Сказка о Золотом Петушке
план-конспект урока по литературе на тему

Надежда Петровна Черемисина

Способствовать осмыслению содержания сатирической сказки; помочь учащимся понять и объяснить, каким образом воздействует поэтический текст на читателя. Раскрыть роль тех языковых средств, которые помогают понять смысл произведения. Научить учащихся читать художественные произведения «филологически вооруженным глазом». Способствовать гражданскому и нравственному становлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_zolotom_petushke.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

А. С. Пушкин.

«Сказка о золотом петушке».

(Под лингвистическим микроскопом).

Цель урока: Способствовать осмыслению содержания сатирической сказки; помочь учащимся понять и объяснить каким образом воздействует поэтический текст на читателя. Раскрыть роль тех языковых средств, которые помогают понять смысл произведения. Научить учащихся читать художественные произведения «филологически вооруженным глазом». Способствовать гражданскому и нравственному становлению.

Оборудование: 1) диафильм «Сказка о золотом петушке»;

2) иллюстрации к сказкам;

3) портрет А. С. Пушкина.

Высказывания:

«У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте».  

В. Г. Белинский

«Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства…»

Н. В. Гоголь

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя.

1). Продолжаем разговор об изображении мира и человека в русской литературе. О традициях литературных, о русской классике.

Вспомните и расскажите соседу по парте, что такое:

        2) литературная традиция?

        Что такое классика?

        Твердо усвоили понятия?

        3) (Опрос 1 ученика).

        4) Обратимся к русской классике. Как развивалась русская классика?

  1. Для каждого великого художника возможно не одно,  а несколько определений, дающих представление о своеобразии его индивидуальности, его индивидуальности, его оригинальных чертах.

Пушкин – центральная фигура русской культуры. С его именем, его произведениями мы уже знакомились.

Какие особенности, черты его творчества отметили?

(Он писатель, поэт, историк, публицист.)

В Пушкине сливались воедино свободолюбие поэта, его патриотические чувства, вера в будущее своей Родины, его горестные переживания за судьбу России. Он говорил о чувстве ответственности за все, что совершается, у него светлые мысли о любви, о дружбе. Он проповедовал гуманные чувства, душевную щедрость, бескорыстие.

Т. е. с Пушкиным связано представление о человеческом идеале, что лежит в основе русской классики.

Значит Пушкин – продолжатель традиций русской классики.

Нельзя обойти стороной вопрос о том, Пушкин создает произведения разных жанров. Каких? (Повести, романы, поэмы).

Мы в этом году уже познакомились с поэмой, сказкой Пушкина. Подробнее остановимся сегодня на «Сказке о золотом петушке». Эта сказка мало привлекала внимание исследователей, ее никогда не рассматривали в школьной программе. Попробуем рассмотреть ее под «лингвистическим микроскопом». Попробуем доказать верность слов В. Г. Белинского и Н. В. Гоголя о творчестве Пушкина: «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте».  (В. Г. Белинский)

«Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства…» (Н. В. Гоголь)

Обратите внимание на год создания этой сказки – 1834. Это последняя сказка Пушкина. Через 3 года великого поэта не станет.

Почему обращается к сказке? Ответить на этот вопрос помогут архивариусы и библиографы. Но прежде обратимся к фабуле.

  • Какова фабула?
  • Это напоминает фабулу какого произведения? (В. Ирвинга «Легенды об арабском астрологе»)
  • Почему же будучи зрелым художником, Пушкин обратился к Ирвингу?

Слово архивариусу, дайте нам разъяснение.

Архивариус. 

В 30-ые годы в Европе стали популярны сказки, которые представил Ирвинг в книге «Альгамбрские сказки». По своему тону и содержанию эти сказки «напоминают те «восточные сказки», которые  в XVIII веке были обычным шифром политической сатиры. Вам еще более понятным будет обращение Пушкина именно к этому источнику для создания сатиры, если мы обратимся к фактам биографии Пушкина.

Книга Вашингтона Ирвинга, в которую была включена «Легенда об арабском звездочете», вышла в Париже в 1832 году.  А «Сказка о золотом петушке» датируется 1834 годом.

Библиограф.

