Материалы для итогового сочинения по литературе в 11 кл. Разум и чувство..
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс) на тему

Молоснова Екатерина Николаевна

Материалы для итогового сочинения по литературе могут быть использованы для подготовки к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razum_i_chuvstva.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Разум и чувства

Предмет речи

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли

Цитаты

Литературный материал

Разум и чувство

Физики и лирики

Можно ли представить разум и чувство друг без друга?

Имеет ли смысл противопоставление разума и чувств?

Что ценнее для современного человека: развитое мышление или развитая интуиция?

Действительно ли разум и чувство нуждаются друг в друге?

Разум дан человеку, чтобы понять, что жить одним чувством нельзя (Э.М. Ремарк)

Что правит миром: разум или чувства?

Можем ли мы управлять своими чувствами?

Разум и чувства должны дополнять друг друга.

Невозможно представить человека, который пользовался только разумом или только чувствами.

Разум подсказывает, чего делать не следует, а сердце говорит, как следует поступить.

Физики и лирики (Борис Слуцкий)

Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.

Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. (В.Г. Белинский)

Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны (Флобер)

— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.— Всё?— Всё.— Как? не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. — Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить.— Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

И.А. Гончаров «Обломов»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Антиутопия: борьба с чувствами

Следует ли ради построения нового общества брать под контроль чувства и разум людей?

Какие опасности несут в себе попытки управления чувствами других людей?

Можно ли пренебречь чувствами людей ради достижения общественного блага?

Чувства людей брать под контроль бессмысленно и преступно.

Государство не должно  управлять сознанием человека и его чувствами.

Всякое воспитание есть контроль над разумом и чувствами.

Евгений Замятин «Мы»

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Торжество разума. Просвещение.

Все ли средства хороши для достижения цели? Существует ли что-то настолько полезное, что оправдывает любые цели?

Что правит миром: разум или чувства?

Может ли быть счастливым человек, подчинивший жизнь разуму?

Только разум может избавить человечество от пороков.

Полное торжество разума – это утопия.

То, что нам кажется полезным не всегда правильно.

В жизни нельзя полагаться только на разум.

Разум – счастливый дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)

Образ Лужина

Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. …..

 - Нет, не общее место-с! Если мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? - продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь". Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. ……

А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать!

Достоевский  «Преступление и наказание».

Жюль Верн «таинственный остров»

Борьба разума и чувств в любовных переживаниях

Как взаимодействуют разум и чувство в любви?

Ревность – порождение чувств или разума?

Может ли любовь опираться на разум?

Почему нужно порой сдерживать свои чувства?

Разум должен сдерживать порывы чувств, а чувства наполняют жизнь смыслом.

Любви нужно отдаваться рассудочно, потому что это чувство – бесценный дар человеку.

Если не прислушиваться к голосу разума, история любви может привести к беде.

Нужно прислушиваться к голосу сердца, в любви разум и расчёт- помеха.

Когда от любви поёт сердце, разум должен не подпевать , а дирижировать (Вадим Панов)


— Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа, — говорил на следующий день Аркадию Базаров, поднимаясь вместе с ним по лестнице гостиницы, в которой остановилась Одинцова. — Чувствует мой нос, что тут что-то не ладно.— Я тебе удивляюсь! — воскликнул Аркадий. — Как? Ты, ты, Базаров, придерживаешься той узкой морали, которую...— Экой ты чудак! — небрежно перебил Базаров. — Разве ты не знаешь, что на нашем наречии и для нашего брата «не ладно» значит «ладно»? Пожива есть, значит. Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя, по мнению моему, выйти за богатого старика — дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное. Я городским толкам не верю; но люблю думать, как говорит наш образованный губернатор, что они справедливы (Тургенев «Отцы и дети»).

Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами? «Нравится тебе женщина, — говаривал он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась». Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.

