Беседа "Творческий путь Н.Гоголя"
план-конспект урока по литературе на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_tvorcheskiy_put_gogolya_n.v.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА:

Творческий путь Николая Васильевича Гоголя

(1809 – 1852)

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его супруги Марии Ивановны. Детские годы Гоголя прошли в имении родителей  Васильевка того же Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. Это были места, вошедшие в русские и украинские летописи, здесь Кочубей враждовал с Мазепой. От своей бабушки Татьяны Семеновны Гоголь слушал долгими зимними вечерами народные украинские песни. Внучка славного Лизогуба, сподвижника Петра Великого, бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах русской и украинской истории, о запорожской казачьей вольнице. Мальчик заслушивался игрой странствующих кобзарей открывавших ему мир народных песен и преданий.

Семья Гоголей принадлежала к числу культурных помещичьих семей Украины. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца. Василий Афанасьевич был талантливым рассказчиком и любителем театра. Его богатый дальний родственник устроил в своей усадьбе в селе Кибинцы, недалеко от Васильевки, домашний театр, в котором Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра и собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. Писал он и стихи на русском языке.

Мать Гоголя была глубоко религиозной женщиной, нервной и впечатлительной. Она, потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, окружила мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю ее рассказы о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников, сопровождаемые наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту во имя спасения. Образ лестницы, с которой, по рассказам его матери, спускаются ангелы и падают руку душам умерших благочестивых людей, пройдет потом через все его размышления об участии и призвании человека к духовному подъему и нравственному росту, к самосовершенствованию. От матери Гоголь унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к мистической созерцательности и богобоязненную религиозность. На воображение мальчика повлияли и народные языческие верования в домовых ведьм и русалок.

В 1818 г., получив первоначальное домашнее образование, Гоголь поехал учиться в Полтаву, а в 1821 г., после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в г.Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Это была одна из лучших школ в украинской провинции, по типу и учебному плану она несколько напоминала Царскосельский лицей. В ней гимназический курс сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет, с 1821 по 1828 г., проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы. В первые годы мальчик, на учебе которого сказывалась недостаточная домашняя подготовка, чурался своих одноклассников, которые знали языки и вообще были более образованными и смеялись над ним. Болезненный, хилый, мнительный, он плохо учился и был унижаем не только сверстниками, но и некоторыми нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дали Гоголю первую кличку,  полученную от гимназистов, - Мертвая Мысль. Но вскоре у Гоголя обнаружился незаурядный талант в рисовании, а потом и завидные литературные способности. В гимназии возникали литературные кружки, была организована ученическая библиотека, которую постоянно пополняли лучшими произведениями русской и иностранной литературы. Заведовал этой библиотекой Гоголь. В последние три года пребывания в гимназии он не только много читал, но и много писал. С единомышленниками он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения, из которых дошли до потомков только два. Затем он увлекся театром, который был организован в училище. Гоголь великолепно исполнял женские роли и роли стариков, писал декорации для школьных спектаклей и выступал в качестве режиссера. Внезапно в нем проснулись комический талант и неиссякаемый юмор, уже в гимназические годы формировалась неповторимая особенность его дара. Тогда же он получил от своих товарищей новую кличку – Таинственный Карла.

Годы учения Гоголя в гимназии совпали со знаменательными событиями в общественно-политической жизни России. Это было время, когда на севере и юге страны развертывалось декабристское движение, завершившееся восстанием в Петербурге и вслед за ним – восстание Черниговского полка на Украине, недалеко от Нежина. Группа профессоров прогрессивных взглядов в гимназии в своих лекциях развивала мысли, близкие идеям декабристов. Также в это время происходил поворот русской общественной мысли от французской культуры классицизма к романтической философии и поэзии Германии. Гимназисты внимательно следили за литературным движением, выписывали передовые литературные журналы и альманахи, читали все, что печатал Пушкин.