Пушкин никогда не был жалован царской милостью. В 1833 году были запрещены многие произведения Пушкина. Но в декабре царь своею милостью объявил, что он сам будет личным цензором Пушкина и ему дадут свободно творить. Другой милостью царя было дарование  Пушкину звания камер – юнкера двора, низшего придворного чина. Этого  Пушкин не простил царю до самой смерти. К этому же периоду относилась ссора Пушкина с царем. Под знаком этой ссоры прошло лето 1834 года. 13 сентября Пушкин приехал в Болдино, где он собирался писать. Но кроме «Сказки о золотом петушке» он ничего не написал.

Обратите внимание на портреты А. С. Пушкина до этого периода и в этот период.

  • Есть ли изменения во внешнем облике поэта? (Много страдал, переживал).
  • Можем ли мы понять отношение Пушкина к царю?

«Сказка о золотом петушке» была встречена молчанием критики. И неслучайно. Сам Пушкин включил ее в цикл «простонародных сказок».

Приступая к анализу сказки, мы должны помнить следующие положения:

  1. Пушкин – продолжатель русских литературных традиций.
  2. В основе сказки литературный источник Ирвинга.
  3. «Сказка о золотом петушке» создана в период царской цензуры.

(Значит, в замысел могла входить цензура на царя).

Исследование.

  • Какова тема произведений Ирвинга и Пушкина? (Неисполнение царского слова.)
  • Значит, центром внимания во время анализа будет какой образ? (Царя).
  • Не забываем, что сказку отнес Пушкин к «простонародной». Были ли у него основания назвать сказку простонародной?
  • Каков зачин? (Элементы сказочного зачина). Уже в зачине представлен царь Дадон. Пушкин точен в выборе слов. Эпитеты ярко выражают образ царя.
  • Можем ли мы с первого момента представления царя Дадона определить авторскую позицию? И что нам помогает эту позицию определить? (Осуждение, ирония. «Славный», «смолоду был грозен», «наносил обиды смело»)
  • Чувствуется ли осуждение автором царя и его действий? (Прием иронии. Обиды называет ратными делами).
  • Но пришла старость, а с нею слабость. Судьба поворачивается спиной. Теперь он слаб, хочет отдохнуть («Покой себе устроить»).
  • Царь государства. Какие налагает обязанности этот пост? (Ответственность ежеминутно за народ, за судьбу своей страны. А он жить в такой тревоге не хочет и надеется на чудо).
  • К кому обращается за чудом, помощью? (Скопцу, представителю одной из самых страшных сект).
  • Можем ли мы предвидеть результат помощи?
  • Каково отношение царя к скопцу? (А царь «обратился», с поклоном, «благодарит», горы золота сулит).
  • Как характеризует царя этот эпизод? (Глупец, не умеет…)

  • И вновь мы определяем позицию автора. Обратите внимание на то, как  представляет читателям Пушкин скопца. (Называет «мудрецом»).
  • Обратите внимание на интонацию при описании речи скопца и Дадона.

(Чтение наизусть диалога по ролям).

Скопец

Царь

Методично,

протяжно

(все продумано)

Обрывочность,

эмоциональность

(необдуманность)

  • Ирония автора над царем, его осуждение  усиливается.

(«Царствуй лежа на боку!»

«Таковой им царь Дадон

Дал отпор со всех сторон!»

В конце стоят восклицательные знаки. Над царем иронизирует даже петушок.)

  • Диалог царя с воеводой дал в плане гротеска (предельное преувеличение, нарушающее границы правдоподобия.

Государь! проснись! беда! –

Что такое, господа? –

Говорит Дадон, зевая, -

А?.. Кто там?.. беда какая?»

Посылает первую рать: «… Скорее!

Люди, на конь! Эй, живее!»

«Шум утих, и царь забылся» - беспечность царя. Это подчеркивается далее.

Посылает вторую рать.

«Люди в страхе дни проводят…» Чего не  скажешь о царе.

И далее – сам ведет рать «не зная, быть ли проку».

Обращаем внимание на эпизод гибели сыновей.

  • У Ирвинга есть такой эпизод? (Нет.)
  • Погибли сыновья на поле брани? (Нет. – «Меч вонзивши друг во друга.»).
  •  Мотив единоборства братьев – соперников – это нарушение христианской морали. Изучая какое произведение мы говорили об этой теме? (Сатирическая «Повесть о Шемякином суде». XVIII век).
  • Как автор передает осуждение поступка братьев? (Нанизыванием глаголов: «смерть пришла», «все завыли», «застонала», «потряслося» - велико горе, как… глубь долин безбрежных и сердце гор. Не случайно сердце гор потряслося. Обращение к высказыванию Н. В. Гоголя.)
  • Чуть выше царь произносит слово «чудо». Как вводится это слово? («Что за чудо? – мыслит он». И далее «Царь завыл…

Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола!»