Нужно выплёскивать чувства наружу. Хуже, если перестать это делать. Иначе они будут накапливаться и затвердевать внутри. А потом – умирать. (Харуки Мураками)

Лев Толстой «После бала»

И.Бунин «Чистый понедельник», «Солнечный удар»

«Лёгкое дыхание»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

Горький «Старуха Изергиль»

А. Солженицын «Матрёнин двор»

Чехов «О любви», «Дама с собачкой», «Ионыч»

Борьба разума и чувства при принятии серьёзных жизненных решений

Когда не надо прислушиваться к голосу разума?

Что сильнее: разум или чувства?

Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла.

Когда ум с сердцем не в ладу…

Когда наш разум соглашается с нашими чувствами, мы обретаем гармонию.

Чувства нам даны для ощущения жизни, а разум  - для совершения  правильного выбора.

Серьёзные решения можно принимать только с холодной головой/только прислушиваясь к голосу сердца.

Перед здоровым человеком  никогда не станет выбор между разумом и чувствами, в любом случае им будет руководить и то и другое.

Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце. (Шиллер)

Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни (Толстой)

В двадцать лет царит чувство, в тридцать – талант, в сорок – разум (Бальтасар Гарсиан-и-Моралес)

Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом.

Л. Толстой «Война и мир»

А.Пушкин «Капитанская дочка»,  «Станционный смотритель», «Метель», «Евгений Онегин»

А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок»

Горький «Старуха Изергиль»  

А. Солженицын «Матрёнин двор»

Логическая схема сочинения «Противоборство чувства и разума и различное решение этого вопроса в литературе разных веков»

Сильное, страстное чувство может повелевать человеком, вступать в противоречие с подсказкой разума.

В русской литературе на рубеже 18-19 века

Человек может стать рабом негативного чувства, разрушающего и самого человека, и его жизнь.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Этот вопрос важен для понимания положительных героев, у которых чувства и разум в гармонии.

Сильное позитивное чувство может стать выражением потребности человека быть внутренне свободным, достойным внимания и уважения.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Героиня «Бедной Лизы» целиком во власти чувства любви к Эрасту.

В романтических поэмах герои-одиночки одержимы страстным желанием удовлетворить своё сильное чувство

А.С. Пушкин «Цыганы». Алеко уходит в цыганский табор, т.к. ищет личной свободы. Даже любовь к Земфире не отвращает его от этой идеи, а потом он не может смириться  с тем, что любовь Земфиры остыла

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» . Мцыри так страстно стремиться найти родину, что его не останавливают никакие опасности, когда он уходит из монастыря. Юноша настолько предан этой идее, что не желает никакой помощи для себя, а предпочитает умереть.

В романах  русских писателей 2-й половины 19 века чувства пребывают в постоянной борьбе с разумом. Чувство излечивает исстрадавшуюся  душу человека, возвышает её.

Л. Толстой «Война и мир». Жалость к страдающей Наташе Безухов принимает за любовь. Пройдя через испытания  и искания холодного разума, Пьер понимает, что такое истинное счастье. Ради рассудочной любви он жертвует частью своей свободы. «Не по хорошу мил, а по милу хорош» - о любви княжны Марьи и Николая Ростова, где важнее духовное родство душ.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Для некоторых героев понятие любовь окрашено негативным, физиологическим ощущением (Анатоль Курагин, чувство Безухова к Элен). Оно не возвышает душу.

Ф. Достоевский «Преступление и наказание». Сонечка Мармеладова, живя во  грехе, сумела сохранить свою душу во имя любви к Богу и к своему беспутному, несчастному отцу, а впоследствии спасла и Раскольникова от духовного распада личности.

На рубеже 19-20 веков способность человека к сильному чувству сближалась с понятием высоких духовных потребностей личности

Куприн «Гранатовый браслет». Сильное, всепоглощающее чувство как проявление внутренней свободы человека, требующее уважения к этому выбору.

В ранних романтических произведениях Горького действуют герои, для которых сильные чувства являются приоритетными.