В июне 1828 г. Гоголь окончил гимназию, а в декабре уехал в Петербург, чтобы там осуществить свое стремление служить народу. Несмотря на рекомендательные письма, он не смог найти себе подходящего места службы. Тогда, решив начать путь писателя, он издал поэму «Ганц Кюхельгартен», на которую получил уничтожающие отзывы. Потрясенный этим, он сжег все нераспроданные экземпляры и на два месяца уехал за границу.

Вернувшись, Гоголь попытался устроиться актером в Александрийский театр, но его естественная, без надрыва манера чтения не понравилась экзаменатору. Лишь в конце 1829 г. ему удалось поступить на государственную службу канцелярским чиновником в один из департаментов. Впечатления от этой кратковременной службы помогли ему в дальнейшем в изображении в своих произведениях чиновничьего мира Петербурга.

Служба в департаменте не могла удовлетворить Гоголя. Он снова начал писать. Глубокий интерес к народной жизни и народному художественному творчеству определил направление его творчества. Гоголь написал, используя украинское народное творчество, предания, сказки, песни, поверья, а также свои личные впечатления, повести из старинной украинской жизни, в которых, рассказывая о жизни крестьян, смотрел на мир их глазами.  В 1831-1832 гг. эти повести были опубликованы в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вечера …» имели большой успех после выхода в свет книги имя молодого писателя стало широко известно.

В это период Гоголь познакомился с А.С.Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Всю свою жизнь Гоголь считал себя учеником и последователем Пушкина.

После написания «Вечеров …» Гоголь обратился к истории, задумал написать ряд научных трактатов. Он начал сначала преподавать историю в одном из учебных заведений, затем читал лекции в Петербургском университете. Однако вскоре он начал тяготиться «казенной работой» и в конце 1835 г. ушел из университета решив посвятить свою жизнь целиком литературе.

В 1835 г. появляются в печати его сборники: «Арабески» и «Миргород». Они  принесли Гоголю еще большее признание. Содержание сборника «Арабески» разнообразное: сюда вошли статьи по литературе, истории, живописи и архитектуре и три художественных произведения – «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Все эти повести объединяет в одно целое, прежде всего общая тема, определенная Гоголем как «столкновение мечты с существенностью».  Действие во всех них происходит в одном месте – в Петербурге, столичном городе, в котором особенно ярко проявлены социальные противоречия. В «Невском проспекте» художник Пискарев, восторженный мечтатель, гибнет при столкновении с «низкой, презренной жизнью», становится жертвой разлада мечты и действительности, «Портрет» - печальный рассказ о художнике Чарткове, утратившем и человеческие качества, и свой талант в погоне за богатством.

В «Записках сумасшедшего» Гоголь обращается к теме «маленького человека», бедного мелкого чиновника. Сборник «Миргород» имеет подзаголовок: «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки»». Эти два сборника действительно очень похожи: в обеих украинская тематика, романтически-сказочные произведения перемешиваются с реалистическими.  «Тарас Бульба» повествует о героическом прошлом народа, а «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - о нравственных пороках современного общества.

Впервые в русской литературе были высмеяны ограниченность и пошлость, низость и тупость помещиков. Важное место в творчестве Гоголя занимает цикл «Петербургские повести». Особое значение в нем имеет повесть «Шинель» (1841), в которой он выражает протест против социальной несправедливости и защищает «маленького человека», резко сатирически изображает высшее чиновничество. С большим сочувствием Гоголь показывает забитого «маленького человека», униженного мелкого чиновника. Акакий Акакиевич Башмачкин стоит на низшей ступени социальной лестницы, лишен самых простых человеческих радостей. Над ним зло насмешничают сослуживцы, но он отвечает им «проникающими» словами с просьбой отстать от него. У него нет понимания ничтожности собственного положения. Бессмысленная канцелярская служба – переписывание бумаг – убила в нем всякую живую мысль и всякие человеческие стремления. Наслаждение доставляет ему лишь то, что лишает нормальной человеческой жизни – переписывание бумаг; это становится поэзией его жизни. Лишь когда появилась единственная цель в его жизни – новая шинель – он «… сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собой сомнение, нерешительность.  «Покупка шинели – это такое грандиозное событие в тусклой жизни Башмачкина, что она приобретает значение символа, условие самого существования чиновника. Надев новую шинель, Акакий Акакиевич счастлив, но недолго: первой же ночью его ограбили, сняв ее. Попытавшись обратиться за помощью к частному приставу, «значительному лицу», он везде встречает равнодушие, презрение и даже грозные окрики. НЕ найдя нигде поддержки, лишившись своего символа, он заболевает нервной горячкой и умирает.  Гоголь создает фантастическую концовку повести: после смерти Башмачкин появляется в виде мстителя на улицах Петербурга и отбирает у «значительного лица» его шинель, высказывая тем самым свой протест и неповиновение.

