Лошадиная фамилия»

«Чайка»

«Кому на Руси жить хорошо?»

«Мороз Красный нос»

«Дед Мазай и зайцы»

«Преступление и наказание»

«Братья Карамазовы»

«Униженные и оскорбленные»

«Снегурочка»

«Гроза»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра «Литературный поединок» для обучающихся 10 – 11 классов МБОУ «СОШ» пст. Первомайский

Слайд 2

«Разминка» 1 раунд

Слайд 3

Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова: «Ба! Знакомые все лица». «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». «Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам» А) Чацкому Б) Репетилову В) Фамусову

Слайд 4

Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова: А) Софье Б) Лизе В) Молчалину «Счастливые часов не наблюдают!» «Герой не моего романа». «Что гений для иных, а для меня чума».

Слайд 5

Назовите автора критической статьи «Мильон терзаний», посвященной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: А) Некрасов Б) Жуковский В) Гончаров

Слайд 6

Какого литературного героя можно увидеть в серии картин М. Врубеля «Демон»: А) Ленского Б) Мцыри В) Печорина

Слайд 7

А) Чайковский Б) Мусоргский В) Бородин Какой композитор написал оперы на сюжеты пушкинских произведений «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»?

Слайд 8

Уг a д a йте произведение по строкам: Царь с царицею простился, В путь – дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет – пождет с утра до ночи…» А)«Руслан и Людмила» Б)«Сказка о царе Салтане» В)«Сказка о Спящей царевне…»

Слайд 9

Откуда эти строки: Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас, Зачем?..Угрюм и одинок, Грозой отрванный листок, Я вырос в сомрачных стенах, Душой дитя, судьбой монах… А)«Песня про купца Калашникова» Б)«Мцыри» В)«Демон»

Слайд 10

Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»? А) Закавказье Б) Сибирь В) Одесса

Слайд 11

Куда был сослан Печорин («Герой нашего времени») за дуэль с Грушницким? А) Белогорская крепость Б) Сибирь В) Кавказ

Слайд 12

А) Чичиков Б) Собакевич В)Ноздрев Кому из героев принадлежит этот портрет («Мертвые души»): «Это был среднего роста. Очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами»?

Слайд 13

«По страницам любимых книг» 2 раунд

Слайд 14

«Литературные примеры» 3 раунд

Слайд 15

«Сражение капитанов» 4 раунд

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Раунд 3 «Литературные примеры»

1.В существительном, которое называет время года, заменим первую букву на букву, которой оканчивается вторая нота, и прибавим  суффикс притяжательного прилагательного. Фамилия какого поэта у Вас получилась?  

2. Первый слог фамилии известной поэтессы - междометие. Второй - дающая жизнь всему живому (без последней буквы). Добавим к получившемуся разговорную форму имени «Владимир», отняв у этого слова первую букву. Что получим в итоге?

3. Возьмем  существительное КОЛБА, поставим его в форму множественного числа родительного падежа и вывернем наизнанку. Что мы получим?

4. К огромному московскому универмагу прибавим самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют «царем зверей». В переводе с латинского фамилия этого поэта означает «смиренный». Кто это?      

5. Первая часть этой фамилии - это предмет, который освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова «московский». Фамилия какого поэта у Вас получилась?

6. К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит «эго». К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Угадайте, кто это?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный ринг "Крестики - нолики".

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов для проведения методической недели. целью мероприятия является активизация лексических, грамматических навыков и навыков письма; тренировка...

Интеллектуальный ринг «Who is the cleverest?»

Цель: • формирование способности к целеустремленной работе для достижения совместных целей; • развитие речевого умения; • развитие творческих способностей учащихся. Дети с удовольствием принимают учас...

Интеллектуальный ринг по географии, истории, кубановедению.

Интеллектуальный ринг по географии, истории, кубановедению, обществознанию. Рекомендуется проводить в рамках предметной недели....

Интеллектуальный ринг «Лексика делового человека»

Цель игры: обобщить знания, полученные учащимися в 5 - 9 классах, по теме «Лексика» и «Орфоэпия», закрепить орфоэпические и орфографические навыки; правильно употреблять»деловую лексику» в письменной ...