В западноевропейской литературе  проблема противоборства чувства и разума  решалась иначе

Шекспир «Ромео и Джульетта». Приводит нас к мысли о том, что ненависть и вражда разрушают носителей этого чувства и пагубно влияет на окружающих

Шекспир «Отелло». Всепоглощающее чувство зависти, которое грызёт Яго, хоронит и любовь Отелло и Дездемоны, и их счастье. Сильное, тёмное чувство опасно для всех, оно не подвластно никаким доводам рассудка.

В западноевропейской романтичес кой литературе проблема противоречия всепоглощающего чувства и разума рассматривается в личном плане, в рамках  личных судеб отдельных героев.

В романах Флобера «Мадам Бовари», Стендаля «Красное и чёрное» герои (а часто это бедные люди) борются за свой высокий социальный статус, за деньги, порой принося в жертву этому стремлению свою любовь и предавая любимых

Герои Стендаля и Бальзака думают только о деньгах. Желание разбогатеть поглощает все остальные эмоции, повелевает этими людьми.

19:38

Разум и чувства. Пример


Тема дана в форме вопроса.

Должен ли разум преобладать над чувствами? 
 Записать данный вопрос или перефразировать его, добавить 
проблемные вопросы, а затем дать на них ответ, сформулировав тезис.          

Должен ли разум преобладать над чувствами? К каким последствиям  может привести конфликт между разумом и чувством?  Может ли человек, подчиненный законам разума, чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость?

Действительно, как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Мне кажется, что человек, который всю жизнь испытывал «холод разума», никогда не сможет окунуться в мир страстей, в «стихию чувств».  А если это вдруг и произойдет, то он сгорит в этом огне чувств. В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе(тезис - 83 слова)

Основная часть (2 аргумента)

     Давайте вспомним  роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении автор изображает столкновение двух противоположностей, символизирующих собой разные типы личностей –романтиков и реалистов («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» )– Владимира Ленского и Евгения Онегина. В отличие от Онегина, человека рассудочного, с поврежденным и приглушенным сердцем, Ленский сохранил сердечность и доверчивость; порой он наивен и простодушен, порой неумеренно вспыльчив и горяч. Именно эти качества приводят Ленского к трагической гибели на дуэли от руки Онегина. Понимал ли Евгений Онегин, что может произойти трагедия? Да. Но будучи рационально мыслящим, прагматичным человеком, в угоду общественному мнению он принимает вызов от друга и убивает его. Таким образом, разум Онегина взял верх над его чувствами и привел к трагедии.  Промежуточный вывод   (118 слов)


     
 Можно привести и другой пример из этого же произведения. Получив письмо от Татьяны Лариной с признанием в любви, Онегин по-человечески оценил её сердечный порыв. Это письмо тронуло его душу и привело в волнение, но он не разглядел своего счастья; прагматический подход ко всему, даже к любви, не позволил Онегину, подчиненному законам разума, обрести семейное счастье. Однако, когда Евгений встречается с Татьяной через несколько лет, он влюбляется в неё, как мальчишка, слепо и безрассудно, позволяя уже чувствам взять верх над разумом. Эта страсть испепелила его душу, но не принесла ему счастья, так как Татьяна была уже замужем и они не могли быть вместе.                   (102 слова)                                       ИТОГО: аргументы =220 слов

Вывод

     В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что бездуховна жизнь человека, в которой всё подчинено разуму, в которой нет места чувствам. Думаю, человек в равной мере должен уметь управлять и «стихией чувств», и «холодом разума», и тогда он будет жить  в гармонии и с самим собой, и с окружающими.              (54 слова)

ИТОГО: 353 слова

Нравственность — это разум сердца.
       Гейне Генрих

Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.
      Белинский Виссарион Григорьевич

Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.
      Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.
      Пришвин Михаил Михайлович

Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце.
      Шиллер Фридрих

Примерные темы

  1. Нравственность – разум сердца.
  2. Чувства сильнее разума (по произведениям Куприна)
  3. Желтков: любовь или сумасшествие?
  4. Почему решения надо принимать с холодной головой?
  5. Чем опасна страсть?

