«Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира». (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Череп Людмила Федоровна

На примере сказки показать, как решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинства, причастность к родине, её истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoy_petushok.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им.В.П.Сергейко станицы Ленинградской Краснодарского края

Тема: «Проблема смысла жизни, счастья и свободы.                      Ответственность человека за судьбу мира».

(По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)

                                                       Выполнила:

                                                      Череп Людмила Фёдоровна,

                                                      учитель русского языка и литературы

                                                     (высшая квалификационная категория)

2017

Тема: «Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность     человека за судьбу мира»

Цель:  проследить на примере сказки, как в ней решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинства, причастность к родине, её истории и культуре.

                                                     Эпиграф

                                                     Самостоянье человека – залог величия его…

                                                                             А.С.Пушкин

Ход урока.

  1. Слово учителя.

-  Сегодня мы вновь обращаемся  к творчеству А.С.Пушкина. И как не странно для семиклассника – к его сказкам, но дело в том, что сказки Пушкина помогают понять его творчество, как одно из выдающихся проявлений духовной энергии России. Это , во-первых, а во-вторых, последняя из написанных Пушкиным сказок – очень серьёзное и сложное произведение. О том, что это действительно так, говорит и тема нашего сегодняшнего урока.

(Идёт запись урока и эпиграфа в тетради учащихся.)

- А начнём мы урок с чтения ваших домашних сочинений-миниатюр «Мой Пушкин».

( Ребята читают свои работы)

Обобщение учителя.

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.

- Сегодня, познакомившись ближе со сказкой Пушкина, я думаю, что каждый из вас откроет в поэте для себя ещё что-то новое, неизвестное. В сказке, как и в любой его другой, присутствует сам автор, но присутствие его в ней своеобразно. Своеобразие это состоит в осознании  Пушкиным своей общественной зависимости. Здесь два конфликта – внешний и внутренний.

- Вспомните, что значит внешний конфликт? Что значит внутренний? (внешний – борьба героя с противостоящими ему силами; внутренний – психологический, борьба героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями)

 - Определите внешний конфликт. ( во взаимоотношениях Дадона со звездочётом)

Внутренний конфликт – это его (Пушкина) собственный конфликт с царём, который зашифрован в сказке. Дело в том, что к 1834 году поэт вполне осознал трагическую невозможность общественного благополучия личности в условиях русской державно- крепостной системы. Дарованные ему к этому времени «милости»Николая 1 (личная цензура царя и придворное звание камер-юнкера) были для поэта унизительны,  Пушкин просил отставку, но после внушения , сделанного ему Бенкендорфом, вынужден был отказаться от прошения. А незадолго до этого он писал Наталье Николаевне: (Слайд)

Видел я 3-х царей; первый велел снять с меня картуз и пожурить за меня мою няньку; второй меня не пожаловал; третий хоть и упёк меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить со своим тёзкой, с моим тёзкой я не ладил. Но дай бы ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царём! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибёт».)

А восьмого июня того же года писал жене из Петербурга: (Слайд)

(Теперь они смотрят на меня как на холопа, с которым можно им поступать как им угодно. Опала легче презрения. Я, как Ломоносов, не хочу быть смутом ниже у господа Бога».

В это время Пушкин чувствовал себя в оппозиции к трону. Обременённый растущей семьёй, постоянными заботами о жене и детях, материальными затруднениями и одновременно ощущавший могучие творение силы, мечтал о работе в исторических архивах и вместе с тем замышлял «побег в обитель дальную  трудов и чистых нег».

Настроение этого периода: неудовлетворённость своим общественным положением, тревожное ожидание будущего – вошли в художественную ткань «Сказки о золотом петушке», единственном произведении третьей Болдинской осени. Вследствие этого произошло изменение эмоциональной тональности самого стиха.

 -Обратимся к зачину сказки. Прочитаем его выразительно.

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон…

Уже зачин, благодаря введению только одного слова «негде», наполняется авторской иронией. Острие этой иронии падает здесь на последнюю фразу, предвещая обличительный смысл сказки.

 - Как вы думаете, по отношению к кому? (К славному царю Дадону)

Имя это было заимствовано как имя собственное из лубка, слово «дадон» употреблялось в народе в нарицательном смысле в значении «неуклюжий, нескладный, несуразный человек».

  Итак, центральное место занимает антигерой, царь Дадон. Надо сказать, что Дадон изображён вполне реалистически. Он даже имеет собственную биографию, хотя и за пределами сюжетной линии.

 - Каким же предстаёт перед нами царь Дадон? ( В молодости он был грозным, а под старость испытывает только бессильную злобу и трусость:

Иногда плакал царь Дадон,

Иногда забывал и сон.

Что и жизнь в такой тревоге!

Он решает обратиться за помощью к «мудрецу, звездочёту и скопцу». Просит помочь его беде, скорее заботясь о собственном покое, чем о безопасности своей страны.)