Гоголь, с  юности увлекаясь театром, ценил его как вид искусства, имеющий особенно большое значение: общественное  и воспитательное. Для него главное в пьесе – ее идея, содержание. Он продолжает общественно-сатирическую линию в русской драматургии, начатую Д.И.Фонвизиным в комедии «Недоросль» и А.С.Грибоедовым в «Горе от ума», произведения Гоголя написаны в жанре комедии, так как смех является, по его убеждению, большой общественной силой. В 1836 г. состоялось первое представление комедии «Ревизор», сюжет которой ему подсказал Пушкин. В ней  Гоголь высмеивает чиновников и поместное дворянство.

Летом1836 г. Гоголь уезжает за границу. Около двенадцати лет он жил в Италии, Франции, Германии, изредка наведываясь по делам на родину. Гибель Пушкина глубоко потрясла Гоголя. В это время он начал работать над поэмой «Мертвые дущи». Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал это свое произведение «священным завещанием» великого поэта. Крупным планом в поэме нарисованы образы помещиков, «хозяев страны», которые отвечают за ее экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. В поэме все социальные слои крепостной России представлены страшным миром помещиков и чиновников – всех кто живет «за счет … крестьянских оброков», трудовой народной России. В этом произведении отразилась вся Русь с ее добром и злом. «Мертвые души» Гоголя, первый том которых вышел из печати в мае 1842 г., - связующее звено между творчеством Пушкина и творчеством писателей-реалистов второй половины XIX в. Именно Гоголь ввел в литературу критическое направление, Сатира «Мертвых душ» сыграла важную роль в развитии русской прогрессивной общественной мысли. Ненавистному царству помещиков и чиновников Гоголь противопоставил свою любовь к России и веру в русского человека.

В конце 1840-х гг. Гоголь сильно изменился под влиянием окружавших его консервативно и религиозно настроенных людей, при отсутствии связей с прогрессивной общественностью. В 1847 г. он опубликовывает свою новую книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой выступил с проповедью личного самосовершенствования и религиозности и призвал к отказу от борьбы с самодержавием и крепостничеством. Эта книга была резко негативно встречена прогрессивными людьми России, критик В.Г.Белинский написал Гоголю знаменитое письмо.

«Знаю, - говорил писатель, - что мое имя после меня будет счастливее меня …» И он  оказался провидцем. Гоголь оказал исключительно сильное влияние на все последующее развитие русской литературы, причем характер этого воздействия и его понимание с течением времени все более и более углубляются. Как писал В.Г.Белинский, «…Гоголь – поэт, поэт жизни действительной». Его творчеству присущи «… простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и  комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Путь к Гоголю" 9 кл

данная презентация может быть использована при изучении биографии Н.В.Гоголя...

Презентация к уроку литературы: "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя"

Презентация к уроку литературы: "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя"...

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Урок литературы в 8 классе по теме "Пути добра и зла в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Осмысление философских понятий добра и зла при изучении повести Н.В. Гоголя; составление схемы, проблемный урок....

Урок литературы в 8 классе по теме "Пути добра и зла в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Осмысление философских понятий добра и зла при изучении повести Н.В. Гоголя; составление схемы, проблемный урок....

Всего сорок три года.Творческий путь Н.В.Гоголя (Письма, воспоминания, документы)

Познакомить учащихся с личностью и судьбой Гоголя, показать уникальность личности писателя и своеобразие его творческого пути, помочь учащимся погрузиться в письма, воспоминания,документы, прикоснутьс...