«Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира». (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
На примере сказки показать, как решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинства, причастность к родине, её истории и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoy_petushok.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им.В.П.Сергейко станицы Ленинградской Краснодарского края
Тема: «Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира».
(По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)
Выполнила:
Череп Людмила Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
(высшая квалификационная категория)
2017
Тема: «Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира»
Цель: проследить на примере сказки, как в ней решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинства, причастность к родине, её истории и культуре.
Эпиграф
Самостоянье человека – залог величия его…
А.С.Пушкин
Ход урока.
- Слово учителя.
- Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству А.С.Пушкина. И как не странно для семиклассника – к его сказкам, но дело в том, что сказки Пушкина помогают понять его творчество, как одно из выдающихся проявлений духовной энергии России. Это , во-первых, а во-вторых, последняя из написанных Пушкиным сказок – очень серьёзное и сложное произведение. О том, что это действительно так, говорит и тема нашего сегодняшнего урока.
(Идёт запись урока и эпиграфа в тетради учащихся.)
- А начнём мы урок с чтения ваших домашних сочинений-миниатюр «Мой Пушкин».
( Ребята читают свои работы)
Обобщение учителя.
- Рассказ учителя с элементами беседы.
- Сегодня, познакомившись ближе со сказкой Пушкина, я думаю, что каждый из вас откроет в поэте для себя ещё что-то новое, неизвестное. В сказке, как и в любой его другой, присутствует сам автор, но присутствие его в ней своеобразно. Своеобразие это состоит в осознании Пушкиным своей общественной зависимости. Здесь два конфликта – внешний и внутренний.
- Вспомните, что значит внешний конфликт? Что значит внутренний? (внешний – борьба героя с противостоящими ему силами; внутренний – психологический, борьба героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями)
- Определите внешний конфликт. ( во взаимоотношениях Дадона со звездочётом)
Внутренний конфликт – это его (Пушкина) собственный конфликт с царём, который зашифрован в сказке. Дело в том, что к 1834 году поэт вполне осознал трагическую невозможность общественного благополучия личности в условиях русской державно- крепостной системы. Дарованные ему к этому времени «милости»Николая 1 (личная цензура царя и придворное звание камер-юнкера) были для поэта унизительны, Пушкин просил отставку, но после внушения , сделанного ему Бенкендорфом, вынужден был отказаться от прошения. А незадолго до этого он писал Наталье Николаевне: (Слайд)
(«Видел я 3-х царей; первый велел снять с меня картуз и пожурить за меня мою няньку; второй меня не пожаловал; третий хоть и упёк меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить со своим тёзкой, с моим тёзкой я не ладил. Но дай бы ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царём! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибёт».)
А восьмого июня того же года писал жене из Петербурга: (Слайд)
(Теперь они смотрят на меня как на холопа, с которым можно им поступать как им угодно. Опала легче презрения. Я, как Ломоносов, не хочу быть смутом ниже у господа Бога».
В это время Пушкин чувствовал себя в оппозиции к трону. Обременённый растущей семьёй, постоянными заботами о жене и детях, материальными затруднениями и одновременно ощущавший могучие творение силы, мечтал о работе в исторических архивах и вместе с тем замышлял «побег в обитель дальную трудов и чистых нег».
Настроение этого периода: неудовлетворённость своим общественным положением, тревожное ожидание будущего – вошли в художественную ткань «Сказки о золотом петушке», единственном произведении третьей Болдинской осени. Вследствие этого произошло изменение эмоциональной тональности самого стиха.
-Обратимся к зачину сказки. Прочитаем его выразительно.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон…
Уже зачин, благодаря введению только одного слова «негде», наполняется авторской иронией. Острие этой иронии падает здесь на последнюю фразу, предвещая обличительный смысл сказки.
- Как вы думаете, по отношению к кому? (К славному царю Дадону)
Имя это было заимствовано как имя собственное из лубка, слово «дадон» употреблялось в народе в нарицательном смысле в значении «неуклюжий, нескладный, несуразный человек».
Итак, центральное место занимает антигерой, царь Дадон. Надо сказать, что Дадон изображён вполне реалистически. Он даже имеет собственную биографию, хотя и за пределами сюжетной линии.
- Каким же предстаёт перед нами царь Дадон? ( В молодости он был грозным, а под старость испытывает только бессильную злобу и трусость:
Иногда плакал царь Дадон,
Иногда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Он решает обратиться за помощью к «мудрецу, звездочёту и скопцу». Просит помочь его беде, скорее заботясь о собственном покое, чем о безопасности своей страны.)
Он хочет покоя, но не в состоянии добиться его своими силами, так как слаб, ленив, то спит, то в забытьи. Он щедр на пышные обещания, не задумываясь об их исполнении.
