Как помочь детям написать сочинение по картине (неметодические замечания)
консультация по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Молоснова Екатерина Николаевна

В статье рассматриваются психологические аспекты общения с классом для подготовки к написанию сочинения по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  № 2 СЛУШАТЕЛЯ  КУРСА   РЯ7-1 МОЛОСНОВОЙ  ЕКАТЕРИНЫ  НИКОЛАЕВНЫ

«А я делаю так…»

Очень люблю проводить  уроки обучению сочинению по картине. Любое сочинение – это прежде всего творчество. Творчеству нельзя научить, но можно научиться. Задача такого урока – показать, что работа  над     сочинением – интересное, увлекательное  занятие, маленькая научная работа. А учитель на уроке – организатор, помощник и СОтрудник. Считаю, что надо научить ребенка не только рассматривать картину, но и видеть мельчайшие детали.

Проводя работу по сбору материала к сочинению, ставлю задачу: внимательно рассмотрите картину, станьте её частью, представьте, что вы находитесь рядом с героем картины, с предметами, которые изображены на ней, постарайтесь услышать звуки, уловить ароматы и опишите свои ощущения. Это необходимо для того чтобы сочинение по картине не стало обыкновенным перечислением того, что находится на первом плане, справа и слева. Затем рекомендую детям развернуть сюжет. Хоть незатейливый, крошечный, а он всегда найдётся, даже если это пейзаж.  Для этого задаю вопрос: что произошло до момента, изображённого на полотне, что происходит сейчас. Затем собираем материал для работы. Чтобы избежать вечных вопросов: а как начать, напоминаю, что можно использовать назывные  предложения. Работая над содержательной частью, добиваюсь того, чтобы на уроке «собрать» предложения из множества вариантов, предлагаемых детьми. Поскольку в 5-6 классах дети имеют небольшой опыт в работе над сочинением по картине, то, сосредоточившись на определённой детали полотна, для построения предложения даю начало фразы. Тут же появляется несколько вариантов её окончания. Остается записать наиболее удачные выражения и отрывки.  План записываем только по окончании сбора материала, когда станет ясно «о чём писать»; дети сами предлагают формулировку пунктов плана или тезисы (в зависимости от поставленной задачи). Так проще ещё раз «пробежаться» по всему сочинению и вспомнить наиболее удачные моменты.

К примеру, по этому шаблону проводилась работа в 5-м классе, в 6-м классе по картинам Герасимова «После дождя», Крымова «Зимний вечер», Яблонской «Утро».

И последнее: готовясь к подобным урокам, пишу сама 1-2 варианта сочинения, чтобы знать, что должно получиться в результате . На уроке, как правило, получается 3-й.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Как написать сочинение по картине (пейзаж).

Презентация создана в помощь учащимся 5 - 6 классов....

Презентация к уроку обучающего сочинения по картине "Дети" Н.П. Богданова-Бельского

Презентация к уроку обучающего сочинения по картине "Дети" Н.П. Богданова-Бельского для 5 класса...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...

Сочинение по картине Маковского "Дети, бегущие от грозы"

Сочинение по картине Маковского "Дети, бегущие от грозы"...

Сочинение по картине (структура сочинения)

Презентация предназначена для учащихся 5-6 классов как образец написания сочинения по картине...