Может быть, он начинает догадываться, что все это проделки колдуна, это плата за чудо с петушком).

  • Как Дадон просил это чудо? Почему? (Хотел спокойно жить).
  • Т. е. герой стоит перед нравственным выбором. И выбирает что? (Покой и чудо во имя беспечности и сна).
  • На фоне великой скорби Дадона появляется царица. Как автор видит этот пероснаж? (На одной строке со словами «Потряслося. Вдруг шатер

Распахнулся… и девица…»

Не девица, а девица. Чувствуете ли вы разницу оттенков в значениях этих слов? (Девица – красавица – ласково; девица – напрашивается отрицательный оттенок).

  • Слово «вдруг» несет смысловую нагрузку. Какую? (Неожиданности – значит чуда.)
  • Обратите внимание на финал. Как пропала царица? («А царица вдруг пропала.» Но ведь перед этим погибает скопец. А после этого и царица.)
  • Можем ли мы догадаться, кто такая царица? (Плод колдовства скопца, который исчезает со смертью мудреца).
  • Это слово «вдруг» встречается и в третьей части, связанное с появлением скопца.

Чтение наизусть по ролям.

           Как описывается появление скопца? (Через описание внешности:

        «… В шапке белой,

        Весь как лебедь поседелый,

        Старый друг его, скопец.»

До сего момента он друг царя: «мой отец», «старичок»).

  • Обратите внимание на интонацию речи скопца и царя.

        

Скопец

Царь

Певуче,

медлительно

Речь обрывиста,

Слова ругательные (заниженная лексика: бес ввернулся, с ума рехнулся, в голову забрал, убирайся).

  • Можем ли мы понять, почему так спокоен скопец? (Он колдун. Сила колдовства велика: это и шамаханская царица, и золотой петушок.
  • Зачитайте характеристику царя.
  • Золотой петушок – это орудие казни царя. И вновь мы встречаемся со словом «вдруг». Уже в последний раз. Это последнее колдовство. Золотой петушок  - тоже плод колдовства скопца. (Это неживой петушок: «раздался легкий звон».

Царь лишен жизни. Автор проводит царя через испытания властью, в молодости наделяет силой, испытывает страстью, испытывает клятвой.

Выдерживает ли царь эти испытания? (Нет.)

  • Каково отношение автора к этому персонажу? (Ирония, доходящая до гротеска.)
  • Образ царя сатирический. Уже тогда, когда возникла сатирическая повесть, сатира, в XVII,  XVIII веках, какие вопросы поднимали авторы сатиры? (Если вокруг царит зло, то в этом повинен и сам человек, не вступивший в борьбу за торжество добра).
  • Царь Дадон сам творил зло, за зло он и наказан. Идеал православный, основанный на христианском учении, сочетается с идеалом народным, представленном в устном творчестве, одним из жанров которого является сказка. Поэтому и обращается Пушкин к простонародной сказке. А в любой сказке есть колдовство.
  • Каков характер концовки? Зачитайте. (Нравоучительно – сатирический).

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Сказка – ложь, да в ней намек…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"

Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...

А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке"

В презентации раскрывается жанр сказки....

Две сказки. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Ирвинг "Легенда об Абен Абусе"

Сопоставительный анализ, философский смысл, уроки истории на примере двух произведений А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке" и Ирвинг "Легенда об Абен Абусе". Можно использовать для урока внеклас...

Сказка про ледяного петушка.

Идея: Помочь детям снять психологические "зажимы". Дети очень любят сказки, все сказочное, волшебное. Детское воображение способно представить себе любое волшебство, перевоплощение. То обстоятельство,...

Сценарий "Сказка о Новом годе и золотом петушке"

Сценарий сказки о Новом годе и золотом петушке по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом  петушке» с использованием звукозаписи (отрывок)....

«Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира». (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)

На примере сказки показать, как решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинс...

Спектакль «Сказка о золотом петушке» по мотивам сказки А. С. Пушкина.

Сценарий создан по мотивам сказки А.С. Пушкина. Сценарий предназначен для постановки на школьной сцене....