- Как же изменилась жизнь Дадона, когда ему подарили золотого петушка? (Царь успокоился, петушок «стал стеречь его границы», соседи присмирели, не смели воевать:
Год , другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно…)
И всё же покой страны обеспечивает не царь, а золотая статуя волшебного петушка, но заслуги приписываются Дадону. Царь представлен на закате жизни, и это обстоятельство помогает раскрыть его человеческую природу в самом будничном, сниженном плане. Он – немощный старик, у которого два взрослых сына-наследника.
- Как Дадон ведёт себя, увидев их мёртвыми? (он воет, Пушкин включает несколько строк причитания)
Но всё же в нём живы инстинкты сластолюбца, которые сильнее всего. Вот он видит шамаханскую царицу. Перед ней он замирает «как пред солнцем птица ночи», а потом кощунственно наслаждается её красотой, «пирует» над трупами сыновей. Чтобы разоблачить Дадона, Пушкин посылает ему ещё одно испытание.
- Как вы думаете, какое? (Испытание любовью)
Шамаханская царица заимствована из сказки Катенина «Княжна Милуша», отдельное издание этой сказки автор послал Пушкину. В литературной сказке Катенина шамаханская царица – это ведьма-оборотень, внезапно явившийся и исчезнувший призрак, посланный герою как испытание его верности невесте Милуше. Вот и Пушкин посылает Дадону царицу, чтобы испытать его.
- Как меняется Дадон при виде царицы? Зачитайте этот эпизод.
Ещё глубже разоблачается внутреннее уродство Дадона во время второго диалога с мудрецом.
Чтение диалога по ролям.
- Что обнажает этот диалог? (Грубое, неблагодарное сердце, злоупотребление властью. Он способен улыбаться царице, хотя вся столица содрогнулась)
Мы видим перед собой живой, конкретный образ глубоко порочного старика. В сказке создаётся треугольник: старый и пошлый царь – красавица-призрак – скопец. Хотя скопца называют мудрецом, почтительно относятся к его старости, но причины требования звездочётом царицы не разъясняются. Дадон не может понять, для чего скопцу красавица.
- А как вы думаете, а царю Дадону –зачем? (Самоутвердиться, в нём нет молодости, душевной красоты, возвышенной любви0
Именно это и создаёт пародийность ситуации, в которую он попал. Мир предстаёт безобразным. И вот царю, как и всякому человеку, должна прийти расплата за содеянное зло. А дальше поэт рисует ужасные картины наказания.
Просмотр конца мультфильма.
Ужасна смерть самого Дадона. Наказание пришло к нему неизбежно. Заканчивается сказка словами:
Сказка – ложь. Да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
Концовка звучит назидательно и угрожающе.
- К кому она обращена? (К царю Дадону)
Именно такой концовкой Пушкин даёт ключ к пониманию смысла сказки.
- Итак, «Сказка о золотом петушке» пророчески предупреждает о страшных последствиях утраты в человеке человеческого, подчёркивает аморальность неограниченной власти над другими людьми. Сказочное «зло» переместилось извне в душу пушкинского героя: этим было заявлено о неблагополучии внутреннего мира человека. «Сказка о золотом петушке» увенчана пустотой6 исчезают царь, дети, мудрец, девица, петушок. Именно такая концовка отражает ужасный тупик, в котором оказался Пушкин, пытаясь окончательно определить своё социальное положение в России 30-х годов.
Домашнее задание:
Перечитать сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»
и ответить на вопрос: Как две сказки Пушкина
вскрыли зло в душе старухи крестьянки и царя
Дадона?
Использованная литература
Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина // Анна Ахматова о Пушкине. Статьи и заметки. – Л., 1977
Пушкин А.С. Сказки. – М, 1993
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1./ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта +, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс"
Урок литературы в 8 классе + презентация к уроку...
Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...
А.П. Чехов «Палата № 6». «Трагедия человека в бездуховном мире». (Проблема смысла жизни в повести).
На прошлом уроке мы нашли ответы на очень непростые вопросы о типичном чеховском герое, о пространственно-временной организации произведения. Мы приблизились к пониманию авторского замысла. Одна...
Презентация "Сравнительный анализ сказа П.П.Бажова "Каменный цветок" и сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке" .
В презентации даётся сравнительный анализ сказа П.П. Бажова "Каменный цветок" и сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке". Выполнила ученица 5б класса Фатнёва Дарья....
Две сказки. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Ирвинг "Легенда об Абен Абусе"
Сопоставительный анализ, философский смысл, уроки истории на примере двух произведений А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке" и Ирвинг "Легенда об Абен Абусе". Можно использовать для урока внеклас...
Информация о проведении семинара «Проблема смысла жизни человека»
21 марта 2017 года проведен семинар на тему: «Проблема смысла жизни человека»....
Урок по литературе. 8 класс "Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г.Короленко «Парадокс»"
Анализ очерка В.Г.Короленко "Парадокс"...