Разум и чувства аргументы сочинение

Тематические направления итогового сочинения этого года флап.рф/Флапгород/Итоговое_сочинение_(изложение)_в_2016-2017_учебном_году/Отзывы/7779782 не дают скучать и расслабляться, в том числе благодаря тому, что построены по типу бинарных оппозиций.

Оппозиция Разум и чувства - одна из них, и является очень интересной для рассуждения и вывода.

На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного литературного героя, несколько проще - на примере двух героев одного произведения.

Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации. 

Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова.

"Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания."

"Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по "Евгению Онегину") без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием."

Словарь Д.Н. Ушакова (он-лайн) может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения.

Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие:

"Я хотел понять, — вздохнул Бог,  — не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о Боге и дьяволе")

"Разум есть способность создавать принципы." (И. Кант).

"Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку." (О. Шпенглер)

"Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни." (О. де Бальзак)

"Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств." М. Пришвин

"Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой." В.Г.Белинский

"Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным" Тит Лукреций Кар

"Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цепь разумной жизни" Август Платен

"Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. " Л. Фейербах

В сочинении можно предположить, что общим между разумом и чувствами является то, что они определяют поступки человека. И тогда можно рассуждать о важности, искренности, правильности поступков человека, совершаемых на основе разума и основе чувств. Тема интересна тем, что можно поразмышлять о том, что важнее - разум или чувства, что нужно для их развития.

Мировая литература дает богатейший материал для рассуждения на тему чувств и разума. Если смотреть в хронологическом порядке, то это:

- Дж. Остин "Разум и чувства" (разум Элинор и чувства Марианны);

- А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны),

- А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства);

- В. Закруткин "Матерь человеческая" (чувства, которые побеждали разум) флап.рф/Книги/Матерь_человеческая/Отзывы/7311462 ;

- А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения Рэдрика Шухарта) флап.рф/Книги/Пикник_на_обочине/Отзывы/6686667 ;

- Ф. Искандер "Сон о Боге и дьяволе" (см. цитату выше) флап.рф/Книги/Сон_о_Боге_и_дьяволе/Отзывы/7781794 ;

- Л. Улицкая "Дочь Бухары" (Бухара, разум и чувства вместе, чувства, которые движут разумом) флап.рф/Книги/Дочь_Бухары/Отзывы/7785316 ;

- Дж. Мойес "До встречи с тобой" (разум Уилла и чувства Луизы) флап.рф/Книги/До_встречи_с_тобой/Отзывы/7779844 ;

- А. Барбюс "Нежность" флап.рф/Книги/Нежность/Отзывы/7830325 .

Список не окончательный! Можно облегчить себе жизнь и вместо прочтения посмотреть фильмы. По отношению к литературе нехорошо, но лучше, чем ничего. Главное, выучить имя автора и жанр произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

Материалы к ИТОГОВОМУ сочинению по литературе

Материалы к ИТОГОВОМУ сочинению по литературе...

Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Вашему вниманию предлагаются 5 вариантов вступлений и подборка цитат к итоговому сочинению по литературе по тематическим направлениям: Дом, Путь, Время, Любовь, Книга....

Материалы для итогового сочинения по литературе в 11 кл. Дружба и вражда.

Материалы для итогового сочинения по литературе могут быть использованы для подготовки к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ...

Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы).  Изложены основ...

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ИНТЕНСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ. «СОЧИНЕНИЕ НА ЗАЧЕТ»

Структура программы соответствует требованиям: пояснительная записка с актуализацией, что одним из важных умений  по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам образовател...

Образцы итоговых сочинений по литературе (декабрьское сочинение)

Образцы итоговых сочинений  по литературе (декабрьское сочинение)...