Он хочет покоя, но не в состоянии добиться его своими силами, так как слаб, ленив, то спит, то в забытьи. Он щедр на пышные обещания, не задумываясь об их исполнении.

 - Как же изменилась жизнь Дадона, когда ему подарили золотого петушка? (Царь успокоился, петушок «стал стеречь его границы», соседи присмирели, не смели воевать:

                                        Год , другой проходит мирно;

                                         Петушок сидит всё смирно…)

 И всё же покой страны обеспечивает не царь, а золотая статуя волшебного петушка, но заслуги приписываются Дадону. Царь представлен на закате жизни, и это обстоятельство помогает раскрыть его человеческую природу в самом будничном, сниженном плане. Он – немощный старик, у которого два взрослых сына-наследника.

 - Как Дадон ведёт себя, увидев их мёртвыми? (он воет, Пушкин включает несколько строк причитания)

Но всё же в нём живы инстинкты сластолюбца, которые сильнее всего. Вот он видит шамаханскую царицу. Перед ней он замирает «как пред солнцем птица ночи», а потом кощунственно наслаждается её красотой, «пирует» над трупами сыновей. Чтобы разоблачить Дадона, Пушкин посылает ему ещё одно испытание.

- Как вы думаете, какое? (Испытание любовью)

Шамаханская царица заимствована из сказки Катенина «Княжна Милуша», отдельное издание этой сказки автор послал Пушкину. В литературной сказке Катенина шамаханская царица – это ведьма-оборотень, внезапно явившийся и исчезнувший призрак, посланный герою как испытание его верности невесте Милуше. Вот и Пушкин посылает Дадону царицу, чтобы испытать его.

 - Как меняется Дадон при виде царицы? Зачитайте этот эпизод.

Ещё глубже разоблачается внутреннее уродство Дадона во время  второго диалога с мудрецом.

Чтение диалога по ролям.

 - Что обнажает этот диалог? (Грубое, неблагодарное сердце, злоупотребление властью. Он способен улыбаться царице, хотя вся столица содрогнулась)

Мы видим перед собой живой, конкретный образ глубоко порочного старика. В сказке создаётся треугольник: старый и пошлый царь – красавица-призрак – скопец. Хотя скопца называют мудрецом, почтительно относятся к его старости, но причины требования звездочётом царицы не разъясняются. Дадон не может понять, для чего скопцу красавица.

 - А как вы думаете, а царю Дадону –зачем? (Самоутвердиться, в нём нет молодости, душевной красоты, возвышенной любви0

Именно это и создаёт пародийность ситуации, в которую он попал. Мир предстаёт безобразным. И вот царю, как и всякому человеку, должна прийти расплата за содеянное зло. А дальше поэт рисует ужасные картины наказания.

Просмотр конца мультфильма.

Ужасна смерть самого Дадона. Наказание пришло к нему неизбежно. Заканчивается сказка словами:

Сказка – ложь. Да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!

Концовка звучит назидательно и угрожающе.

 - К кому она обращена? (К царю Дадону)

Именно такой концовкой Пушкин даёт ключ к пониманию смысла сказки.

  - Итак, «Сказка  о золотом петушке» пророчески предупреждает о страшных последствиях утраты в человеке человеческого, подчёркивает аморальность неограниченной власти над другими людьми. Сказочное «зло» переместилось извне в душу пушкинского героя: этим было заявлено о неблагополучии внутреннего мира человека. «Сказка о золотом петушке» увенчана пустотой6 исчезают царь, дети, мудрец, девица, петушок. Именно такая концовка отражает ужасный тупик, в котором оказался Пушкин, пытаясь окончательно определить своё социальное положение в России 30-х годов.

                                                      Домашнее задание:

                                   Перечитать сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»

                                    и  ответить на вопрос: Как две сказки Пушкина

                                    вскрыли  зло в душе старухи крестьянки и царя

                                    Дадона?                  

                                                                                     

 

Использованная литература

Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина // Анна Ахматова о Пушкине. Статьи и заметки. – Л., 1977

Пушкин А.С. Сказки. – М, 1993

Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1./ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта +, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

А.П. Чехов «Палата № 6». «Трагедия человека в бездуховном мире». (Проблема смысла жизни в повести).

На прошлом уроке мы нашли ответы на очень непростые вопросы о типичном чеховском герое, о пространственно-временной организации произведения. Мы приблизились к пониманию авторского замысла. Одна...

Презентация "Сравнительный анализ сказа П.П.Бажова "Каменный цветок" и сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке" .

В презентации даётся сравнительный анализ сказа П.П. Бажова "Каменный цветок" и сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке". Выполнила ученица 5б класса Фатнёва Дарья....

Две сказки. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Ирвинг "Легенда об Абен Абусе"

Сопоставительный анализ, философский смысл, уроки истории на примере двух произведений А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке" и Ирвинг "Легенда об Абен Абусе". Можно использовать для урока внеклас...

Информация о проведении семинара «Проблема смысла жизни человека»

21 марта 2017 года проведен семинар на тему:  «Проблема смысла жизни человека»....